Файл: Психологические особенности общения подростков (старшеклассников) с родителями (Характерные особенности подросткового возраста).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимодействия подростков и взрослых
1.1. Характерные особенности подросткового возраста
1.2. Специфика общения подростка с родителями
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКА СО ЗНАЧИМЫМИ ВЗРОСЛЫМИ
2.1. Цель, задачи исследования
2.2. Описание методики исследования
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Характеристика отношения подростка к родителям
По шкале «Автономность» получен максимальный балл, что говорит о том, что отец старается занимать автономную позицию в отношениях с дочерью. Отец – лидер, выступает как глава семьи.
По шкале «Непоследовательность» получен достаточно высокий балл, который свидетельствует о том, что отец не всегда предсказуем в отношениях с дочерью. Его методы воспитания непоследовательны. Он может быть ласков с дочерью сегодня, а завтра быть излишне требовательным. По сравнению с матерью, отец более непоследователен в воспитании дочери.
Итак, в отношениях отца и дочери – подростка проявляется большая отстраненность, закрытость в отношениях в связи с тем, что отец более директивен в отношениях с дочерью, более требователен, более непоследователен, чем мать. Отношения дочери и отца характеризуются как не доверительные, в связи с чем, меду ними не установлены высокие положительные взаимоотношения.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод что, в целом девушка – подросток характеризует положительное отношение своих родителей к себе самой. Однако если отношение матери более эмоциональное, более открытое, теплое, то в отношениях с отцом установлена дистанция, вызванная властностью и требовательностью отца.
3.2. Рекомендации по укреплению общения отца и дочери
На основании проведенного исследования можно порекомендовать с целью укрепления отношений и общения отца и дочери следующее:
1. Отцу важно беседовать с дочерью на различные темы с позиции «на равных». Это обеспечит большее доверие девушки – подростка по отношению к отцу. Девушкам обычно труднее доверять отцам, чем матери. Однако все же, если подросток увидит заинтересованность со стороны отца в ее жизни, увлечениях, хобби, друзьях, причем такая заинтересованность не будет требовательной, тогда девушка станет более открытой в отношениях с отцом. Будет принимать его советы, спрашивать совет и т.д.
2. Всем членам семьи необходимо хотя бы раз в месяц (а лучше чаще) устраивать совместные мероприятия (прогулки, пикник, праздничные ужины). Такие мероприятия способны сплотить всю семью, создать благоприятный психологический фон.
Общение дочери и отца является важной основной для формирования у подростка образа будущего мужа. В общении с отцом дочка способна постигать взаимоотношения с другими мужчинами, учиться общаться с противоположным полом. Поэтому важно уделять значительное внимание именно отношениям дочери – подростка и отца.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характер межличностных отношений в семье непосредственно сказывается на психическом и физическом здоровье личности человека, на настроении и на его деятельности. Таким образом, эмоциональные взаимодействия в семье, прежде всего, эмоциональные отношения с родителями, влияют на личность ребенка. От качества и количества взаимоотношений с родителями зависит формирование детской психики, представлений о мире и о себе и, как следствие, отношения с окружающими. Поэтому важной задачей каждой семьи является формирование и развитие эмоционально – положительного настроя, позитивных отношений в системе «ребенок-родитель».
На основании проведенного теоретического анализа был организован констатирующий эксперимент по выявлению основных эмоциональных характеристик отношений матери и отца с дочерью – подростком.
Результаты исследования показали, что девушка- подросток характеризует свою мать как способную принять ребенка, принимающую в ее жизни заинтересованное участие. Мать требовательна по отношению к дочери, однако с ее стороны нет жесткого контроля за поведением дочери. В отношениях отца и дочери – подростка проявляется большая отстраненность, закрытость в отношениях в связи с тем, что отец более директивен в отношениях с дочерью, более требователен, более непоследователен, чем мать.
На основании полученных результатов были составлены рекомендации для оптимизации отношений между дочерью – подростком и отцом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М: Просвещение. – 1967
- Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Академический проект, 2005. – 208 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.
- Кондратьев М. Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С.69-78
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
- Макушина О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте.// Вопросы психологии.-2002.-№5.-с. 135-143
- Малкина – Пых И.Г. Возрастные кризисы. – М.: Эксмо, 2005. – 986 с
- Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2000
- Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2 – М.: ВЛАДОС, 2003
- Психология подростка/Под ред. А. А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003
- Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Издательство политической литературы, 1975.
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR)
Мой отец (моя мать) |
Да |
Частично |
Нет |
|
1 |
Очень часто улыбается мне |
2 |
1 |
0 |
2 |
Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет |
2 |
1 |
0 |
3 |
Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня |
2 |
1 |
0 |
4 |
Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться |
2 |
1 |
0 |
5 |
Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает |
2 |
1 |
0 |
6 |
Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться |
2 |
1 |
0 |
7 |
Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять |
2 |
1 |
0 |
8 |
Постоянно жалуется кому-то на меня |
2 |
1 |
0 |
9 |
Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо |
2 |
1 |
0 |
10 |
За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает |
2 |
1 |
0 |
11 |
Очень любит делать что-нибудь вместе |
2 |
1 |
0 |
12 |
Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу |
2 |
1 |
0 |
13 |
Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал |
2 |
1 |
0 |
14 |
Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу |
2 |
1 |
0 |
15 |
Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения |
2 |
1 |
0 |
16 |
Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно |
2 |
1 |
0 |
17 |
Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан |
2 |
1 |
0 |
18 |
Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу |
2 |
1 |
0 |
19 |
Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер |
2 |
1 |
0 |
20 |
Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет |
2 |
1 |
0 |
21 |
Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения |
2 |
1 |
0 |
22 |
Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано |
2 |
1 |
0 |
23 |
Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен |
2 |
1 |
0 |
24 |
Практически позволяет мне делать все, что мне нравится |
2 |
1 |
0 |
25 |
Мой отец (моя мать) меняет свои решения так, как ему (ей) удобно |
2 |
1 |
0 |
26 |
Часто хвалит меня за что-либо |
2 |
1 |
0 |
27 |
Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь |
2 |
1 |
0 |
28 |
Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился |
2 |
1 |
0 |
29 |
Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе |
2 |
1 |
0 |
30 |
Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет |
2 |
1 |
0 |
31 |
Старается открыто показать, что любит меня |
2 |
1 |
0 |
32 |
Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе |
2 |
1 |
0 |
33 |
Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом |
2 |
1 |
0 |
34 |
Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя» |
2 |
1 |
0 |
35 |
Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее |
2 |
1 |
0 |
36 |
Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу |
2 |
1 |
0 |
37 |
Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею |
2 |
1 |
0 |
38 |
Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу |
2 |
1 |
0 |
39 |
Всегда легко меня прощает |
2 |
1 |
0 |
40 |
Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало |
2 |
1 |
0 |
41 |
Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо |
2 |
1 |
0 |
42 |
Постоянно указывает мне, как себя вести |
2 |
1 |
0 |
43 |
Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит |
2 |
1 |
0 |
44 |
Проведение каникул я планирую по собственному желанию |
2 |
1 |
0 |
45 |
Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным |
2 |
1 |
0 |
46 |
Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил |
2 |
1 |
0 |
47 |
Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел |
2 |
1 |
0 |
48 |
Пренебрегает мною, как мне кажется |
2 |
1 |
0 |
49 |
Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) – это моя крепость |
2 |
1 |
0 |
50 |
Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях |
2 |
1 |
0 |