Файл: Общие характеристики оперативно-розыскных мероприятий (Сущность и значение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 549
Скачиваний: 3
Контроль за ОРД можно разделить на два вида: внешний и ведомственный (внутренний).
В предмет внешнего контроля не может входить законность и обоснованность деятельности субъектов ОРД по конкретным делам.
К предмету судебного контроля за ОРД относится: 1) рассмотрение материалов об обоснованности ограничения конституционных прав человека и гражданина при проведении ОРМ, 2) рассмотрение жалоб на оперативно-розыскной орган, 3) разрешение споров между судьей нижестоящего суда и органом, осуществляющим ОРД, в связи с отказом судьи дать разрешение на проведение ОРД.
При проведении ОРД особое значение имеет ведомственный контроль. Это обусловлено, прежде всего, тем, что ОРД как вид деятельности осуществляется преимущественно негласными средствами, что ограничивает возможность контроля над оперативными подразделениями со стороны граждан и общественных организаций. По этой же причине в определенной мере затруднен контроль со стороны органов государственной власти.
Ведомственный контроль включает в себя оценку законности, обоснованности и эффективности ОРД и позволяет воспрепятствовать принятию неправомерного решения и восстановить нарушенные права и законные интересы физических и юридических лиц, а также помогает руководителю принять самостоятельное решение по осуществлению оперативно-розыскных функций.
Ведомственный контроль - это деятельность руководителей оперативнорозыскных подразделений по контролю за законностью осуществления ОРД и обеспечением прав и свобод граждан в процессе проведения ОРМ.
Основными формами осуществления ведомственного контроля являются: 1) личное ознакомление должностного лица с оперативно-служебными документами, подтверждающими необходимость и обоснованность проведения ОРМ; 2) личное участие руководителя оперативного подразделения в проведении ОРМ либо в наблюдении за его ходом и выполнением с последующей дачей, как правило, письменных указаний; 3) анализ проведенных ОРМ на оперативном совещании; 4) заслушивание отдельных оперативных сотрудников по вопросам эффективности проведения ОРМ; 5) рассмотрение документов о расходовании в ходе ОРМ финансовых средств; 6) ознакомление руководителя оперативного подразделения с делами оперативного учета; 7) изучение общественного мнения о деятельности оперативного подразделения по предотвращению и раскрытию преступлений и др.
Надзор за ОРД осуществляется органами прокуратуры. В соответствие со ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе, органами, осуществляющими ОРД. Одновременно ст. 29 того же Закона предметом прокурорского надзора определяет соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения ОРМ, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.[10]
Организация прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД регулируется нормами Приказа Генпрокуратуры России от 15.02.2011 №33.
Непосредственный надзор за ОРД осуществляют назначаемые от имени Генерального прокурора РФ уполномоченные прокуроры. При этом обеспечивается наличие у уполномоченных прокуроров оформленного в установленном порядке допуска к совершенно секретным сведениям или сведениям особой важности. Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих ОРД, а также руководителю вышестоящей прокуратуры.[11]
Надзор за исполнением законов при осуществлении ОРД осуществляется путем проведения уполномоченными прокурорами проверок.
При осуществлении надзора за ОРД прокурор имеет достаточно обширные полномочия по проверке оперативно-служебных документов, в т.ч ДОУ, материалов о проведении ОРМ, учетно-регистрационной документации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что оперативно - розыскная деятельность является неотъемлемой частью правоохранительной деятельности ОВД; осуществляется посредством проведения гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий специально уполномоченными оперативными подразделениями. Важными составляющими оперативно-розыскной деятельности ОВД являются информационно-аналитическое обеспечение ОРД, документирование ОРД, содействие граждан, агентурная работа, финансовое обеспечение ОРД, контроль и надзор за ОРД.
К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.
Каждое из вышеперечисленных мероприятий имеет свою внутреннюю структуру, регламентировано законом и применяется для решения определенных задач оперативно-розыскной деятельности.
При изучении общей части оперативно-розыскной деятельности необходимо учитывать динамичность оперативно-розыскного законодательства, которое подвержено частым изменениям и дополнениям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Об оперативно-розыскной деятельности : Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ.
- О государственной тайне : Закон РФ от 21.07.1993 №5485-1.
- О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России : Приказ МВД РФ от 19.06.2012 № 608.
- Ремизов М.В., Ласточкина Р.Н. Оперативно-розыскная деятельность: правовое регулирование и использование результатов в уголовном судопроизводстве: Учебное пособие; Яросл. гос. ун-т. Ярославль - 2007. - 93 с.
- Бражников Д.А., Сапычев А.Ю. Гласное содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел : монография / Д. А. Бражников, А. Ю. Сыпачев ; М-во внутренних дел Российской Федерации, Тюменский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России. - Тюмень : ФГКОУ ДПО "ТИПК МВД России", 2013. - 104 с.
- Оперативно-розыскная деятельность : учебное пособие - ЦОКР МВД России, 2009. - 224 с.
- Белый А.Г. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности: учебно-практическое пособие / А.Г. Белый. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. - 134с.
- О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ.
- Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности : Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33.
-
Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ. ↑
-
1 О государственной тайне : Закон РФ от 21.07.1993 №5485-1. ↑
-
О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России : Приказ МВД РФ от 19.06.2012 № 608. ↑
-
Ремизов М.В., Ласточкина Р.Н. Оперативно-розыскная деятельность: правовое регулирование и использование результатов в уголовном судопроизводстве: Учебное пособие; Яросл. гос. ун-т. Ярославль - 2007. - 93 с. ↑
-
Ремизов М.В., Ласточкина Р.Н. Оперативно-розыскная деятельность: правовое регулирование и использование результатов в уголовном судопроизводстве: Учебное пособие; Яросл. гос. ун-т. Ярославль - 2007. - 93 с. ↑
-
Бражников Д.А., Сапычев А.Ю. Гласное содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел : монография / Д. А. Бражников, А. Ю. Сыпачев ; М-во внутренних дел Российской Федерации, Тюменский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России. - Тюмень : ФГКОУ ДПО "ТИПК МВД России", 2013. - 104 с.
19 ↑
-
О государственной тайне : Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 ↑
-
Оперативно-розыскная деятельность : учебное пособие - ЦОКР МВД России, 2009. -224 с. ↑
-
Белый А.Г. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности: учебнопрактическое пособие / А.Г. Белый. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. - 134с. ↑
-
О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ. ↑
-
Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности : Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33.
30 ↑