Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ
1.1 Определение понятия «процессный подход»
1.2 Реинжиниринг бизнес-процессов
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО«ПОЛЯНКА»
2.1 Организационно - производственная структура и структура управления предприятия ОАО «Полянка»
2.2 ОАО «Полянка» как социально-экономическая система управления. SWOT– анализ
2.3 Анализ деятельности ОАО «Полянка» по Всеобщему Управлению Качеством
Сложный технологический процесс разбивается на несколько процедур, или субпроцессов, которые могут рассматриваться, как отдельные процессы и также могут стать объектом реинжиниринга. Каждый субпроцесс имеет следующие элементы.
Начальный (первичный) вход — главный вход субпроцесса, который одновременно является выходом предыдущего процесса или главным входом в общий технологический процесс. У субпроцесса, как правило, имеется один вход.
Вторичный вход — вход, не являющийся главным для субпроцесса, носящий вспомогательный или информационный характер. Правилом является множественность вспомогательных входов.
Выход — главный выход субпроцесса, воплощенный в результате какого-либо действия внутри субпроцесса. Он, как правило, является главным входом следующего субпроцесса, но может быть и побочным входом.
Вторичный выход — выход, имеющий вспомогательный или информационный характер. Побочный выход может быть как главным, так и вспомогательным входом в следующий субпроцесс. Необходимо, чтобы у разных субпроцессов входы и выходы четко согласовывались между собой.
Исполнитель — должностное лицо, которое участвует в процессе.
Действие — определенное действие исполнителя, участвующего в процессе, приводящее к изменениям входных параметров субпроцесса и к возникновению новых элементов (информации) и, в конечном итоге, формирующее выход субпроцесса.
Информация — поля регистров и/или документы, которые формируются в результате действий исполнителей.
В свою очередь каждый субпроцесс может разбиваться на субпроцессы низшего порядка. Подробность, или детализация разбиения технологического процесса на субпроцессы зависит от сложности самого процесса, количества структурных подразделений и сотрудников, участвующих в процессе.
Субпроцесс самого низшего порядка представляет собой совокупность элементов в их минимальной конфигурации, т.е. один первичный вход, какие-либо вторичные входы, один исполнитель и совокупность его действий, приводящих к формированию выхода.
В качестве примера ниже представлены итерации брокерской сделки:
- заключение агентского соглашения;
- перечисление клиентом денежных средств брокеру;
- формирование поручения на сделку;
- заключение брокером сделки;
- подтверждение сделки контрагенту и клиенту;
- подготовка и заключение договора по сделке;
- перерегистрация собственности на ценные бумаги;
- оплата ценных бумаг;
- представление отчета клиенту[14].
Следует отметить, что оптимизация только внутренних процессов в организации может не дать желаемого результата. Поэтому стоит уделять внимание и процессам, в которых участвуют клиенты и контрагенты.
Технологическая карта процесса является одним из самых важных средств реинжиниринга. Карта позволяет связывать все части процесса в единое целое, сопоставлять их между собой, а также разрабатывать альтернативные варианты процесса.
Совокупность всех субпроцессов низшего порядка образует технологический процесс, причем это чаще всего будет не простая линейная цепочка алгоритмов, а более сложная схема - матричная или пространственная с прямыми и обратными связями. Для отображения процессов традиционно используются алгоритмические схемы; однако этот метод, разработанный еще до появления концепции РБП, не вполне справляется с изображением всей сложности бизнес-процессов и огромными размерами их моделей[15].
Документирование процессов является обязательным условием проведения реинжиниринга, причем все внутренние документы процессов должны реально использоваться, а не только существовать формально. При этом должна быть зафиксирована структура компании, разработаны положения об управлениях и отделах внутри управлений (названия структурных подразделений - внутреннее дело каждого, предприятия).
Такие положения должны определять цели, задачи и функции структурных подразделений, порядок взаимодействия с другими! структурными подразделениями; описывать порядок руководства и полномочия руководителя, права и обязанности сотрудников подразделения. Должны быть также определены исполнительные органы и центры принятия решений. Важное место занимает проблема распределения полномочий среди руководителей компаний.
Следующий этап описания процессов - разработка инструкций для исполнителей на основе технологической карты. На этом уровне в целях снижения рисков приветствуется максимальная формализация процессов вплоть до введения временных нормативов для исполнения тех или иных действий. Таким образом, весь процесс разделяется между исполнителями, что фиксируется в должностных инструкциях.
Цикл современной организации начинается с реинжиниринга — кардинальной и революционной перестройки бизнес-процессов компании, сопровождающейся переходом на новые принципы построения организации. Этот вид деятельности требует выполнения специального проекта и создания команды по реинжинирингу, включающей сотрудников компании и приглашенных консультантов. После достижения намеченных целей работы по проекту завершаются, и организация переходит к эволюционному периоду своего развития, называемому усовершенствованием бизнеса: постоянные небольшие модернизации выполняются в ходе текущей работы. По мере того как возможности эволюционного развития исчерпываются, вновь требуется проведение реинжиниринга, но, как правило, новый проект охватывает уже не всю организацию целиком, а лишь несколько функциональных подразделений.[16] Таким образом, те или иные изменения организации работ в компании становятся частью ее повседневной жизни.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО«ПОЛЯНКА»
2.1 Организационно - производственная структура и структура управления предприятия ОАО «Полянка»
ОАО «Полянка» зарегистрировано в январе 2000 года.
Предприятие находится в экологически чистой зоне Саратовского района возле посёлка Полянка. Здесь располагаются производственные и офисные помещения, производственные участки, морозильные камеры, склады готовой продукции.
Основной вид деятельности - производство колбасных изделий. Кроме того, есть консервный цех, выпускающий мясные и мясорастительные консервы.
ОАО «Полянка» является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое в самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности и быть ответчиком в суде.
Предприятие является частной собственностью. Руководство его деятельностью осуществляет директор. Предприятие имеет расчётный (текущий) счёт в банке, имеет отдельный баланс. Мясокомбинат самостоятельно ведёт финансово - хозяйственную деятельность.
Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорционально его доле в уставном капитале общества. Уставом общества при его учреждении или путём внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников общества.
Сегодня ОАО «Полянка» - один из крупнейших производителей и поставщиков продуктов питания, уверенно осваивающий региональные рынки:
1) продукция пользуется спросом в семи регионах России;
2) продукция продаётся более чем в 7000 торговых точках;
- концерн имеет более 15000 кв. м собственных складских площадей;
- концерн располагает службой доставки с более чем 300 собственными автомобилями.
Сильной стороной ОАО «Полянка» является компетентность руководящего состава и высокая квалификация работников. Компания имеет множество филиалов, между филиалами практикуется обмен опытом посредством организации семинаров. Ежегодно проводится аттестация работников компетентной комиссией.
Предприятие представляет собой целостную экономическую систему, состоящую из отдельных структурных подразделений, обеспечивающих развитие данной системы.
Современное предприятие включает в себя комплекс производственных подразделений: цехов, участков, хозяйственных органов управления и организаций по обслуживанию работников предприятия.
Рассматривая объект исследования, можно заметить, что ОАО «Полянка» разделено на цеха: основные, вспомогательные и подсобные.
В основном цехе - цехе производства мясопродуктов выполняется стадия производственного процесса по превращению сырья в основную мясоколбасную продукцию.
Вспомогательные цеха и участки осуществляют производство сырья для дальнейшего изготовления мясопродуктов, а также включают в себя ремонтную службу, службу энергоснабжения, склад готовой продукции и складское хозяйство. Таким образом, вспомогательные цеха создают условия для нормальной работы основных цехов.
К подсобному цеху в ОАО «Полянка» относится цех консервного производства. Так как консервная продукция занимает незначительную долю в структуре товарной продукции мясокомбината, данный вид деятельности относится к подсобному производству.
В современной ситуации любое предприятие, вынужденное самостоятельно приспосабливаться к воздействию внешней среды, превращается в открытую систему. Вся его внутрипроизводственная деятельность, в том числе управленческая, подчиняется требованиям, выдвигаемым внешним окружением. Чем более нестабильна и непредсказуема внешняя среда, тем сложнее управлять предприятием, тем компетентнее должны быть кадры управления. Это подтверждается как богатым зарубежным опытом, так и отечественной практикой выживания перерабатывающих предприятий пищевой промышленности в условиях экономического кризиса.
Рассмотрим организационно - производственную структуру в ОАО «Полянка».
Руководство деятельностью ОАО «Полянка» в целом осуществляет директор, который заключает договоры с юридическими и физическими лицами; осуществляет оперативное руководство деятельностью мясокомбината; защищает имущественные интересы и деловую репутацию предприятия; заключает и расторгает трудовые договоры (контракты) с работниками с соблюдением действующего законодательства и штатного расписания; определяет состав, численность и заработную плату работникам.
Наиболее важную роль для эффективного функционирования мясокомбината выполняют следующие руководители:
Директор по технологии: осуществляет организацию и контроль работы технологического отдела; занимается разработкой новых технологий; осуществляет контроль за соблюдением технологии производства.
Директор по маркетингу: контролирует работу распределительных центров; устанавливает объёмы продаж; координирует работу отдела маркетинга; занимается стимулированием сбыта; проводит анализ рынка сбыта; осуществляет маркетинговую деятельность по продвижению товара.
Директор по логистике: осуществляет организацию работы отдела логистики; занимается формированием заказа на производство; занимается оптимизацией системы планирования; осуществляет контроль за поддержанием нормативного запаса готовой продукции.
Говоря о структуре управления в исследуемом предприятии, очень важно также рассмотреть распределение обязанностей руководителей и специалистов (табл. 1)
Таблица 1
Распределение обязанностей руководителей и специалистов в ОАО «Полянка»
Функции управления |
Перечень должностных лиц, выполняющих функцию |
1. Общее (линейное) руководство |
Директор |
2. Оперативное управление производством |
Директор, директор по финансам, директор по технологии, директор производства. |
3. Планирование производства и экономический анализ |
Экономист, главный бухгалтер, специалист по логистике. |
4. Технологическое руководство |
Директор по технологии, управляющий консервного пр-ва, управляющий пр-ва мясопродуктов, управляющий пр-ва сырья, мастера производственных участков. |
5. Финансовая деятельность |
Директор по финансам, главный бухгалтер. |
6. Контроль качества продукции |
Директор по контролю и качеству, зам. руководителя отдела контроля и качества, специалист по качеству. |
7. Контроль качества сырья |
Начальник лаборатории, инженер лаборатории. |
8. Энергетическое обслуживание |
Главный энергетик, инженеры службы энергоснабжения. |
9. Техническая и конструкторская подготовка производства |
Директор по техническому обеспечению. |
10. Ремонтное обслуживание |
Начальник отдела планирования и обеспечения ремонта, начальник отдела текущего ремонта, начальник отдела метрологии. |
11. Организация складского хозяйства |
Руководитель складского хозяйства, старшие кладовщики. |
12. Организация работ на складе готовой продукции |
Управляющий складом готовой продукции, мастера участков склада готовой продукции. |
13. Организация сбыта продукции |
Директор по продажам, менеджер продаж. |
14. Организация закупки сырья |
Директор по снабжению, менеджер закупок. |
15. Обслуживание в области гигиены |
Управляющий по гигиене, специалист по гигиене. |
16. Общее делопроизводство |
Экономист |
17. Организация эффективного движения готовой продукции от места производства до места потребления. |
Директор по логистике, зам. директора по логистике, специалист по поставкам. |
18. Безопасность жизнедеятельности |
Директор; управляющий службы безопасности. |