Файл: Общие характеристики оперативно-розыскных мероприятий (Сущность и значение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 548

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Оперативно-розыскные мероприятия

Понятие оперативно-розыскного мероприятия (ОРМ) имеет важное теоретическое и практическое значение, является одним из ключевых, базовых во всей ОРД.

Сущность оперативно-розыскного мероприятия следует понимать как систему взаимосвязанных действий, направленных на добывание (поиск) фактических данных, свидетельствующих о подготовке и совершении преступлений, о лицах, их замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших, о наличии материальных следов преступной деятельности, местонахождении лиц, подозреваемых в их совершении или скрывшихся от следствия и суда, а также для решения других задач ОРД на основании и в порядке, предусмотренном ФЗ об ОРД. Под ОРМ также предлагается понимать закрепленные в ФЗ об ОРД действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД ОРО могут осуществлять следующие 15 видов ОРМ:

  1. Опрос.
  2. Наведение справок.
  3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
  4. Проверочная закупка.
  5. Исследование предметов и документов.
  6. Наблюдение.
  7. Отождествление личности.
  8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
  9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
  10. Прослушивание телефонных переговоров (далее также - ПТП).
  11. Снятие информации с технических каналов связи.
  12. Оперативное внедрение.
  13. Контролируемая поставка.
  14. Оперативный эксперимент.
  15. Получение компьютерной информации.

В ходе проведения ОРМ могут использоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде (ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД).

Исходя из сущности ОРД и ее законодательного толкования ОРМ организуются и проводятся специальными субъектами, которыми являются только должностные лица оперативных подразделений, иным субъектам запрещено проводить ОРМ а также использовать технические средства, предназначенные для негласного получения информации (ч. 6 ст. 6 ФЗ об ОРД).

Должностные лица органов, осуществляющих ОРД, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении ОРМ, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе (ч. 5 ст. 6). В зависимости от формы проведения. ОРМ осуществляются как гласно, так и негласно. Негласность означает неочевидность, скрытность проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников ОРО, но, прежде всего - от объектов, в отношении которых они проводятся. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРМ, обеспечить безопасность участников ОРМ, их результативность, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом средства и методы.


Под гласностью следует понимать открытость проведения ОРМ, когда их содержание, цели, участники не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения.

ОРМ могут носить и смешанный, гласно-негласный характер. Часть действий в рамках одного ОРМ может осуществляться гласно, а часть - негласно. Особой разновидностью гласно-негласных ОРМ можно считать так называемые зашифрованные ОРМ, истинная цель которых от заинтересованных лиц скрывается под видом гласных действий иного, отвлекающего, характера и содержания.

Все предусмотренные в ст. 6 ФЗ об ОРД ОРМ по признаку гласности их проведения условно можно свести в две основные группы:

а) ОРМ, которые могут проводиться как гласно, так и негласно: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

б) проводимые только в тайне (негласно) от проверяемых, разрабатываемых и иных лиц, в отношении которых они осуществляются: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, проверочная закупка.

  1. Для проверки законности проведения того или иного ОРМ удобной является классификация ОРМ в зависимости от необходимости санкционирования

ОРМ. По этому критерию все ОРМ можно условно поделить на три группы:

  1. Проводимые на основании специального постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (ведомственное санкционирование) (проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, оперативное внедрение) (ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД).
  2. ОРМ, проведение которых, помимо специального постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, допускается только на основании судебного решения. В эту группу входят ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. К таким ОРМ относятся: обследование жилища, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, получение компьютерной информации (ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД).
  3. ОРМ, для проведения которых не требуется ни специального постановления, ни судебного решения - все остальные ОРМ.

Основания, при которых возможно проведение ОРМ, указаны в ст. 7 ФЗ об

ОРД.

Условия проведения ОРМ - это правила их проведения, обеспечивающие баланс, с одной стороны, интересов личности, имеющей право на тайну личной жизни, с другой стороны - общества и государства, заинтересованных в эффективной борьбе с преступностью, своевременном и эффективном выявлении, предупреждении и пресечении преступлений, угроз интересам РФ.

Основная совокупность этих правил содержится в ст. 8 ФЗ об ОРД. Однако ею нормативная регламентация условий не ограничивается. Они «прописаны» и в других статьях ФЗ об ОРД, а также в некоторых нормах иных законодательных актов в области ОРД.

Условия ОРМ можно условно разделить на общие, относящиеся ко всем без исключения ОРМ, и специальные - относящиеся к отдельным видам ОРМ или к

проведению ОРМ в определенных условиях.

Ни ФЗ об ОРД, ни иные открытые нормативные правовые акты не дают определений видов ОРМ (перечислены лишь их названия), не регулируют обязательный порядок их проведения, полный состав участников, способы закрепления результатов, названия и формы составляемых документов и т.д.

Понятия видов ОРМ, отдельные требования к их проведению и документированию имеются в секретных нормативных актах ОРО. Однако, во- первых, эти требования сформулированы довольно кратко; во-вторых, они чаще имеют слишком обобщенный или рекомендательный характер; в-третьих, следователи, прокуроры, судьи, адвокаты и другие участники уголовного судопроизводства, как правило, не имеют доступа к этим нормативным правовым актам.

Этот пробел в законодательстве влечет различные, в том числе негативные, последствия. Наиболее распространенные из них - это самое широкое разнообразие и противоречивость практики в регионах по поводу проведения ОРМ; оценки допустимости тех или иных действий в их рамках; составления итоговых документов и т.д. Отсутствие в нормативных правовых актах открытого характера определений видов ОРМ, порядка их проведения и способов фиксации результатов позволяет оперативно-розыскным подразделениям при необходимости «производить подмену» одного мероприятия другим (например, оперативного эксперимента - наблюдением), проводить под видом законных ОРМ мероприятия, не предусмотренные в законе.[5]

Таким образом, перечень ОРМ закреплен в ст. 6 ФЗ об ОРД и включает на сегодняшний день 15 ОРМ. Перечень ОРМ может быть изменен или дополнен только федеральным законом. ОРМ могут быть классифицированы по разным основаниям (в зависимости от продолжительности проведения ОРМ; в зависимости от формы проведения ОРМ; в зависимости от необходимости санкционирования ОРМ и др.). ОРМ могут осуществляться только при наличии оснований, указанных в ст. 7 ФЗ об ОРД и с соблюдением условий, перечисленных в ст. 8 ФЗ об ОРД. Организация, тактика и документальное оформление хода и результатов проведения ОРМ регламентированы ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих ОРД (в ОВД - Наставлением об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России №001-2013).


  1. Содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел

Под содействием лиц органам, осуществляющим ОРД, понимается регламентируемая нормативными правовыми актами специфическая область оперативно-розыскных правоотношений, определяющая оказание лицами помощи представителю оперативно-розыскного органа в решении оперативно-розыскных задач.

Основными видами содействия лиц органам, осуществляющим ОРД является:

  1. гласное содействие,
  2. негласное содействие.

Гласное содействие предполагает открытое участие лиц в подготовке и проведении ОРМ. Оно может выражаться в разовом и длительном их использовании оперативными сотрудниками для решения задач ОРД.

К числу лиц, оказывающих разовую помощь, относятся отдельные граждане, дружинники, специалисты, переводчики и др.[6]

Негласное (конфиденциальное) содействие граждан оперативным подразделениям в осуществлении их деятельности предусматривает прежде всего, что данное содействие осуществляется только с согласия лиц, а сведения о данных лицах не подлежат оглашению. Это условие обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами.

Цели привлечения граждан к конфиденциальному содействию могут быть различными. Одни привлекаются для подготовки ОРМ, другие - для непосредственного участия в них. Первая группа подбирается из специалистов различных отраслей науки, техники, экономики, а также лиц, имеющих доступ к объектам (местам), необходимым для подготовки и проведения ОРМ. Чаще всего это относится к ОРМ, которые ограничивают конституционные права граждан.

Вторая группа граждан непосредственно участвует в проведении ОРМ, направленных на решение оперативно-розыскных задач (ст. 2 ФЗ об ОРД). Они, например, внедряются в организованную преступную группу и собирают информацию о противоправной деятельности ее участников.

Институт содействия граждан регулируется законами и подзаконными актами, которые включают в себя общее и ведомственное законодательное регулирование, а также регулирование на подзаконном уровне.

Для решения задач ОРД в п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД предусмотрено право органов, осуществляющих ОРД устанавливать отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД. В ФЗ об ОРД содержатся нормы, регламентирующие процедуру содействия лиц (ч. 1 ст. 15, ст. 17).


Однако большая часть отношений негласного сотрудничества, прежде всего оформление отношений конфиденциального сотрудничества, организационно­тактические вопросы деятельности конфидентов, процесс их материального стимулирования и др., регламентируется секретными подзаконными нормативными правовыми актами (приказами, инструкциями, наставлениями) с грифом ограниченного пользования («Секретно», «Совершенно секретно») каждым из органов, осуществляющих ОРД, с учетом функциональной особенности его деятельности.[7]

Порядок использования конфиденциального содействия лиц оперативным подразделениям ОВД регламентирован Наставлением об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Российской

Федерации, утв. Приказом МВД России №001-2013.

Основным элементом конфиденциального содействия является умение оперативного сотрудника привлечь гражданина к содействию (вербовка).

Привлечение к конфиденциальному содействию - это комплекс организационно-тактических и психологических мероприятий по подбору, изучению и установлению конфиденциальных отношений с лицами, способными налаживать психологические контакты в криминальной среде, предоставлять оперативную информацию.

Привлечение состоит: 1) из подбора; 2) изучения кандидата на конфиденциальное содействие; 3) вербовочной беседы; 4) общения сотрудника с привлеченными лицами на начальном этапе работы.

Оперативно-розыскное законодательство запрещает лицам, оказывающим содействие оперативным подразделениям, представлять заведомо ложные сведения.

Сведения о лицах, конфиденциально содействующих оперативным подразделениям ОВД, отнесены законодательством к сведениям, составляющим государственную тайну. Факт негласного содействия (сотрудничества) лица может быть предан гласности только с письменного согласия данного лица либо в случае расследования уголовного дела по преступлению, совершенному этим лицом в ходе конфиденциального содействия. Однако в таком случае круг лиц, осведомленных о сотрудничестве указанного лица, также ограничивается, и дело должно рассматриваться в закрытом судебном заседании.

Таким образом, содействие граждан оперативным подразделениям ОВД является неотъемлемой частью ОРД. Основными видами содействия граждан органам, осуществляющим ОРД является: 1) гласное содействие, 2) негласное содействие. Оперативные подразделения ОВД используют следующие виды негласного содействия: 1) анонимное, 2) оперативный контакт, 3) негласное содействие специалистов, 4) содействие осведомителей, 5) содействие содержателей