Файл: Нормативный договор (Нормативный договор как форма права).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 373
Скачиваний: 2
Говоря о договоров, необходимо , что согласно закону "О международных Российской Федерации" договорами Российской являются , заключенные от имени Федерации (межгосударственные ), от имени правительства (авительственные ), от имени исполнительной (договоры характера). По смыслу Российской и Федерального закона "О договорах Российской " все перечисленные виды оров являются договорами Российской и в случае коллизии с законодательством имеют над ним. При этом официально опубликованных договоров Российской , не требующие внутригосударственных для применения, действуют в Федерации непосредственно.
_______________
22 СЗ РФ. 1995. № 29. Ст.2757.
Для вления иных международных Российской Федерации соответствующие правовые .
Однако нужно , что в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 15 Закона международные Российской Федерации, которых требует действующих или новых федеральных , а также устанавливающие правила, чем предусмотренные , подлежат ации. Напомним, что ратификация - это выражения согласия Федерации на обязательность для нее договора, в форме федерального . Таким образом, международного договора Федерации и , от имени которого он , не влияют на его приоритет над законодательством в случае их ечия, так как законодательная Российской Федерации в случае имеет отношение к его легитимации на Российской .
Другими словами, над национальным законодатель имеет только договор Федерации межгосударственного, или межведомственного , ратифицированный и официально ованный. Конституция РФ не конкретизирует, что идет лишь о международном договоре, такой выступает в качестве российского права. Именно в ратификации международного Россия имает на себя все по нему. Это нашло в формулировке Верховного РФ, отметившего, что идет о международном , "решение о согласии на которого для РФ было в форме закона".
Соотношение международного права и договоров России с ч. 4 ст. 15 Конституции в п. "б" ст. 86, п. "г" ст. 106, ч. 6 ст. 125 Конституции Российской Фе и Федеральном законе "О договорах Российской ".
Российское в ст. 6 Федерального закона "О договорах Российской " закрепляет следующие включения международно-правовых актов, соглашений России в правовую систему:
а) Российской на обязательность для нее международного ;
б) подписание международного ;
в) обмен документами, договор;
г) ;
д) утверждение;
е) принятие;
ж) ;
з) иные способы согласия по договоренности сторон.
законом "О договорах Россий Федерации" устанавливаются ратификации и требования, к данной . Так, правом внесения в Думу ФС РФ на ратификацию договоров обладают Президент Федерации и Правительство Федерации (единственное из этого положения ст. 16 Закона). выдвигает следующие к содержанию предложения о : оно должно содержать официального международного договора, целесообразности его ратификации, опре соответствия международного законодательству Федерации и в первую Конституции РФ, а также оценку финансово-экономических и иных дствий международного договора[23].
образом, международно-правовые , заключенные и ратифицированные Федерацией, в источников права России занимают между Конституцией Федерации и конституционными [24].
Приведем пример из практики, в которой при нормы международных договоров. В соот с юрисдикцией, определенной в документах, Экономический Суд осуществляет единообразное применение соглашений государств-участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и договоров. Свои полномочия Экономический Суд реализует посредством вынесения решений и консультативных заключений по рассматриваемым делам.
Цель настоящего обобщения заключается в том, чтобы на примерах показать практику исполнения компетентными органами государств-участников СНГ и органами Содружества решений Экономического Суда по делам о толковании.
_______________
23 Барциц И.Н. Международное право и правовая система России // Журнал российского права. 2009. № 2.
24 Балданов Б.Б. Место международно-правовых договоров в системе источников российского права // История государства и права. 2010.№ 11. С. 2.
В решении от 31 января 2005 года № 01-1/5-04 о толковании положений Соглашения об учреждении Межгосударственного банка от 22 января 1993 года, Устава Межгосударственного банка от 22 января 1993 года и Соглашения между Межгосударственным банком и Правительством Российской Федерации об условиях пребывания Межгосударственного банка на территории Российской Федерации от 30 июля 1996 года Экономический Суд пришел к выводу, что положения абзаца седьмого статьи 3 Соглашения об учреждении Межгосударственного банка и пункта 7 статьи 2 Устава Межгосударственного банка предоставляют Межгосударственному банку право на совершение банковских операций, не только прямо предусмотренных этими учредительными документами, но и других операций по решению Совета Банка при условии их соответствия целям и задачам Банка. Такая деятельность Межгосударственного банка является уставной, отвечающей целям создания Банка как международного расчетного и кредитно-финансового учреждения. Межгосударственный банк вправе осуществлять также деятельность, разрешенную специальными международными соглашениями. Межгосударственный банк освобождается от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории Российской Федерации, в отношении деятельности, вытекающей из учредительных документов Межгосударственного банка.
В то же время Экономический Суд отмечает, что Банк не освобождается от взимаемых на территории Российской Федерации платежей и сборов, уплата которых является обязательным условием совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий, и не относящихся к категории налогов.
В соответствии с международным договором Межгосударственному банку предоставлены льготы по ввозу и вывозу имущества и предметов для служебного пользования (часть вторая статьи 6 Соглашения между Межгосударственным банком и Правительством Российской Федерации об условиях пребывания Межгосударственного банка на территории Российской Федерации от 30 июля 1996 года). Указанные льготы относятся к налоговым льготам по таможенному законодательству не распространяются на осуществление экономической деятельности при ввозе Межгосударственным банком на таможенную территорию Российской Федерации имущества не для служебного пользования.
На запрос Экономического Суда Межгосударственный банк сообщил, что указанное решение повлияло на принятие в Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих порядок реализации международными организациями, в том числе и Межгосударственным банком, предоставленных им налоговых льгот. В частности, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22 июля 2006 года № 455 «Об утверждении Правил применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации». Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 9 апреля 2007 года № 4938/33н «Об утверждении Перечня международных организаций и их представительств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, при реализации которым товаров (работ, услуг)
для официального использования применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов», внесены дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации (пункт 12 статьи 165).
Таким образом, можно сделать вывод, что решение Экономического Суда способствовало урегулированию спорных вопросов в деятельности Межгосударственного банка, в том числе во взаимоотношениях государственными органами Российской Федерации, а также устранению неоднозначного понимания объема полномочий, предоставляемых Межгосударственному банку как международному юридическому лицу для реализации его целей[25].
_______________
25 О практике исполнения решений Экономического Суда Содружества Независимых Государств в государствах-участниках СНГ // http://sudsng.org/database/sudobzor/practik/
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении подведем итоги и сделаем соответствующие выводы.
Нормативный договор - это правовой акт, посредством которого выражаются обособленные согласованные воля и волеизъявление различных субъектов права; в договорных отношениях участвуют стороны, обладающие равным объемом прав и обязанностей (характерно равенство сторон); договор предполагает соглашение сторон по всем существенным его аспектам; стороны несут взаимную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств; в нормативном договоре в качестве хотя бы одной из сторон предполагается участие государства и его органов, то есть субъектов публичной власти; представительно-обязывающий характер, нормативного договора; нормативный договор содержит правила поведения общего характера; согласно договоренности - субъекты, чьи отношения регулирует нормативный договор, должны издать правовые акты, заключить соглашения, совершить юридически значимые действия; особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров и специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением; официальное опубликование нормативного договора.
В связи с этим признаками правовой нормы являются:
1) экономическая, социально-политическая обусловленность;
2) нормальность;
3) повторяемость;
4) типичность;
5) общеобязательность
Сторонами нормативно-правового договора могут быть:
1) государство или иное публично-правовое образование в лице своих органов;
2) международные организации или транснациональные корпорации;
3) работодатель,
4) иные лица, уполномоченные на согласование и установление норм права.
Можно выделить три стадии договорного правотворческого процесса:
а) подготовка и согласование проекта договора;
б) заключение договора;
в) введение договора в действие.
Существуют три группы нормативных договоров:
а) между государственными субъектами права (непосредственное государственное правотворчество);
б) между государственными и негосударственными субъектами права (совместное правотворчество);
в) между негосударственными субъектами права (санкционированное негосударственное правотворчество).
Коллективный договор является одним из самых древних корпоративных актов. Труд, по существу, стал наемным, возник рынок труда, законами которого и должны, прежде всего, регулироваться трудовые отношения. Кроме того, набирают вес нормативные соглашения, устанавливающие общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики, оплату и условия труда, социальные гарантии для работников отрасли (профессиональных групп) регулирующие вопросы занятости. Условия соглашений носят общеобязательный характер и распространяются, на работников, работодателей, органы исполнительной власти, которые уполномочили конкретных участников разработать и заключить соглашения от их имени.
Коллективные договоры и соглашения как правовое акты являются разновидностями нормативных договоров и содержат правовые нормы, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету трудового права и признаются его источниками.
Международный договор порождает ряд правоотношений, к которым относятся отношения, регулируемые нормами международного права, а также и внутригосударственные правоотношения. Во внутригосударственных отношениях участвуют органы государственной власти, субъекты федерации, органы местного самоуправления, а в некоторых случаях юридические и физические лица. Однако сам международный договор налагает обязательства на государство в целом, а не его отдельные органы, физических и юридических лиц. В процессе реализации договора государство определяет механизмы, которые следует задействовать для выполнения международных обязательств.
В настоящее время реализация международных договоров РФ законодательно не урегулирована, основная масса вопросов разрешается практикой органов власти, а население нередко вообще не знает о международных договорах, которые затрагивают их права и свободы. Современные условия диктуют необходимость выверенных подходов к выполнению международных договоров, их законодательное отражение.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Автономов А.С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. М., 2009. С. 84.
2. Александров Н.Г. К вопросу о роли договора в правовом регулировании общественных отношений. М. 2008. С. 71.
3.Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное понимание на грани двух веков). Саратов, 2010. С. 112.
источников российского права // История государства и права. 2010.№ 11. С. 2.
5.Барциц И.Н. Международное право и правовая система России // Журнал российского права. 2009. № 2.
6. Васечко А.А. Природа нормативного договора // История государства и права. 2008. № 2. С. 78.
7. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2008. С. 115.
8. Гайворонская Я.В. Концепция нормативности права в отечественном правоведении (советский и постсоветский периоды): Дис. ... к.ю.н. СПб., 2009. С. 160.
9. Иванов В. В. К вопросу о теории коллективного договора// Журнал российского права . 2009. № 7. С. 88.
10.Корецкий А.Д. Теоретико-правовые основы учения о договоре. М.,2008. С. 43.
11.Конституция Российской Федерации: научно - практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2007. С. 462.
12.Комментарий к Конституции Российской Федерации / Гл. ред. Л.А. Окуньков. М., 2010. С. 62.