Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Понятие и общая характеристика судебной власти в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Имплементация указанных положений в российское законодательство потребовала внесения изменений в нормы Закона о статусе судей, регламентирующие приостановление и прекращение полномочий судьи, а также введения специальной статьи 12.1 о дисциплинарной ответственности судей, предусматривавшей возможность наложения соответствующего взыскания в виде предупреждения или прекращения полномочий при нарушении норм Кодекса судейской этики[27].

Решить все поставленные задачи на первом этапе судебной реформы не удалось, что обусловило необходимость принятия новой Федеральной целевой программы Развитие судебной системы России на 2007 - 2012 годы (далее - Программа на 2007 - 2012 годы). Изучение этого документа позволяет утверждать, что основной акцент второго этапа реформы был сделан на решение задач, связанных с имплементацией в российскую правовую систему международных стандартов осуществления правосудия, и прежде всего последовательного обеспечения принципа свободного доступа к правосудию.

В дальнейшем это положение было скорректировано в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, согласно которой суд должен быть не только независимым и беспристрастным, но и компетентным и созданным на основании закона[28]. Принцип свободного доступа к правосудию содержится в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (далее - Конвенция), которая предоставляет индивиду право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым судом, созданным на основе закона[29]. Поскольку приведенные положения базовых международных документов в области прав человека являются достаточно абстрактными, толкование рассматриваемого принципа осуществлено в целом ряде решений Европейского суда по правам человека.

В целях повышения доступности и эффективности правосудия в 2007 - 2012 годах было увеличено количество судей, динамично развивался институт мировых судей, которые рассматривали уже 60 - 70% всех дел, подсудных судам общей юрисдикции. В результате уменьшилась нагрузка мировых судей путем увеличения их числа в ряде регионов [30].

Однако, на наш взгляд, еще не до конца реализована идея, положенная в основу института мировой юстиции: приближение правосудия к населению на уровень шаговой доступности.

Самостоятельным направлением второго этапа реформирования судебной системы явилось повышение открытости и прозрачности правосудия, в рамках которого было введена информационная система судов общей юрисдикции - Государственная автоматизированная система Российской Федерации Правосудие (далее - ГАС Правосудие); созданы участки сканирования текущих судебных актов и дел постоянного хранения, сдаваемых в архив; начато формирование единой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия всех судов общей юрисдикции.


В целях реализации соответствующих положений Программы на 2007 - 2012 годы был принят целый ряд документов, регламентирующих обеспечение информационной открытости судов: Федеральные законы от 27.07.2006 № 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации[31], от 22.12.2008 № 262-ФЗ Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации[32], а также Постановление Пленума ВС РФ от 13.12.2012 № 35, дающее разъяснения названного Закона[33].

На наш взгляд, на втором этапе реформирования судебной власти были внесены позитивные изменения в деятельность судебной системы, однако целый ряд проблем остался нерешенным.

Во-первых, не была решена проблема обеспечения независимого и справедливого судебного разбирательства. По данным некоторых солидных исследований, сохраняется крайне низкий уровень доверия граждан к суду.

Во-вторых, полагаем, не завершен процесс судебного строительства, не получила завершения начатая модернизация судебной системы.

Вместе с тем в специальной литературе достаточно острую дискуссию вызвали названные выше системные преобразования. Мы разделяем высказанное А.В. Гусевым мнение о том, что сложившаяся система судов районного уровня оправдала себя многолетней практикой, она в какой-то степени приближена к населению и им востребована[34], что немаловажно для реализации принципа свободного доступа к правосудию.

В-третьих, несмотря на отмеченное выше обновление правил судопроизводства, в ходе первых этапов судебной реформы еще не решен ряд задач, непосредственно связанных с функционированием институтов правозащитного комплекса.

Учитывая вышеизложенное, вполне закономерным представляется принятое Президентом РФ решение о проведении следующего этапа реформирования судебной власти, ключевой целью которого стало создание государственных гарантий, направленных на обеспечение ее законного и справедливого осуществления, а также принципа доступа к правосудию. Дальнейший план реформирования судебной системы был представлен в Федеральной целевой программе Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы (далее - Программа на 2013 - 2020 годы)[35].

Укрепление гарантий доступности правосудия является ядром данного документа, поскольку в качестве приоритетных направлений современного этапа судебной реформы называются: обеспечение открытости и прозрачности правосудия; повышение доверия к правосудию, в том числе за счет повышения эффективности и качества рассмотрения дел; создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности; обеспечение независимости судей; повышение уровня исполнения судебных актов.


Глава 2. Признаки и функции (полномочия) судебной власти

2.1 Признаки (свойства) судебной власти.

Признак - это качество, свойство, составляющее отличительную особенность чего-нибудь, показатель, примета, знак, по которому можно узнать, определить что-нибудь[36].

В юридической литературе не сложилось единого мнения о признаках судебной власти. В учебной литературе (о правоохранительных органах) называется от трех до десяти различных признаков судебной власти[37] .

Некоторые авторы разделяют эти признаки на общие, которые относятся и к иным ветвям власти (например, социальный характер власти, т.е. она (власть) присуща человеческому обществу), и специфические, то есть те, которые отличают судебную власть от законодательной и исполнительной .

Судебная власть как функция государственного органа - суда обладает рядом присущих ей признаков.

Судебная власть - вид государственной власти, одна из трех ее ветвей, установленная в законодательном порядке Конституцией РФ. Воля судебной власти выражается в ее решениях от имени государства, обязательных для исполнения на территории всего государства.

Судебная власть - принадлежит специально создаваемым в предусмотренном законом порядке государственным органам - судам в лице судей и привлекаемым в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжным и арбитражным заседателям. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя обязанности по осуществлению правосудия. Полномочием осуществлять судебную власть наделены только суды, входящие в судебную систему Российской Федерации, утвержденную Федеральным конституционным законом О судебной системе Российской Федерации (ст. ст. 1 и 4) (далее - Закон о судебной системе РФ).

Судебная власть - обладает исключительностью, которая заключается в том, что никакой другой орган государственной власти или должностное лицо не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию суда. Например, только суд уполномочен признать лицо виновным в совершении преступления, а в некоторых случаях - и административного правонарушения и применить к нему меру уголовного наказания или административного воздействия.


Судебная власть - независима, самостоятельна и обособлена. Суды и судьи, осуществляющие функции (полномочия) судебной власти, независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону (ст. 120 Конституции, ст. 5 Закона о судебной системе РФ). Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретных дел, находящихся в их производстве. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия, угроза жизни и здоровью судьи, клевета в отношении судьи в связи с осуществлением правосудия являются преступлениями против правосудия и влекут уголовную ответственность (ст. ст. 294 - 298 УК РФ)[38]. Независимость судей - это и запрет каждому судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений и обязанность противостоять попыткам такого воздействия.

Самостоятельность органов судебной власти (ст. 10 Конституции РФ) означает их неподведомственность другим ветвям власти, отсутствие подчиненности и подотчетности каким-либо другим государственным органам. Экономическая основа самостоятельности судебной власти в системе государственной власти заложена ст. 124 Конституции РФ, в которой сказано, что финансирование ее деятельности прямо и исключительно осуществляется из федерального бюджета.

Закон о судебной системе РФ (п. 4 ст. 5) содержит запрет издавать законы и нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

Обособленность судебной власти заключается в том, что суды, осуществляющие функции судебной власти, образуют самостоятельную систему государственных органов, не входящих в структуру органов законодательной и исполнительной власти. Организационное обеспечение деятельности судов (кадровое, материально-техническое, финансовое и иное) происходит через органы судебной власти. Взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти осуществляется в пределах и на основании законов, гарантирующих независимость судов и судей.

Судебная власть - реализуется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ и ст. 1 Закона о судебной системе РФ).

Судопроизводство - это деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов.

Например, поводом для начала уголовного судопроизводства является сообщение (заявление) о совершенном или готовящемся преступлении, а основанием - наличие в этом сообщении достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Судопроизводство по уголовному делу включает производство в органах расследования преступлений и в суде. Судопроизводство по гражданскому или административному делу возбуждается по заявлению лиц, обратившихся в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Конституционное производство возбуждается и осуществляется Конституционным Судом РФ.


Судебная власть - осуществляет свою важнейшую функцию - правосудие путем рассмотрения конкретных дел в процессуальном порядке. Процедура рассмотрения и разрешения дел определяется законом. Закон устанавливает процессуальную форму всех судебных действий, процедуру принятия судебных решений.

Конституционный Суд РФ действует в процессуальном порядке, определенном Федеральным конституционным законом О Конституционном Суде Российской Федерации (ст. ст. 43 - 84). Гражданское, уголовное и арбитражное судопроизводство осуществляется в соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ соответственно. По делам об административных правонарушениях процессуальная процедура установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Процессуальный порядок судопроизводства призван обеспечить законность всей деятельности судебных органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость принимаемых решений, охрану прав лиц, чьи интересы затрагивает судебная власть.

Судебная власть подзаконна - это означает, что полномочия, порядок образования и деятельности судов определяются законом, суды и судьи действуют на основе закона, подчиняясь только Конституции РФ и федеральным законам, и не вправе отступать в своей деятельности от их требований.

Судебная власть обладает полнотой, которая выражается компетенцией ее органов, окончательностью судебных решений, их обязательностью для государственных органов, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Последнее означает, что решение суда имеет властный характер и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории государства. Неисполнение требований и распоряжений суда влечет установленную законом ответственность.

Судебная власть - осуществляет свои полномочия с участием представителей народа (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, ч. 1 ст. 1 Закона о судебной системе РФ). В соответствии с положениями Конституции РФ и названного Закона граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Так, в состав суда, рассматривающего уголовное дело, кроме судьи, могут входить присяжные заседатели, а при рассмотрении арбитражного дела - арбитражные заседатели.