Файл: Общие характеристики оперативно-розыскных мероприятий (Сущность и значение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 555
Скачиваний: 3
явочных помещений. Кроме негласного содействия осуществляется негласное сотрудничество лиц с оперативными подразделениями ОВД в виде 1) негласного
сотрудничества в качестве агента, 2) негласного сотрудничества в качестве резидента.
Негласное содействие отличается от негласного сотрудничества характером выполняемых задач, требованиями к лицам, привлекаемых к негласному содействию и сотрудничеству, порядком оформления факта негласного содействия и сотрудничества, уровнем социально-правовой защиты лиц, оказывающих негласное содействие и сотрудничество.
Агентурная работа в ОВД представляет из себя деятельность руководителей, правомочных на осуществление ОРД, оперативных подразделений и их сотрудников, осуществляемую в установленном порядке по созданию, поддержанию в оперативной готовности и использованию в целях решения задач ОРД ОВД системы конфиденциально содействующих оперативным подразделениям и сотрудничающих с ними по контракту лиц. Основными элементами агентурной работы являются: 1) привлечение лиц к негласному сотрудничеству, 2) оформления учетно-регистрационных документов на привлеченных к негласному сотрудничеству лиц, 3) поддержание связи с конфидентами, 4) руководство конфидентами. Основными принципами агентурной работы в ОВД являются принципы конспирации, систематичности, контроля, индивидуального подхода.
Под документированием следует понимать комплекс ОРМ, преимущественно негласного характера, по обнаружению, собиранию, исследованию и сохранению фактических данных о событии преступления и лицах, причастных к его совершению, проверке их достоверности и пригодности для дальнейшего использования в качестве судебных доказательств.
Понятие «документирование» не сводится только к составлению оперативно-служебных документов в сфере ОРД. Документирование представляет собой процесс, включающий в себя следующие этапы: а) сбор с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов информации об обстоятельствах совершенного преступления; б) фиксацию полученных фактических данных, нашедших отражение в памяти очевидцев, а также оставленных на предметах и других материальных носителях; в) систематизацию и накапливание оперативно-значимой информации в соответствующих массивах и ДОУ; г) проверку и оценку полученных данных в целях последующего их использования в доказывании по уголовному делу или принятия иных мер (профилактических, административных).
В связи с тем что документирование наиболее часто осуществляется в рамках ДОУ, теорией ОРД используется более конкретный термин «оперативное документирование», что определяется неочевидным, замаскированным и часто организованным характером совершения криминальных деяний.
В качестве информационного массива накопления оперативно-розыскной информации, полученной в ходе документирования, выступают ДОУ, которые заводятся на основании ч. 1 ст. 10 Закона об ОРД для решения задач, стоящих перед органами, осуществляющими ОРД. Основания заведения и порядок производства по данным делам регламентируются закрытыми ведомственными нормативными актами субъектов ОРД.
Под ДОУ следует понимать специальные накопители информации (дела) для сбора и систематизации документов, содержащих информацию о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, которая позволяет определить организацию и тактику осуществления ОРМ и использование результатов в целях решения оперативно-розыскных задач.
Основанием для заведения ДОУ являются фактические данные, сведения, которые требуют соответствующей проверки путем проведения гласных и негласных ОРМ. Основания для заведения ДОУ во многом совпадают с основаниями для проведения ОРМ (п. 1-6 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД) и детализируются в ведомственных нормативных правовых актах. Кроме того, заведение ДОУ осуществляется с учетом: а) содержания полученной информации; б) общественной опасности проверяемых лиц; в) тяжести совершенных преступлений.
Сам факт заведения ДОУ не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина (ч. 3 ст. 10 Закона об ОРД). Однако в процессе осуществления оперативно-розыскного производства по нему эти права могут быть ограниченны, но лишь при наличии оснований и условий, предусмотренных ст. 9 Закона об ОРД.
Ведение ДОУ придает всей ОРД целенаправленный характер, формируя у сотрудников оперативных подразделений социально полезный профессиональный алгоритм мышления при проведении ОРМ, позволяющий успешно решать задачи борьбы с преступностью.
Эффективность борьбы с преступностью во многом зависит от деятельности органов внутренних дел по сбору, концентрации и обработке данных, способных своевременно обеспечить оперативные подразделения достоверной, точной и полной информацией, представляющей оперативный интерес. Поэтому деятельность органов внутренних дел по решению задач борьбы с преступностью тесно связана с созданием современных систем сбора, закрепления, хранения, систематизации и использования данной информации. Такую информацию специальным образом систематизированную и размещенную, принято называть учетами.
К ведению учетов предъявляются следующие требования:
- точность - каждый объект должен быть подробно описан по всем присущим ему одному признакам;
- своевременность - необходимо своевременно выявлять и регистрировать объекты, подлежащие учету;
- полнота - должны быть учтены все объекты, подлежащие учету;
- простота и удобство - наличие унифицированных, несложных для заполнения, но охватывающих все признаки объекта учета документов, карточек, широкое применение автоматизированных поисковых систем;
- целенаправленность - четкое разграничение сведений в зависимости информационной потребности субъектов ОРД и выбор оптимального управленческого уровня системы МВД для организации учета.
К объектам учетов ОВД относится информация:
- о лицах (в т.ч. неопознанных трупах);
- событиях (фактах, явлениях);
- предметах (вещах и имуществе).
Наибольший массив учета занимают лица, совершившие правонарушения и представляющие в связи с этим оперативный интерес; психически больные, представляющие опасность для окружающих (состоящие на специальном учете органов здравоохранения); без вести пропавшие, преступники, объявленные в розыск, больные и дети, которые в силу болезненного состояния или возраста не могут сообщить о себе сведений; неопознанные трупы граждан; лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими ОРД (в т.ч. на конфиденциальной основе).
События как объекты учета - это факты зарегистрированных (в любом виде) правонарушений (в т.ч. преступлений), факты блокирования объектов оперативного обслуживания (установки специальных средств, расстановки специальных сил) и др.
Предметы - вещи и иное имущество, похищенное, изъятое, выявленное в ходе следственных, оперативно-поисковых и иных мероприятий (утраченные документы, оружие, предметы антиквариата, орудия преступления, автомототранспорт, грузы, домашние животные, имеющие индивидуальные номера или отличительные особенности).[8]
Информация об указанных выше объектах находит свое отражение в форме: дел, списков, журналов, картотек, фото- и видеотек (видеобанков), коллекций, следотек, автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС), автоматизированных банков данных (АБД), банков криминальной информации (БКИ), интегрированных банков данных (ИБД) и др.
Все учеты ОВД составляют определенную систему, состоящую из трех уровней:
- Местные учеты - ведутся на уровне горрайлинорганов аналитической группой, специально выделенным сотрудником и экспертом-криминалистом (экспертно-криминалистические учеты).
- Региональные учеты - ведутся на уровне МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УВДТ (ОВДТ) в информационном центре (ИЦ) и экспертнокриминалистическом подразделении (ЭКЦ, ЭКУ) МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ).
- Федеральные учеты - ведутся на уровне МВД России в Главном информационно-аналитическом центре (ГИАЦ) и Экспертно- криминалистическом центре (ЭКЦ) МВД России.
Второй и третий уровни учетов называются централизованными.
В соответствии с ведомственными нормативными актами существуют следующие виды учетов:
- Оперативный учет.
- Оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты.
- Экспертно-криминалистические учеты.
Порядок формирования, ведения и использования оперативного учета ОВД определяет Наставление об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России №001-2013.
Порядок формирования, ведения и использования оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов ОВД определяет Приказ МВД России от 12.02.2014 №89дсп «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской федерации»
Формирование, ведение и использование экспертно-криминалистических учетов регламентируется приказом МВД России от 10.02.2006 №70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации».
В целях эффективного информационно-аналитического обеспечение ОРД ОВД в системе МВД РФ существует информационная система оперативно - розыскной информации (ИС ОРИ). Формирование, ведение и использование ИС ОРИ осуществляется подразделениями оперативно-розыскной информации и иными оперативными подразделениями системы МВД России, правомочными осуществлять ОРД, в соответствии с правилами, установленными Наставлением по формированию, ведению и использованию информационной системы оперативнорозыскной информации, утв. Приказом МВД России №037-2013.
Таким образом, информационно-аналитическое обеспечение ОРД ОВД представляет собой регламентированную оперативно-розыскным законодательство деятельность уполномоченных субъектов по сбору, регистрации, систематизации, хранению, поиску и предоставлению оперативно значимой информации в целях решения задач ОРД. Основным средством информационно-аналитического обеспечения ОРД ОВД является система местных и централизованных учетов ОВД, а также ИС ОРИ. Тенденцией информационно-аналитического обеспечения ОРД ОВД на современном этапе является увеличение количества объектов, подлежащих постановке на различные виды учета, использование электронной формы обработки и хранения оперативно значимой информации, интегрирование информационных массивов оперативно значимой информации и как следствие повышение роли информационно-аналитических подразделений в решении задач ОРД.
7. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
Финансовое обеспечение ОРД ОВД является необходимым условием эффективного решения задач ОРД и осуществляется за счет средств федерального
бюджета. Основными направлениями финансового обеспечения ОРД ОВД являются
агентурная работа, а также подготовка и проведение ОРМ. Размер финансового обеспечения определяется в пределах максимально допустимых расходов руководителями оперативных подразделений или ОВД при наличии обосновывающих необходимость финансовых расходов документов. Любые финансовые расходы при осуществлении ОРД ОВД должны быть подтверждены предусмотренными для этих целей документами.[9] Обоснованность произведенных расходов на ОРД проверяется ежегодно создаваемыми комиссиями. По каждому случаю незаконного использования средств на ОРД проводится служебная проверка.
8. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью.
Негласный, конспиративный характер ОРД, сопряженность ряда ОРМ с ограничением конституционных прав и свобод граждан требуют контроля за порядком ее осуществления в рамках действующего законодательства. В настоящее время данную функцию в сфере ОРД выполняет государственный контроль: президентский, парламентский, органов исполнительной власти, судебный и ведомственный.