Файл: Законность и правопорядок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законность и правопорядок в условиях определенного истори­ческого периода определенного общества, государственного режима и т.п. наполняются своим смыслом и содержанием. Содержание и смысл законности в условиях восточных деспотий, рабовладель­ческой демократии, феодального абсолютизма или тоталитарных режимов современности имеет существенные различия, хотя закон­ность всегда остается соблюдением, исполнением любых норм пра­ва, а правопорядок — ее результатом.

Что касается более строгого, научного определения правопоряд­ка, то он охватывает комплекс общественных отношений, которые регулируются и охраняются правом. Речь идет о правовых отноше­ниях, которые возникают, изменяются и прекращаются при постоян­ном участии норм права и в соотношении с ними. Такие отношения одновременно являются объектом регулирования и правовой охраны. Правовая охрана распространяется не только на правопорядок в соб­ственном смысле, но и на более широкий по своим масштабам поря­док общественных отношений, т.е. на общественный порядок.

Общественный порядок выступает как наиболее общая систе­ма общественных отношений, состоящих из структурных подраз­делений, элементов и подсистем. Он охватывает все общественные отношения, которые регулируются не только нормами права, но и моралью, нормами этики, социальными правилами и т.д.

В условиях действия демократических институтов в обществе правовые нормы являются основным регулятором общественных отношений. Главное — они регулируют отношения, возникающие в процессе производства и распределения, охраняя различные формы собственности и т.д. Этим объясняется центральное положение юридических норм в системе социальных норм, их ведущая роль в укреплении общественного порядка, его цементирующим звеном.

Теоретики государства и права обсуждают, дискутируют как само понятие «общественный порядок», так и соотношение его с право­порядком и законностью. Причем, если при определении понятия общественного порядка в широком смысле ученые пришли к како­му-то единому мнению, то в отношении понятия общественного порядка в узком смысле единства нет. Поиск общепризнанного, приемлемого понятия общественного порядка в более узком пони­мании важен по той причине, что это дает возможность четко уста­новить сферу деятельности, например, правоохранительных органов.

Общественный порядок в широком смысле выступает как поня­тие родовое, а правопорядок — как видовое. Они соотносятся так же, как и система действующих в обществе социальных норм с од­ним из их видов — правовыми нормами. Наряду с правопорядком можно выделить разные виды общественного порядка, например, порялок, возникающий под воздействием норм нравственности или норм общественных организаций. Взаимодействуя, они образуют единую систему социально регулируемых отношений — обществен­ный порядок в широком его понимании. Сам правопорядок можно определить как вид общественного порядка, который формируется под воздействием норм права. Его охрана охватывает не все области общественного порядка, а лишь ту его часть, которая связана с дей­ствием правового регулирования.


Правопорядок имеет целью правовое регулирование. Именно для его достижения издаются законы и другие нормативные право­вые акты, совершенствуется законодательство, принимаются меры по укреплению законности. Нельзя добиться правопорядка ины­ми способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности. Укрепление законности закономерно и не­избежно приводит к укреплению правопорядка. Конкретное содер­жание правопорядка зависит от содержания законности, которое, в свою очередь, определяется рядом обстоятельств[10]1.

Большое значение для теории и практики укрепления законно­сти имеет проблема разграничения принципов и требований закон­ности. Принципы законности — это основные идеи, начала, выра­жающие содержание законности, а требования — то. чего «требует» законность, т.е. сформированные в общем виде правовые предпи­сания, соблюдение, исполнение которых делает явление (поведе­ние, акт и т.п.) законным. При таком подходе можно выделить сле­дующие принципы законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

Верховенство закона обычно понимается как главенство закона в системе нормативных актов. Однако этот принцип должен пред­ставляться гораздо более широко — как подчиненность закону всех нормативных актов, актов реализации права (применения, соблю­дения, исполнения и использования), иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим все сферы жизни общества.

Единство законности — единая направленность правотворчества и правореализации в территориальном и субъектном плане, т.е. на всей территории действия соответствующего нормативного акта, при­менительно к деятельности всех субъектов общественных отношений. Целесообразность законности означает необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и зада­чам общества вариантов осуществления правотворческой и право-реализующей деятельности (поведения), недопустимость противо­поставления законности и целесообразности.

Реальность законности — это достижение фактического испол­нения правовых предписаний во всех видах деятельности и неот­вратимости ответственности за любое их нарушение. Требования законности — то, что требует законность, они отражают ее направ­ленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действу­ют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдель­ными видами деятельности определенных субъектов. Так, требова­ния охраны прав и законных интересов граждан, издания правовых актов в установленном порядке относятся к органам государства.


Наряду с принципами и требованиями законности можно выде­лить две группы черт законности, которые нередко, но без доста­точных оснований рассматриваются в качестве ее принципов или требований. Это, во-первых, признаки, характеризующие внешнюю связь законности (связь с демократией, справедливостью, культу­рой, духовностью и т.п.), во-вторых, способы и средства обеспече­ния законности (государственный контроль, участие граждан в ук­реплении законности и т.п.).

Каждый принцип может быть представлен как совокупность ее требований. Так, принцип верховенства закона выражает следую­щие требования: все законы (и деятельность по их созданию) долж­ны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам. Акты правоприменения и правоприменительная деятельность долж­ны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам. Акты индивидуального поведения должны со­ответствовать законам, основанным на них подзаконным норма­тивным актам и актам правоприменения.

Каждое из этих требований, в свою очередь, может быть пред­ставлено как совокупность положений, которые либо прямо зафик­сированы в законе, либо вытекают из его текста: законы должны соответствовать конституции; законы республик должны соответст­вовать законам федерации в части, отнесенной к компетенции фе­дерации, и т.д. Тем самым мы от принципа верховенства закона че­рез соответствующие требования законности пришли к конкретным правовым предписаниям[11]1.

Для обеспечения законности и правопорядка имеют большое значение и гарантии, т.е. система экономических, политических, идеологических, нравственных и иных факторов, способствующих эффективному применению норм права. Однако на практике эти гарантии зачастую не выполняются, хотя и должны соблюдаться1. Экономические гарантии законности и правопорядка означают, что производство материальных благ в обществе должно обеспечивать гражданам возможность осуществлять свои права и свободы бес­препятственно. Материально обеспеченный человек и социально защищенный субъект правоотношений, как правило, сообразует свое поведение с правом, законодательством, поскольку его интере­сы гарантируются прочным правопорядком.

Политические гарантии законности и правопорядка сводятся к тому, что все элементы политической системы общества должны поддерживать и воспроизводить социальную жизнь на основе норм права, отражающих объективные закономерности общественного развития. Демократия должна означать на деле активное участие населения, его многочисленных движений, партий и блоков в фор­мировании высших органов государственной власти, в управлении делами общества, реализации правоохранительной функции госу­дарства, претворении в жизнь принципов законности.


Идеологическими гарантиями законности и правопорядка явля­ется повышение общей культуры населения, в том числе правовое воспитание граждан, формирование правосознания масс. Это, по сути, вся специальная деятельность всех ветвей власти: законодатель­ной, исполнительной и судебной, а также всех экономических частных структур, общественных организаций, корпоративных групп, веду­щих борьбу с нарушениями законов.

Правовые (юридические) гарантии законности и правопорядка отличаются от всех иных способов обеспечения законности и пра­вопорядка тем, что имеется особая, предусмотренная нормами пра­ва процедура применения законов как государственными органами, гак и правоохранительными органами. Важной структурой в системе гарантий обеспечения законности и правопорядка являются нравст­венные гарантии. Они обеспечивают благоприятную морально-пси­хологическую обстановку в обществе, в которой осуществляются юридические права и обязанности субъектов правоотношений; уро­вень их духовной культуры; чуткость и внимание государственных органов, должностных лиц к чаяниям, законным интересам людей.

С точки зрения личности, законность и правопорядок выступает как средство зашиты ее прав, свобод и законных интересов. Они обеспечивают охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий со стороны дру­гих лиц. От уровня законности и правопорядка зависят степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реаль­ность демократии. Поскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности и правопорядка является важнейшей целью государст­венной политики.

Все это определяет особую роль законности и правопорядка для демократического общества. Они выступают как основа, ядро по­рядка в обществе, как условие и необходимые элементы демокра­тии и рыночной экономики, как основные общечеловеческие цен­ности и, следовательно, существенные части правовой и общей культуры. Укрепление законности и правопорядка — это не только условие и средство формирования правового государства, но и его необходимые элементы. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности, порядка.

Заключение

Законность как принцип распространяется правовой доктриной этих стран лишь на сферу публичного, точнее, административного права и понимается как законность управления. Принцип законно­сти управления понимается и как возможность ограничения (лише­ния) свободы или собственности индивидов лишь на основе закона, и как принцип верховенства закона в сфере управления. Принцип законности рассматривается в качестве основы правового государ­ства. Этимологически законность увязывается с контролем судов — административных и обшей компетенции за соответствием админи­стративных актов закону. Закон лишь признает, закрепляет и обес­печивает охрану прав и свобод человека посредством государствен­ного аппарата.


Верховенство прав человека по отношению к позитивному пра­ву государства, включая закон, проявляется в том, что законность как принцип, императив распространяется только на деятельность государственного аппарата, призванного стоять на страже прав че­ловека. В сфере частного права действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом». С одной стороны, договор может и не основываться на предписаниях закона, а соответствовать лишь об­щему смыслу и (или) принципам законодательства. С другой — га­рантом прав человека (как и всех иных субъектов права) является независимый суд. Примат международного права (и международных стандартов в области прав человека) обусловливает все большее распространение двойной зашиты этих прав — на уровне не только национального, но и международного права. Кстати, такой меха­низм защиты прав воспринят и Конституцией РФ 1993 г.

Пример верховенства закона и соответствующей законности, распространяющихся лишь на структуры государства, демонстриру­ет Конституция США. Законность определяется как абсолютная норма, в соответствии с положениями которой должны действовать и принимать решения правительственные департаменты и чинов­ники и отступления от которой приводят к ничтожности соответст­вующих действий и актов. Что касается прав и свобод граждан, то законодатель лишь регламентирует порядок отношения к ним вла­стей, исходя из факта их первичности. Федеральные власти соглас­но Конституции США и Биллю о правах не могут ни ограничивать, ни умалять права и свободы, что обусловливает соответствующий стиль и терминологию конституционного текста («Конгресс не должен издавать ни одного закона...», «Право народа не должно на­рушаться» и т.д.)

Законность во втором ее значении есть политико-юридическая конструкция, призванная обеспечить верховенство правового зако­на и максимально эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина. Стандарты этих прав и свобод закреплены междуна­родным правом. Законность совпадает с понятием правового госу­дарства. Они, как и правопорядок, и общественный порядок, игра­ют огромную роль в укреплении правовых основ государственной жизни любого общества, в том числе современного российского.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // "Российская газета", N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410, "Российская газета", N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.