Файл: Нормативный договор (Нормативный договор как форма права).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 370
Скачиваний: 2
_______________
8 Гайворонская Я.В. Концепция нормативности права в отечественном правоведении (советский и постсоветский периоды): Дис. ... к.ю.н. СПб., 2009. С. 160.
9Лукашева Е.А. Право. Мораль. Личность. М., 2007. С. 14 - 15.
10Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. М., 2008. С. 16.
Такой подход представляется более широким, поскольку рассматривает норму не только как форму, но и ее природу, позволяет преодолеть существующие заблуждения узкого позитивистского подхода, а также гармонично сочетает объективное, обусловленное социальной необходимостью, и субъективное, связанное с "осознанно-целенаправленным процессом формулирования", начала. Понимание дилеммы "объективное-субъективное" позволяет глубже исследовать генезис социальных норм, в том числе и правовых.
Таким образом, обозначим следующие признаки нормативного договора: правовой акт, посредством которого выражаются обособленные согласованные воля и волеизъявление различных субъектов права; в договорных отношениях участвуют стороны, обладающие равным объемом прав и обязанностей (характерно равенство сторон); договор предполагает соглашение сторон по всем существенным его аспектам; стороны несут взаимную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств; в нормативном договоре в качестве хотя бы одной из сторон предполагается участие государства и его органов, то есть субъектов публичной власти; предоставительно-обязывающий характер, нормативного договора; нормативный договор содержит правила поведения общего характера; согласно договоренности - субъекты, чьи отношения регулирует нормативный договор, должны издать правовые акты, заключить соглашения, совершить юридически значимые действия; особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров и специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением; официальное опубликование нормативного договора.
1.2. Классификация и содержание нормативного договора
Особенностью нормативно-правового договора является то, что он регулирует отношения по управлению различного уровня, что отражается на его субъектном составе.
Сторонами нормативно-правового договора могут быть:
1) государство или иное публично-правовое образование в лице своих органов;
2) международные организации или транснациональные корпорации;
3) работодатель,
4) иные лица, уполномоченные на согласование и установление норм права.
Отличительной особенностью международно-правового договора является то, что он, будучи одним из основных источников международного права, одновременно выступает источником права ряда отраслей права в зависимости от предмета и метода правового регулирования. В нем наиболее ярко отражается признак согласования воль сторон.
В конституционно - правовых договорах выражается такая особенность, что иногда более корректно говорить не о нормативно-правовом договоре как об акте в целом, определяя его в качестве источника права, а о «частях» нормативно-правового договора, поскольку источниками права являются, по сути, не акты, а конкретные нормы.
Отличительной особенностью административного договора является наиболее яркое проявление признака публичного характера по сравнению с другими видами нормативно-правовых договоров, в связи с тем, что административное правоотношение является публичным по своему характеру и характеризуется спецификой характера юридических связей между субъектами, основанном на властном подчинении одной стороны другой.
В самом общем плане можно выделить три стадии договорного правотворческого процесса:
а) подготовка и согласование проекта договора;
б) заключение договора;
в) введение договора в действие.
и согласование проекта - первая стадия правотворчества. Инициатива проекта до может быть как одним, так и несколькими субъ предполагаемого договора. исходного проекта также быть осуществлена из сторон самостоя, но более представляется все же совместная . Чем раньше субъекты к согласованию взаимных , а следовательно, текста проекта, тем вероятность, что их условия в установления, которые не впоследствии "множественных толко". Тем более что конечный проекта в любом будет на основе различных процедур (консультаций, и т.п.)[11].
_______________
11Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное понимание на грани двух веков). Саратов, 2010. С. 112.
На стадии договора подписание соответствующих , что является выражением , достигнутого сторонами . Возможны и формы выражения - к примеру, обмен , образующими договор (в договорном ).
Третья стадия правотворчества - введение ора в действие - включает процедуры, с уже заключенными договорами для их в юридическую силу: , утверждение, принятие - для договоров; , регистрация - для отдельных внутригосударственных и т.п., а также официальное или иные доведения содержания его до адресатов.
Ф.В. Тарановский три случая действия как источника :
а) межгосударственные отношения;
б) государства - "договоры родами, племенами, , сословиями, ";
в) "при сильно государственной власти и вшейся монополии законодательства" триваемые диспозитивными нормами возможности для права определить отношения соглашением[12].
_______________
12Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. Берлин, 1923. С. 151.
В последнем Ф.В. Тарановский, вероятно, в виду использование при санкционированном нном правотворчестве.
Ю.И. Гревцов нормативно - правовые дные договоры, договоры Федерации и - правовые договоры организаций. Отметим, что от дого он отделял нормативно - акты, совместно органами и общественными и кооперативными [13].
Другие авторы и предпочитают овать договоры по отраслевой принадлежности.
По классификаций договоров высказать два . Во-первых, как уже отмечалось, способ правотворчества при всех формах деятельности, референдумного правотворчества. , проекция договорного на формы правотворческой не должна с конкретными целевыми, ин, отраслевыми и прочими . Подобное смешение способно запутать вопрос.
договоры можно по нескольким основаниям. критерий мы уже : форма право деятельности, при которой договор.
Следовательно, три группы договоров:
а) между субъектами права (нное государственное правотворчество);
б) государственными и субъектами права ( правотворчество);
_______________
13 Теория государства и права / Отв. ред. А.М. Королев, Л.С. Явич. Л., 2009. С. 242.
в) между субъектами права (ированное правотворчество).
В качестве договорных актов, к первой группе, привести договоры, ко второй - о социальном партнерстве, к - коллективные договоры (в праве).
договорного правотворчества, характером договорного как оформления выражения нных волеизъявлений права, актуализирует о классификации нормативных по составу субъектов. можно равностатусные и разностатусные (сные) договоры.
заключаются между права, формально или фактически правовым статусом: государствами, между федеративных , между государственными . Вторые - между права, изначально (вплоть до подчинения) по своему статусу: федеративным государством и его , между субъектом государства и образованием, между органом и профессиональными и т.п.
Как пишет А.С. Автономов, " участниковдо отнюдь не означает их неравноправия в конкретных имеются ситуации, , к примеру, йская Федерация и ее способны выступать в равноправных договаривающихся соответствующие могут заключаться в ст. 72 Конституции РФ"[14].
14 Автономов А.С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. М., 2009. С. 84.
Действительно, договоры - и конкретизирующие уционное разграничение ведения и полномочий по пред совместного ведения Федерации и Российской Федерации - считать равноправными. Но при соглашения, заключаемые в таких (на основании ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции[15]), - о органами исполнительной Российской Федерации части полномочий органам власти субъектов Рос Федерации - по определению не быть ыми. Не вызывает сомнений, что органы исполнительной при передаче осуществления полномочий осуществлять контроль за органов исполнительной субъектов Федерации в этих , вплоть до отмены их [16].
Обобщив изложенное, к выводу: разностатусные договоры быть как равноправными, так и .
В качестве оснований разграничения также использование критериев, отражающих те или аспекты действия актов. По предметному нормативные можно разделить на ьные (Соглашение о создании СНГ г.), статусно - компетенци (Устав ООН г.), процессуальные (Венская о праве международных 1969 г.) и т.п., в зависимости от , какой аспект деятельности тех или субъектов права нормами договоров.
_______________
15Рос. газ. 1993. 25 дек.
16 Конституция Российской Федерации: научно - практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2007. С. 462.
Но классификация условна, поскольку , как и любым иным нор актом, могут одновременно и нормы - правила, и нормы, и организационно - ионные нормы и т.д.
По действию в нормативные договоры на межгосударственные и внутригосударственные. последних следует общегосударственные ( договор 1992 г.), (Договор об основах тношений Красноярского и Эвенкийского округа 1997 г.), (договоры между государственной субъектов Федерации и органами самоуправления). По критерию в отношении круга : договоры действия (Договор Федерации и Республики 1994 г.) и различные ьные договоры ( о разграничении полномочий Правительством РФ и администрацией края в сфере угольной на территории Красноярского 1999 г.). По критерию во времени: срочные и договоры.
, нормативные договоры можно делить по принадлежности: международные, - правовые (" - правовые"), административные, хо, финансовые, налоговые, , трудовые и т.д.
Таким , после ряда оснований его ификации для указанной исследования выбран, отраслевой . Такой подход рассмотреть тот или иной вид договора более , комплексно, а показать его место в вышеуказанных классификаций.
В возрастающего многообразия в законодательстве договоров, комбинации , используемых в : договорного правоотношения, существовать зависимость формы отношений от их содержания, а сторон - от этих . В настоящее можно констатировать единообразия в использовании договора и связи с содержанием. Как , использование наименований тся сложившейся практикой, применения, видовой длежностью, но в четкости правоотношений стремиться к их унификации.
того или иного нормативного необходимо отчетливо и учитывать в процессе их отовки, принятия, . Поэтому использовать классификацию договоров, позволяющую тот вид договора, который отражает и обязанности каждой и содержание регулируемых им .
В итоге можно вывод, что нормативный договор, занимая то или место в рамках классификации, приобретает ему свойства и верное соотношение с нормативными договорами.
1.3. Нормативный договор как форма права
Договор как конструкция используется в овой системе широко и . Так, существует федеративный , гражданско-правовые, , брачные и иные до. Не все эти договоры представляют форму права. отделять ненормативные и нормативные. разновидность представлена договорами, как гражданско-правовые, , трудовые и , которые распространяют действие на определенный, круг лиц. Эти договоры не формами .
Формой права только нормативные , которые представляют собой двух и сторон, в резуль которого устанавливаются, или отменяются нормы . Основная нормативного договора как права заключается в том, что он собой добровольное сторон. В от нормативного акта, является актом волеизъявления, договор агает добровольности в принятии на обязанности следовать правовым нормам.
роль как источника права в и международном праве. отметить, что союзы также на договорной основе. Так, , конфедерации и являются чаще результатом , которые устанавливают порядок, и, следовательно, значение формы . Такого договоры называют ительными. В частности, значение имеет в Конституцию Федерации Федеративный . Он был подписан 31 марта 1992. полномочными представителями Федерации и Федерации.
Формами могут являться соглашения как разновидности . В Российской в современных условиях возрастает роль в. регламентации различных общественной и жизни. Так, многие отношений между , областями и входя в них автономиями именно соглашениями.
роль договоров в международных отношений. договор — это выраженное соглашение двумя или несколькими относительно , изменения или их прав и обязанностей. могут быть (например, Договор о нераспространении оружия; о Содружестве Независимых ).
Международные договоры по разным основаниям и на: двусторонние и ; политические, договоры и договоры по вопросам. Каждый из них в себе правила поведения и как результат согласования субъектов — участников или иного . Международные договоры государств, включая , рассматриваются как составная правовой .