Файл: Учетная политика организации: цели, задачи, формирование, применение.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования учетной политики на предприятии
1.1 Понятие и сущность учетной политики
1.2 Порядок формирования учётной политики
Глава 2. Порядок формирования учетной политики на ПАО «КамАЗ»
2.1 Общая и экономическая характеристика ПАО « КамАЗ»
2.2 Порядок формирования и анализ учётной политики ПАО « КамАЗ»
2.3 Основные проблемы и пути совершенствования учетной политики
Налоговый учет в ОАО «ТФК «КАМАЗ» ведется на основе регистров бухгалтерского учета с добавлением в них реквизитов, необходимых для налогового учета в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ (ст.ст. 313, 314 НК РФ). Основные положения налогового учета анализируемой организации представлены в табл. 2.8.
Таблица 2.8 - Учетная политика для целей налогового учета на 2017 год
Положение учетной политики |
Выбранный вариант |
Основание |
Определение даты получения дохода (осуществления расхода) |
по методу начисления |
ст. 271, 273 НК РФ |
Методы списания сырья и материалов при определении размера материальных расходов |
по стоимости единицы запаса |
ст. 254 НК РФ |
Методы оценки стоимости покупных товаров, уменьшающей доходы от их реализации |
по стоимости единицы товара |
п. 1 ст. 268 НК РФ |
Для сближения бухгалтерского и налогового учета ПАО «КамАЗ» в учетной политике выбран одинаковый метод оценки списания материально-производственных запасов. При выборе учетной политики очень важен момент выбора метода распределения условно-постоянных расходов. Инструкция по применению плана счетов устанавливает возможность для организации выбора одного из двух подходов к соотнесению условно-переменных и условно-постоянных расходов с отчетными периодами, в которых они фиксируются.
Однако в учетной политике ПАО «КамАЗ» не прописан выбор метода распределения условно-постоянных расходов.
Таким образом, анализ учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета, показал, что выбор вариантов учетной политики осуществляется в ПАО «КамАЗ» с ПБУ и Налоговым кодексом РФ [11, c.74].
Общество внесло следующие изменения в учетную политику 2016 года по сравнению с 2015 годом: 1. Изменен порядок учета процентов по долговым обязательствам в налоговом учете в связи с изменениями, внесенными в ст.269 НК РФ Федеральным законом № 420-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О Рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» [3, c.58].
По долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки. По долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ.
2. Определен порядок налогового учета убытков при уступке права требования долга до наступления срока платежа в связи с изменениями в ст. 279 НК, внесенными Федеральным законом № 420-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О Рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации».
При уступке ПАО «КАМАЗ» права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, размер убытка для целей налогообложения не может превышать сумму процентов, которую ПАО «КАМАЗ» уплатило бы исходя из максимальной ставки процента, установленной для соответствующего вида валюты пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг) [6, c.96].
В течение 2016 года Общество внесло следующие изменения в учетную политику на 2016 год, не связанные с принятием новых стандартов бухгалтерского учета:
1. Определен порядок отражения операций по передаче векселей в счет оплаты товаров (работ, услуг) в отчете о финансовых результатах. Финансовый результат от передачи векселей в счет оплаты товаров (работ, услуг) отражается в отчете о финансовых результатах по строке 2340 «Прочие доходы», либо по строке 2350 «Прочие расходы» свернуто.
2. Определен порядок учета авансов, выданных на приобретение нематериальных активов, НИОКР. Авансы, выданные на приобретение нематериальных активов, НИОКР, отражаются по строке 1190 «Прочие внеоборотные активы» бухгалтерского баланса» [5, c.69].
3. Изменен порядок отражения в отчете о финансовых результатах государственной помощи в форме субсидий.
«В отчете о финансовых результатах государственная помощь в форме субсидий, за исключением субсидий, выплачиваемых на основании Постановления Правительства РФ № 218 от 09.04.2010 г, а также субсидий, направленных на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, признанная в бухгалтерском учете в качестве прочих доходов, отражается по строке 2130 «Доходы от полученных субсидий» [4, c.118].
2.3 Основные проблемы и пути совершенствования учетной политики
К недостаткам учетной политики ПАО «КамАЗ» за 2014 - 2016 годы следует отнести отсутствие обязательных по законодательству приложений в виде графика документооборота, порядка проведения инвентаризаций. На 2011 год к учетной политике по ОАО «ТФК «КАМАЗ» в качестве приложений являются рабочий план счетов, график документооборота и график внутреннего аудита хозяйственных операций [9, c.58].
Таким образом, анализ законодательства в сфере бухгалтерского учета и налогообложения должен быть детальным и глубоким для выявления указанных способов учета. ОАО «ТФК «КАМАЗ» при внесении изменений в учетную политику руководствуется статьей 313 НК РФ. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода. Так, например, при желании предприятия перейти с метода определения выручки «по отгрузке» на метод «по оплате» для целей исчисления НДС предприятие столкнется с ограничением, вводимым статьей 167 НК РФ, согласно которому «учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации» [2, c.67].
Общество планирует внести следующие изменения в учетную политику на 2017 год по сравнению с 2016 годом:
1. Перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), дополнен следующими видами расходов:
− стоимость инструмента и специальной оснастки, используемых в процессе производства продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг;
− расходы на приобретение работ производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, связанные с выполнением отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг (в том числе по установке деталей, узлов, спецнадстроек, спецоборудования, и другие подобные работы) [3, c.14].
2. Не признаются в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, расходы на капитальные вложения, предусмотренные п. 9 ст. 258 НК РФ, по спецоснастке и инструменту, относящимся к амортизируемому имуществу.
Заключение
Можно сделать вывод, что основной источник права, в соответствии с которым российские фирмы должны принимать различные хозяйственные операции к учету - «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008.
Он может дополняться иными НПА, регламентирующими те или иные аспекты бухучета. Российские законы, регулирующие финансовую отчетность, могут применяться наряду с международными нормами. Между ними есть ряд принципиальных различий.
Правила МСФО могут применяться в РФ, если не противоречат нормам российских НПА, регулирующих бухгалтерский учет. Источники права, в соответствии с которыми должен вестись бухучет в РФ, обязательны к применению, но содержат довольно общие требования к осуществлению фирмами рассматриваемого направления деятельности.
Значительная часть работы по созданию локальной системы бухучета должна проводиться непосредственно компанией - ее главным бухгалтером и другими ответственными сотрудниками. Правила бухучета, принятые в организации, утверждаются ее руководством и обязательны к исполнению во всех финансовых подразделениях фирмы.
Учетная политика ТФК «КАМАЗ» - это совокупность принципов и правил организации, методологии и технологии бухгалтерского учета, принятых с целью формирования линии поведения и санкционирования действий персонала, обеспечивающего пользователей максимально оперативной, полной, актуальной и достоверной информацией, доступной и полезной для принятия управленческий решений.
Учетная политика ОАО «ТФК «КАМАЗ» разработана в соответствии с:
1. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96 г. (в редакции от 29.07.98г.)
2. Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/98 от 09.12.98г.
В учетной политике ОАО «ТФК «КАМАЗ» отсутствует информация о единице бухгалтерского учета финансовых вложений в ценные бумаги. Более того, политикой не урегулированы многие альтернативные варианты ведения бухгалтерского учета финансовых вложений, в связи, с чем затрудняется контроль соблюдения организацией принципа последовательности применения выбранного метода ведения учета той, или иной категории финансовых вложений. Поэтому в третьей главе разработан перечень счетов учета финансовых вложений ОАО «ТФК-КАМАЗ», который позволит четко определить величину долевых (счета 58-1, 58-5) и долговых (счет 58-2) ценных бумаг, долгосрочных (счета 58-1, 58-2-2) и краткосрочных (счета 58-2-1, 58-5) финансовых вложений.
Выбор в учетной политике применяемого метода учета условно-постоянных расходов при полном сохранении объемов продажи продукции, при сохранении цены ее продажи, снижает прибыль предприятия на 889,4 (1544,424 - 655,024) тыс. руб. согласно произведенным расчетам.
Формирование и реализация учетной политики связаны с практическим осуществлением бухгалтерского учета. Поэтому, говоря об учетной политике, следует отталкиваться от традиционных взглядов на метод учета, который представляет собой совокупность приемов первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки, итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Из всей совокупности способов необходимо выбирать те, которые будут оптимальны для конкретной хозяйственной ситуации, реализуемой в рамках конкретного хозяйствующего субъекта, функционирующего в условиях конкретной среды – правовой, экономической и т.д.