Файл: Учет безналичных денежных средств на примере ООО «Абаканский хлебокомбинат».pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Бухгалтерский учет движения безналичных денежных средств на ООО «Абаканский хлебокомбинат»
2.3. Анализ безналичных денежных потоков в ООО «Абаканский хлебокомбинат»
В зависимости от способа платежа, вида расчетных документов и организации документооборота в банке можно выделить следующие основные формы безналичных расчетов между плательщиками и получателями:
- платежными поручениями;
- по аккредитиву;
- чеками;
- расчеты по инкассо;
- расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
- расчетов в форме перевода электронных денежных средств.
Между наличным и безналичным денежном обращением существует тесная взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной формы в другую, из наличной в безналичную, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот.
Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании документов специальной формы, утвержденной им же, подтверждая осуществление хозяйственной операции.
При внесении денег на счет банку представляется объявление на взнос наличными (ОВН). Оправдательным документом при этом является квитанция, заполняемая вместе с ОВН, отмеченная банком.
Расчетный документ представляет собой, оформленное на бумажном носителе или в форме электронного платежного документа:
- распоряжение плательщика (клиента или банка) o списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
Все формы расчетных документов, их реквизиты, правила заполнения утверждены Центральным банком РФ. Форма банковских документов утверждена в Общероссийском классификаторе унифицированной банковской документации[17]. Последние изменения в ОКУД 107\2018 в силу с 1 января 2019 года. Любое нарушение этих правил приводит к тому, что они не будут приняты банками к исполнению.
Платёжное поручение является распоряжением клиента на перечисление средств другому предприятию или организации. Оно выписывается на основании счетов–фактур, договоров, актов выполненных работ, накладных, распоряжений бухгалтерии на перечисление налогов и сборов и др. По договоренности сторон платежные поручения могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Срочные платежи совершаются: до отгрузки товара авансовый платеж, после отгрузки товара – путем прямого акцепта товара, при крупных сделках – частичные платежи. Досрочный и отсроченный платежи могут осуществляться в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения договаривающихся сторон. Платежными поручениями могут производиться:
-
- Перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
- Перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней.
- Перечисления денежных средств в целях возврата размещения кредитов (займов) депозитов и уплаты процентов по ним.
- Перечисления по распоряжениям физических лиц или в пользу физических лиц (в том числе без открытия счета).
- Перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
Платежными поручениями рассчитываются с бюджетом, с органами страхования и социального обеспечения, при переводе заработной платы на счета работников в банке, при предварительной и последующей оплате счетов за товарно–материальные ценности, выполненные работы и услуги. Платежные поручения предъявляются в банк в течение 10 дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается). Платежные поручения принимаются банком к исполнению независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При оплате платежного поручения сумма платежа списывается со счета плательщика и через систему межбанковских расчетов переводится в банк получателя платежа, где и зачисляется на счет последнего. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежное поручение помещается в картотеку № 2 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачивается по мере поступления денежных средств в установленной законом очередности.
В работе приложено платежное поручение на перечисление денежных средств поставщику выполненных услуг в виде натяжного потолка в кабинете директора Абаканского хлебокомбината на сумму 12801.10 рублей (Приложение 1).
Любое платежное поручение имеет реквизиты (наименование контрагента, ИНН, КПП, БИК, корреспондентский счет, расчетный счет) двух контрагентов:
- в верхней части размещены реквизиты плательщика, т.е. покупателя товаров, работ, услуг;
- в нижней части реквизиты получателя денежных средств, т.е. поставщика товаров, работ, услуг.
Если оформляется платеж участниками бюджетного процесса или плательщиками налогов, сборов, страховых платежей во внебюджетные фонды, то в платежном поручении заполняются дополнительные реквизиты, утвержденные Минфином России.[18] Они позволяют идентифицировать вид и наименование платежа, период, за который он произведен, документ, на основании которого он выполняется.
Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) выполняется с помощью платежного требования. Это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению денежных средств от плательщика платежа. При этом платежный инструмент (платежное требование– поручение) предъявляется получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через систему банковских расчетов. Платежное требование может быть предъявлено в банк плательщика через банк получателя средств.
В платежном требовании обязательно указываются:
-
- Условие оплаты.
- Срок для акцепта.
- Дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных договором документов в случае, если эти документы были отосланы (вручены) плательщику.
- Наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказания услуг), дата поставки товара (выполнение работ, оказания услуг), способ поставки товара. Пример заполненного платежного требования в Приложении 2.
Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее трех рабочих дней. Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в основном договоре, в том числе в случае несоответствия применяемой формы расчетов по заключенному договору. Исполняющий банк оплачивает платежное требование–поручение только при получении от плательщика акцепта. Отказ плательщика от акцепта платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта установленной формы, составленным в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика. При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными.
Инкассовые поручения применяются при расчетах по инкассо в тех случаях, когда это предусмотрено законом или договором между контрагентами. Законодательно разрешено снятие средств с использованием данного расчетного документа при расчетах по распоряжениям взыскателей средств. Получателем средств может являться банк, в том числе банк плательщика. В первую очередь это оплата задолженности по налогам. В соответствии с Налоговым кодексом РФ ст. 46[19] налоговые органы имеют право без разрешения налогоплательщика (безакцептно) взыскивать с любого счета (кроме бюджетного), принадлежащего организации и индивидуальному предпринимателю, любую сумму задолженности по налогам и страховым сборам.
Документооборот при использовании платежного требования или инкассового поучения осуществляется на основании Приложения 13 Положения о платежной системе Банка России[20].
Аккредитив - это именная ценная бумага, которая дает право лицу, на имя которого она выписана, получить в кредитном учреждении денежную сумму, указанную в аккредитиве. Для этого по поручению плательщика открывается специальный вид банковского счёта в банке (аккредитивный), обслуживающем контрагента, отгружающего товары, оказывающего услуги и др. Открытие аккредитива создаёт для контрагента возможность получить платёж за продукт, работы, услуги немедленно, после исполнении обязательства на тех условиях, которые указаны в аккредитивном поручении.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:
- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
- отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку провести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми оно вправе распоряжаться путем выставления чеков; чекодержателем – лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек; плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Различают чеки предъявительские, ордерные и именные. Именной– выписывается на определенное лицо и не подлежит передаче. Чек на предъявителя передается от одного лица к другому путем простого вручения. Ордерный чек может передаваться посредством передаточной подписи (индоссамента).
С позиции получения денег чеки подразделяются на денежные и расчетные: денежные – для получения денег в банке; расчетные – применяются для безналичных расчетов. В современных условиях чек для расчета денежными средствами предприятия используют в редких случаях.
К заполнению денежных чеков предъявляются следующие требования:
- все записи в чеке производятся от руки чернилами или шариковой ручкой черного или синего цвета;
- сумма, проставленная в денежном чеке цифрами, должна совпадать с суммой, указанной прописью;
- наличие на денежном чеке росписи лица, на имя которого выдан чек, в получении денег и данных его документа, удостоверяющего личность;
- поправки в тексте чека не допускаются;
- если допущена ошибка при составлении чека, то его перечеркивают и на нем делается надпись «Аннулирован». Аннулированный (испорченный) чек должен остаться в чековой книжке. Затем заполняется новый (следующий по номеру) чек. Корешки оплаченных и испорченных чеков, а также испорченные чеки учреждение социального обслуживания населения - чекодатель обязано хранить не менее трех лет.
Безналичные расчеты можно выполнять с помощью программы Клиент – банк. Банк-клиент представляет собой систему дистанционного банковского обслуживания (ДБО), предназначенную для удаленного проведения платежей и прочих банковских операций, контроля расчетного счета в режиме реального времени посредством обмена информацией с банковским сервером через интернет.
Характеристики системы:
- Представляет собой программу, устанавливаемую на ПК клиента.
- Банковские документы (платежки, выписки) хранятся на компьютере пользователя
- Возможна работа вне сети. Банк-клиент позволяет в офлайн-режиме формировать новые документы, использовать возможности экспорта и импорта, создавать новые документы, выгружать старые выписки. Однако отправлять платежки, загружать новые выписки банк-клиент не позволяет, так как для этого нужна связь с сервером банка.
При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств клиент предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств на основании заключенного с ним договора с использованием банковского счета или без него. Оператор электронных денежных средств незамедлительно после исполнения распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств направляет клиенту подтверждение об исполнении указанного распоряжения: документы (чек по операции онлайн - банка в Приложении 3) и информацию об онлайн - платеже (Приложение 4), которые связаны с использованием клиентом его электронного средства платежа, в порядке, установленном договором.[21]
Таким образом, бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции независимо от форм их проведения, и оформляются они в той же последовательности, в которой совершаются. Это обеспечивает сплошной непрерывный учет движения денежных средств, юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих доказательную силу, а так же укрепление законности, поскольку документы служат основными источниками для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях.
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ООО «АБАКАНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ» В БЕЗНАЛИЧНОЙ ФОРМЕ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1. Краткая характеристика предприятия
Полное наименование предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Абаканский хлебокомбинат». Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Дата регистрации общества 12 января 1992 года. Является коммерческой организацией и юридическим лицом, по российскому законодательству имеет в собственности обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами, имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и местонахождение штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, является собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств.