Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Понятие и общая характеристика судебной власти в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, сущность и правовые основы судебной власти в Российской Федерации
Понятие и сущность судебной власти
1.2 Особенности формирования судебной власти в Российской Федерации
Глава 2. Признаки и функции (полномочия) судебной власти
2.1 Признаки (свойства) судебной власти.
2.2 Функции (полномочия) судебной власти: дискуссионные аспекты
Введение
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что становление правового государства неразрывно связано с возрастанием роли судебной власти в утверждении конституционной законности, с расширением объема полномочий судебной власти в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих не только в отношениях между физическими и юридическими лицами, но и во взаимоотношениях различных ветвей власти при нарушении интересов Российской Федерации и ее субъектов, при осуществлении административного управления.
Реализуемые в последние годы судоустройственные изменения привлекают внимание исследователей к актуальным проблемам функционирования судебной власти. Предложения по системному совершенствованию судебной системы, озвученные в ходе IX Всероссийского съезда судей в декабре 2016 г., имеют своей целью изменение ее структуры и логики работы. В этой связи концептуальные положения, определяющие основы судебной деятельности, требуют глубокого осмысления.
Вечны споры о природе государственной власти. Одни настаивают на ее общесоциальной роли, другие клеймят как орудие реализации корыстных устремлений ее обладателей. То же противоречие присуще и части государственной власти - ее судебной ветви. Судебная власть использовалась как ритуальный инструмент верховной государственной власти. Но со временем общество стало уповать на нее как на средство защиты от произвола правителей. Рождавшиеся веками принципы правосудия направлены против капризов и расправ обладателей власти с неугодными себе. Борьба общества за судебную власть сталкивается с приручением правителями судей, с вовлечением их в использование власти для собственных выгод. Суды соблазняются возможностью отказаться от тяжкого труда правосудия и обратить свои полномочия для освобождения от общественного служения и для создания условий своего комфортного существования.
Судебная власть (деятельность) исследуется рядом историко-теоретических, отраслевых, прикладных юридических наук. К их числу относятся теория государства и права, несколько отраслей материального и процессуального права: конституционное право, административное право, гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право, уголовно-процессуальное право и др.
Судебная власть является частью так называемой системы сдержек и противовесов, средством разрешения споров между органами государственной власти. Однако эта задача судов в Российской Федерации прослеживается лишь на федеральном уровне, да и то дискретно. Что же касается регионального и муниципального уровней, то она и вовсе оказывается нереализованной. Конечно, у нас не хватает практического опыта в нормативно-правовом определении этих функций судебной власти, но всякий практический опыт должна предварять хорошо разработанная теория, которая в нашей стране, по отношению к судебной власти, остается пока неразработанной.
Российская Конституция восприняла многие позитивные черты и свойства зарубежного опыта конституционного развития. В полной мере это относится и к институту судебной власти. Однако и национальные традиции, например, институт присяжных, адвокатура, также оказывают влияние на развитие системы правосудия.
Между тем, задача судебной реформы состоит в становлении в России подлинной судебной власти, независимой в своей деятельности от кого бы то ни было, ориентированной на правовые ценности, отраженные в международных стандартах в области прав человека. Поэтому основы принципиально нового отношения к личности в судопроизводстве правового, демократического государства должны быть заложены в настоящее время.
Объект работы - правовые отношения в сфере организации и осуществления судебной власти, рассмотрение теоретико-правовых основ судебной власти как правового института, ее реализация через систему правосудия в условиях формирования российского правового государства.
Предмет курсовой работы составили основные исторически развивавшиеся представления о судебной власти и соответствующие положения Конституции Российской Федерации, федеральное законодательство, другие правовые источники, касающиеся судебной власти, форм ее осуществления и функций.
Цель курсовой работы заключается в разработке понятийного аппарата, составляющего теоретико-правовые основы судебной власти и отражающего процессы совершенствования формирующейся современной модели судебной власти, ее роли и значения в механизме правового государства.
Осуществление поставленной представляется в решении следующих задач:
- определение понятия, свойств, принципов, признаков судебной власти и основных форм ее осуществления и функционирования;
- выявление основных форм осуществления судебной власти и правосудия;
- анализ актуальных вопросов развития законодательства о федеральной судебной власти.
-рассмотреть основные функции (полномочия) судебной власти.
В работе использованы положения Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и др.
Методологической основой исследования являются диалектический, исторический, сравнительно-правовой, логический и ряд других методов научного исследования.
Глава 1. Понятие, сущность и правовые основы судебной власти в Российской Федерации
Понятие и сущность судебной власти
Сложность познания сущности судебной власти, как и всякого иного объекта такого масштаба и такого рода, связана прежде всего с тем, что она (сущность) скрыта от непосредственного ее отражения исследователем. Сущность власти вообще и судебной власти в частности нельзя увидеть глазами или ощутить, почувствовать прикосновением. В социальной действительности нет фактора, который своим внешним и доступным для непосредственного познания проявлениям был бы адекватен сущности судебной власти. Последняя (сущность власти) таится в недрах объективной реальности и доступна для нашего познания только на уровне теоретических абстракций и конструкций.
Следует отметить, что отсутствие в действующем законодательстве определения понятия судебная власть обусловливает необходимость выявления ее структурных параметров и отграничения их друг от друга: суд, орган судебной власти, судебная система, система органов судебной власти, ветви судебной власти и проч. Для того чтобы раскрыть понятия указанных категорий, необходимо обратиться к теоретическим основам судебной власти. Существуют разные подходы к выявлению содержания понятия судебной власти, отправной точкой для которых являются разнопорядковые в своей основе категории: процесс, орган судебной власти, отправление правосудия, судопроизводство, судоустройство. Однако эти понятия располагаются в разных плоскостях и предназначены для отражения разных социальных и правовых явлений. Подобное положение вещей показывает межотраслевое свойство учения о судебной власти. В этой связи представляет интерес рассмотрение судебной власти и судебной системы с позиций подходов разных юридических наук и дисциплин с целью более глубокого и всестороннего изучения институциональных параметров судебной власти.
Основу знаний о судебной власти закладывает теория государства и права, определяющая судебную власть через отражение ее сути. Стоит отметить одновременность ее появления с государством и правом, по мнению большинства исследователей. Л.А. Воскобитова замечает, что судебная власть как социально-правовое явление... является непременным атрибутом государственной власти[1]. Такой подход представляется обоснованным по ряду причин: нарушение определенного субъективного права влечет необходимость обращения в суд, а возможность восстановления нарушенного права судом должна быть подкреплена силой государственного принуждения. Однако судебный способ разрешения социальных конфликтов нельзя отождествлять с деятельностью самостоятельной и независимой судебной власти. И.Л. Петрухин отмечает, что в древности суд был лишь инструментом в руках самодержавных правителей, которым наряду с правосудием принадлежала законодательная и исполнительная власть[2].
Стоит отметить, что приведенная дефиниция не является самой распространенной среди исследователей в области теории государства и права. Традиционным среди ученых как общетеоретических, так и отраслевых юридических наук можно назвать понимание судебной власти как образующей совокупности связанных судебных органов, что говорит о недостаточной исследованности судебной власти в данном аспекте, поскольку предмет любой юридической науки подразумевает свой определенный круг изучения[3].
С позиции конституционного права под судебной властью подразумевается независимая и самостоятельная ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов и состояний[4].
Теории гражданского процессуального права, арбитражного процессуального права, уголовно-процессуального права основываются на изучении судебной власти через призму форм и принципов ее деятельности. Исходя из указанного подхода судебная власть представляет собой особую форму деятельности государства, осуществляющую свои властные полномочия специально созданными государственными органами - судами в строго установленной законом процессуальной форме в сфере защиты конституционного строя, прав и законных интересов человека и гражданина, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и иных объединений[5]. Судебную власть также определяют как предоставленные судам (специальным органам государства) полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализацию этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений[6].
Между тем суть дефиниций, приводимых процессуалистами, сводится к определяющему слову полномочия. Подобное представление укладывается в общий смысл слова власть, определяемое Толковым словарем русского языка как право и возможность распоряжаться кем-нибудь, чем-нибудь, подчинять своей воле [7].
Из вышеприведенного краткого обзора мнений следует, что представители отраслевых юридических наук судебную власть в целом рассматривают как социальный (общественный), политический, правовой институт, созданную форму организации деятельности, существование которой продиктовано необходимостью.
Как было сказано выше, изучение судебной власти сквозь призму институционального подхода осуществляется многими исследователями, в связи с чем необходимо выделить следующие признаки судебной власти, в том числе позволяющие отличить ее от других ветвей власти с позиции указанного подхода:
1) органы судебной власти - суды.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (ст. 11). Из указанных положений Конституции Российской Федерации следует логичный вывод, что органы судебной власти как органы государственной власти - это суды[8];
2) суд - исключительный орган судебной власти.
На основании ст. 118 Конституции Российской Федерации правосудие осуществляется только судом, а судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
3) судебная власть реализуется в особых процессуальных формах посредством одного из видов судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации);
4) носителями судебной власти являются лица, замещающие государственную должность и имеющие особый статус, - судьи. В соответствии со ст. ст. 120 - 122 Конституции Российской Федерации судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны;
5) судебная власть заключается в правоприменительной деятельности.
6) задачи судебной власти - защита прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечение законности.
Важно отметить, что ни Конституция Российской Федерации, ни Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ О судебной системе Российской Федерации[9] (далее - Закон о судебной системе), ни Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ О судах общей юрисдикции в Российской Федерации[10] не содержат целей, задач деятельности судов. Статья 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ Об арбитражных судах в Российской Федерации[11] в качестве основных задач арбитражных судов при рассмотрении дел предусматривает защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.