Файл: Законы и подзаконные акты (Классификация и виды нормативных правовых актов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы. Жизнь современного общества достаточно сложно представить без какой-либо нормативной базы. Куда бы мы ни посмотрели, каких бы сфер общества мы не коснулись - везде мы встречаемся с какимими-либо нормами и правилами.

Еще древние римляне понимали суть и важность этих вещей. Благодаря мыслителям древнего Рима была заложена и развита система законов. Понимание закона, как единой системы регулирования, сохранилось и по сей день.

 Объект  исследования - нормативно - правовые акты.

Предмет исследования – законы и подзаконные нормативно - правовые акты. Виды законов и подзаконных актов.

Цель  работы: Раскрыть понятия и охарактеризовать законы и подзаконные акты.

Задачами  являются:
      1. Дать понятие законов и подзаконных актов;
      2. Охарактеризовать признаки законно и подзаконных актов;
      3. Рассмотреть виды законов и подзаконных актов;
      4. Раскрыть значение законов и подзаконных актов.

В первой главе даны разъяснения и приведены теоретические данные о нормативных правовых актах. Законы и подзаконные акты описаны в отдельных параграфах. Также в параграфе 1.5 изложен порядок вступления законов в силу.

Во второй главе дал объяснения существования нормативных правовых актов в системе права. Параграф «Действие законов и подзаконных актов» даёт понимание о тонкостях применения нормативных актов. Систематизация поможет разобраться в работе, непосредственно, с поиском нормативных актов. Помимо традиционных источников права, есть нормы не принятые законодательно, но, тем не менее, регулирующие гражданские отношения. В последнем параграфе второй главы рассказал особенности существования российской правовой системы в международных отношениях.

Методологическую  основу исследования составили изучение учебной литературы по теории государства и права, поиск информации в юридических публикациях и в интернет- источниках.

Теоретической основой исследования послужила учебная литература таких авторов  как Хропанюка В.Н., Матузова Н.И., Малько А.В., Морозовой Л.А, Шевчука Д.А. и статья под авторством Искевич И.С. и Попова А.Н., а также интернет-ресурсы.
      Научная новизна исследования состоит в  том, что данная работа отражает подход не только к изучению теоретического материала, но и даёт понятия о глобальном существовании нормативных правовых актов.

    Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 


Глава 1 Закон и подзаконный акт как источник права в Российской Федерации

1.1 Понятие нормативного правового акта

В Российской Федерации единственным источником права является нормативный правовой акт. Как основной источник права нормативно-правовой акт относится к романо-германской правовой системе.

Нормативный правовой акт (НПА)– письменный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и её субъектах НПА в издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжения глав региональных администраций (губернаторов) и др. Согласно Правилам подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённым постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., федеральными органами исполнительной власти НПА издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание НПА в виде писем и телеграмм не допускается [11]

Охарактеризовать нормативный правовой акт можно следующими параметрами:

  1. Имеет государственный характер, т.к. исходит от государства. НПА появляется результатом нормотворческой деятельности законодателя. Государство обеспечивает реализацию НПА через подвластные структуры. Государство принудительно влияет на субъекты правоотношений для соблюдения законов и подзаконных актов. Односторонний акт выражения воли государства;
  2. Принимается с соблюдением Регламента Государственной Думы Федерального собрания о порядке внесения законопроектов и их рассмотрения в Государственной Думе (Приложение 1);
  3. Имеет чёткие временные рамки. Вступает в силу с момента опубликования, если иного не предусмотрено самим НПА, а утрачивает юридическую силу с принятием нового акта. Также имеет субъектные пределы действия НПА, т.е. они адресованы конкретным субъектам и территориальные пределы действия.
  4. В нормативно-правовых актах содержатся правила поведения общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных юридических актов, которые не являются источниками права.

1.2 Классификация и виды нормативных правовых актов

НПА классифицируют по следующим основаниям:

  • По юридической силе;
  • По объему и характеру действия;
  • По содержанию;
  • По издающим субъектам.

Юридическая сила нормативно-правовых актов определяет место и его значимость в системе государственного нормативного регулирования.

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

  • на акты общего действия, которые распространяются на всю территорию государства; на акты ограниченного действия, которые распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
  • на акты исключительного действия, которые реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций, военных действий, стихийных бедствий).

По субъектам нормотворческой деятельности нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы), акты исполнительной власти (подзаконные акты), акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера). [6 с.239]

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы [7 с.140]:

  1. Законы:
    • Конституция
    • Федеральные конституционные закон
    • Федеральный закон
    • Закон субъекта Федерации
  2. Подзаконные акты:
    • Указы президента
    • Постановления правительства
    • Инструкции, приказы министерств и ведомств
    • Акты органов государственной власти субъекта
    • Акты органов управления субъекта РФ
    • Акты муниципальных органов
    • Локальные нормативные акты.

Таким образом, в зависимости от юридической силы, все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает своё место и играет свою роль.

1.3 Закон

Закон - обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке высшим представительным органом власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные, типичные общественные отношения. В большинстве современных государств закон признается ведущим, наиболее авторитетным источником права
Термин «закон» происходит от древнерусского «кон», то есть граница, предел чего-либо. Следует разделять понятия «закон в материальном смысле» и «закон в формальном смысле. В первом случае речь идёт о любой норме права, исходящей от государства. Например, когда речь идет о законе как об источнике права, отличающемся от обычая и судебной практики, охватывающего совокупность правовых норм, изданного различного уровня органом государственной власти (указы президента, постановления правительства и т.д.). Во втором случае речь идёт о законе, как о юридическом документе- акте, принятом высшим законодательным органом и имеющего высшую юридическую силу. [13]


В зависимости от юридической силы и значимости законы разделают на[12]:

  • Основные (конституции);
  • Конституционные;
  • Органические;
  • Простые.

Конституция Российской Федерации - это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового стату­са личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти. Действующая российская Конституция принята 12 декабря 1993 г. на всероссийском референдуме.

Сущность Конституции проявляется через ее основные юридические свойства. Особый статус Конституции находит своё выражение в особой процедуре её принятия, изменения и дополнения. Законы о внесении поправок в Конституцию РФ являются самостоятельным видом законов. Конституционный Суд РФ в решении от 31 октября 1995 года о толковании статьи 136 Конституции РФ указал на особую юридическую силу и процедуру принятия такого закона. После вступления в силу и подписания его Президентом РФ, такой закон становится неотъемлемой частью Конституции, создавая ее новую редакцию. [6][17]

Конституционные законы (КЗ) – источник конституционного права. В большинстве стран, конституционным называют закон, вносящий изменение в конституцию. Их процедура совпадает с процедурой изменения конституции. В Российской Федерации и Казахстане конституционные вопросы издаются по вопросам, специально предусмотренным конституцией, и принимаются в порядке, отличающемся от процедуры изменения конституции. КЗ можно считать своего рода продолжением конституции. Нормы этих законов конкретизируют статьи конституции.

Существует большая разница между принятием законов федеральных и конституционных. Во-первых, особым предметом регулирования указанных законов (они принимаются лишь по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ), во-вторых, более сложной процедурой принятия. Президент РФ не обладает правом вето на такого рода законы.

Органические законы - законы, которые принимаются по прямому предписанию конституции (т.е. на основе ее бланкетных норм) и в порядке, отличающемся от порядка принятия, как конституции, так и обычных законов. В Российской Федерации данный вид законов не используется. Их функцию выполняют конституционные законы. Органические законы характерны для Франции, Италии и направлены на развитие конституционных норм.

Обычные законы - регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни в соответствии с конституцией. Обычные законы отличаются более простой процедурой принятия относительно конституционных законов. Они должны соответствовать конституции и конституционным законам. Все обычные законы можно подразделить на :


  • Кодификационные законы (собственно кодексы, основы законодательства, уставы) призваны объединить и систематизировать достаточно большой массив правовых норм и регулируют обширную сферу общественных отношений.
  • Текущие законы регулируют сравнительно узкую группу общественных отношений.[12]

Так же стоит отметить, что в Российской Федерации законы принимаются на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. Это связано с тем, что Россия по форме территориальной организации является федеративным государством (федерацией).

Федеральные законы- те, которые принимаются фе­деральным законодательным органом - Федеральным Собранием и распространяются на всю территорию Российской Федерации.

Законы субъектов Федерации (республиканские зако­ны, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяют­ся только на их территорию.

По времени действия законы делятся на временные, действующие в течение указанного самим законом срока, и постоянные, принимаемые на неопределенный срок и действующие до его отмены, а также чрезвычайные, начинающие действовать при наступлении обстоятельств чрезвычайного характера. [12]

Таким образом, закон - достаточно сложный механизм функционирования, который имеет разветвленную многовекторную структуру, достаточно сложный процесс принятия и собственную иерархию.

1.4 Подзаконный акт

Подзаконные акты, наряду с законами, обладают достаточной юридической силой. Различие между законами и подзаконными актами заключается в том, что юридическая сила подзаконных актов не обладает всеобщностью и верховенством. Помимо иерархической зависимости от законов подзаконные нормативно-правовые акты имеют и содержательную зависимость от него. Закон регулирует наиболее важные, устойчивые общественные отношения, можно сказать, он осуществляет первичное регулирование. Подзаконный правовой акт конкретизирует, дополняет первичное регулирование и охватывает более широкую сферу отношений. Его правовая суть основывается полностью на принятых законах и не может им противоречить, он должен обеспечивать конкретизированное регулирование общественных отношений.[7 c.142]

Юридическая сила подзаконных нормативных актов, сфера их действия (по территории, по лицам, по предмету) зависят от места государственного органа, издавшего акт, в государственном аппарате, от его компетенции. Причем, здесь нужно строго отличать нормативные акты от индиви­дуальных управленческих актов, содержащих индивидуаль­ные предписания, таких, как, например, назначение на должность, выделение бюджетных средств (они по большей части именуются распоряжениями, приказами), а также от интерпретационных актов.