Файл: Общие характеристики оперативно-розыскных мероприятий (Сущность и значение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 547

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Сущность и значение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел

Понятие оперативно-розыскной деятельности (ОРД) дается в норме Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ФЗ об ОРД). Согласно ст. 1 этого закона ОРД - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.1

Из законодательного определения следует сделать следующие выводы.

ОРД - это особый вид правоохранительной государственно-правовой деятельности, который определен и поддерживается государством, регламентируется специальным законодательством.

Правовую основу ОРД составляет совокупность нормативных правовых актов различного уровня и юридической силы. Выделяются следующие уровни правового регулирования: 1) международный; 2) конституционный; 3) законодательный; 4) подзаконный.

Основным законом, регулирующим правовые отношения в сфере ОРД является ФЗ об ОРД. Это комплексный нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения в области ОРД. ФЗ об ОРД состоит из преамбулы, 6 глав, включающих в себя 23 статьи. Вместе с тем Закон об ОРД содержит ряд бланкетных (отсылочных) юридических норм, предполагающих обращение пользователя к многочисленным нормативным правовым актам, в том числе к подзаконным и ведомственным. [1] Ведомственное и межведомственное подзаконное правовое регулирование общественных отношений в ОРД осуществляется министерствами, ведомствами, государственными комитетами в пределах компетенции данных исполнительных структур, путем принятия приказов, инструкций, наставлений, указаний.

Подавляющее большинство ведомственных приказов и наставлений имеют грифы «Секретно», «Совершенно секретно».1

Для ведомственного и межведомственного регулирования характерно не только многочисленное количество нормативных правовых актов, но и систематическое их изменение в зависимости от совершенствования оперативно- тактических основ ОРД в различных оперативно-розыскных органах.

ОРД осуществляется специально уполномоченными государственными органами - их оперативными подразделениями. Исчерпывающий перечень таких органов содержится в ст. 13 ФЗ об ОРД.


На территории РФ право осуществлять ОРД предоставляется оперативным подразделениям:

  1. Органов внутренних дел РФ.
  2. Органов федеральной службы безопасности.
  3. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.
  4. Таможенных органов РФ.
  5. Службы внешней разведки РФ.
  6. Федеральной службы исполнения наказаний.

Перечень органов, осуществляющих ОРД, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно- розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Перечень оперативных подразделений системы МВД России утвержден Приказом МВД России №608-2012. При этом оперативные подразделения системы [2]МВД делятся на такие, которые правомочны осуществлять ОРД в полном объеме, предусмотренном ФЗ об ОРД, и такие, которые уполномочены осуществлять лишь некоторые ОРМ.[3]

В системе МВД осуществлять ОРД в полном объеме, установленном ФЗ об ОРД уполномочены:

  1. Подразделения уголовного розыска.
  2. Подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.
  3. Подразделения собственной безопасности.
  4. Подразделения по противодействию экстремизму.
  5. Подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы.
  6. Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
  7. Оперативно-поисковые подразделения.
  8. Подразделения специальных технических мероприятий (оперативно- технические подразделения).
  9. Межрегиональные оперативно-разыскные подразделения территориальных органов МВД России на окружном уровне.
  10. Подразделения по контролю за оборотом наркотиков.

Осуществлять некоторые ОРМ уполномочены:

  1. Подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола - проведение по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, отождествление личности.
  2. Подразделения оперативно-разыскной информации - проведение оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности; использование конфиденциального содействия граждан.

ОРД осуществляется гласно и негласно в отношении предоставляющих оперативный интерес лиц, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, ОРМ могут осуществляться в двух формах: гласно и негласно.

Негласность означает неочевидность, скрытость проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников оперативно -розыскных органов, даже если они имеют соответствующий допуск, но прежде всего - от объектов (лиц, групп, организаций), в отношении которых они проводится. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРД, обеспечить безопасность участников ОРМ, результативность мероприятий, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом средства и методы.

Гласность ОРМ - это проведение ОРМ, содержание, цели, участники которых не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения.

ОРД осуществляется посредством проведения ОРМ, исчерпывающий перечень которых дан в ст. 6 ФЗ об ОРД. При осуществлении ОРД на сегодняшний день возможно проведение 15 ОРМ.

Цель ОРД - защита человека, общества и государства от преступных посягательств.

В законодательном определении ОРД отражена лишь конечная, главная цель ОРД - защита от преступных посягательств. Такую же цель преследуют и другие виды правоохранительной деятельности государства (например, уголовно­процессуальная деятельность, деятельность законодателя по установлению преступности и наказуемости деяний, деятельность по исполнению наказания и др.). Отличие ОРД от других видов правоохранительной деятельности заключается в специфических задачах ОРД.

К задачам ОРД ст. 2 ФЗ об ОРД относит:

  1. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших,
  2. добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;
  3. установление имущества, подлежащего конфискации.

Определение целей и задач имеет большое значение, поскольку, согласно ст. 5 ФЗ об ОРД, не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных ФЗ об ОРД.

Кроме общих задач, перечисленных в ст. 2 ФЗ об ОРД имеются и частные задачи, которые конкретизируются для каждого органа, осуществляющего ОРД, с учетом его функциональной специализации.


Для выполнения установленных ФЗ об ОРД задач органы, осуществляющие ОРД наделены соответствующей компетенцией, т.е. выполняют установленные ФЗ об ОРД обязанности и имеют права.

Обязанностями органов, осуществляющих ОРД, предусмотренными ст. 14 ФЗ об ОРД, являются:

  1. Принятие в пределах своих полномочий все необходимых мер по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.
  2. Исполнение в пределах своих полномочий поручения в письменной форме дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении ОРМ по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам.
  3. Выполнение на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами РФ, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.
  4. Информирование других органов, осуществляющих ОРД на территории

РФ, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.

  1. Соблюдение правил конспирации при осуществлении ОРД.
  2. Содействие обеспечению в порядке, установленном законодательством РФ, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Права органов, осуществляющих ОРД, предусмотрены ст. 15 ФЗ об ОРД.

При решении задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

  1. Проводить гласно и негласно ОРМ, перечисленные в ст.6 ФЗ об ОРД, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ.
  2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД.
  3. Использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.
  4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
  5. Создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных ФЗ об ОРД.

Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Сущность и значение ОРД может быть раскрыта через систему принципов этой деятельности.

Если задачи ОРД закрепляют, что необходимо сделать для реализации ее цели, то принципы определяют, каким образом следует осуществлять ОРД. Определение принципов имеет не только теоретико-познавательное, но и прикладное значение.

В ФЗ об ОРД основные ее принципы нашли прямое (текстуальное) закрепление непосредственно в специальной статье (ст. 3). В соответствие с ней ОРД основывается на общеправовых принципах (1) законности, (2) уважения прав и свобод человека и гражданина, а также специальных принципах (3) конспирации, (4) сочетании гласных и негласных методов и средств.

По мнению ряда ученых, непосредственно в ст. 3 ФЗ об ОРД указана только часть ее принципов. Остальные принципы, выработанные оперативно-розыскной практикой, вытекают из содержания других норм этого закона, а также других нормативно-правовых актов в этой сфере. Так, дополнительно выделяются принципы, которые в немалой степени отражают сущность и специфический характер ОРД: (5) применение конфидентов, (6) принцип соразмерности оперативно-розыскного реагирования, (7) принцип наступательности (разведывательной активности) в ОРД, (8) принцип научности.[4]

Таким образом, ОРД является одним из видов государственной правоохранительной деятельности, которая осуществляется оперативными подразделениями уполномоченных на то государственных органов, перечисленных в ст. 13 ФЗ об ОРД, посредством проведения ОРМ, указанных в ст. 6 того же закона. Перечень оперативных подразделений системы МВД России утв. Приказом МВД России №608-2012. При этом оперативные подразделения системы МВД делятся на такие, которые правомочны осуществлять ОРД в полном объеме, предусмотренном ФЗ об ОРД, и такие, которые уполномочены осуществлять лишь некоторые ОРМ.

ОРД является эффективным и безальтернативным средством решения определенных в ст. 2 ФЗ об ОРД задач, что обусловлено полномочиями оперативных подразделений проводить как гласные, так и негласные ОРМ, которые в некоторых случаях ограничивают права и свободы физических и юридических лиц. Основным нормативным правовым актом, который определяет содержание ОРД и закрепляет систему гарантий законности при ее проведении является ФЗ об ОРД. Однако более детально организация и тактика осуществления ОРД регламентирована ведомственными и межведомственными нормативными актами органов, уполномоченных на осуществление ОРД (в ОВД - Наставлением об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России №001-2013).