Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
Введение
Среди большого количества различных экономических рычагов, с помощью которых происходит воздействие на рыночную экономику государством, важное место занимают налоги. В нынешних условиях рыночной экономики все государства налоговую политику используют в качестве регулятора на негативные явления рынка. Налоги, и вся налоговая система – это мощный инструмент управления экономикой в условиях рынка. С момента создания государства налоги являются важным звеном экономических отношений в обществе. В современном обществе налоги – основной доход государства. Налоги - это фундамент любого государства, а налоговая политика – это один из основных элементов воздействия государства на экономику. В бюджетах промышленно развитых стран на долю налогов приходится 90% всех поступлений. Поэтому, от «качества» налоговой системы, и от того, достигнут ли компромисс между интересами субъектов рыночной экономики и фискальными (бюджетно-налоговыми) интересами власти, зависит текущие финансовые возможности государства, а также инвестиционный потенциал, емкость потребительского рынка и непосредственно рост экономики в целом.
Цель данной работы изучение сущности налогов, их состава и структуры России.
Следовательно, необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- Рассмотреть сущность налога и налоговой системы.
- Рассмотреть состав и структуру налоговой системы России.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что российская налоговая система сформировалась сравнительно недавно и в настоящее время находится в стадии развития.
В современной литературе совершенствование налоговой системы является открытым вопросом для многих ученых и политиков, так как определенные условия развития экономики требуют соответствующей корректировки всех параметров функционирования государства, в том числе и в сфере налогообложения, особое внимание уделяется практике функционирования налогообложения в зарубежных странах.
Работа базируется на изучении и анализе источников энциклопедического характера, законодательных и нормативно-справочных документов.
Цели и задачи обусловили логику и структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Во введении сформулированы цели, задачи работы, ее актуальность, объект, предмет исследования, представлена методологическая и информационная база, описана структура работы.
В первой главе работы изучена сущность налоговой системы России, в частности рассмотрены состав налогов, элементы и способы их взимания.
Во второй главе работы проведена структура налоговой системы, а также анализ функционирования, в частности проанализированы динамика и структура налоговых поступлений по основным налогам, проведена динамика поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012-2016 гг.
В заключении сформулированы выводы по данной работе и предложены рекомендации по устранению ошибок в учете, выявленных по результатам проведенного в работе анализа.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы, сформулированные в виде конкретных рекомендаций, могут быть использованы для повышения эффективности налоговой системы России.
Глава 1. Сущность и состав налоговой системы РФ
1.1. Сущность налогов
Вся практика налогообложения показывает, что налоги являются одним из важнейших и постоянных источников финансового и материального обеспечения государства.
Для осуществления своих функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право государства закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются и принимаются законы по конкретным видам налогов, в которых излагаются формы и методы исчисления и уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога.[1]
В современной литературе определено, что налог является комплексной категорий содержащей в себе как экономическое, так и юридическое (правовое) значение.
Экономическая сущность налогов выражается в формировании денежных отношений между государством и плательщиками налогов (юридическими и физическими лицами).
С юридической точки зрения налог – обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Законодательные нормы, принятые в той или иной стране, четко регламентируют виды налоговых платежей, порядок взимания и сроки уплаты налогов.
Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами.
Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством принципов, форм и методов их установления и ввода в действие системы налоговых органов, форм и методов налогового контроля, права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.[2]
В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования.
Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.
Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:
Федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
Регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.
Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):
1. виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2. основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5. формы и методы налогового контроля;
6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.
В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).
Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).
Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.
Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:
1 этап (1991–1993 гг.) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.
2 этап (1994–1998 гг.) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.
3 этап (1998 г.–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).
В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:
система налогов и сборов РФ;
система налоговых правоотношений;
система участников налоговых правоотношений;
нормативно-правовая база сферы налогообложения.
Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.
Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.
Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.
С помощью регулирующей функции осуществляется:
1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
1.2. Классификация налогов
Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.
Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам:
По уровню управления (Федеральные, Региональные, Местные);
По способу взимания (Прямые, Косвенные);
По источникам уплаты (Доходы физических лиц, Выручка от продажи продукции, Доходы или прибыль, Себестоимость продукции, Прочие расходы);
По применяемым ставкам (Фиксированные и Прогрессивные).
По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные, а именно:
Прямые налоги – прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.
Косвенные налоги – налоги на определенные товары и услуги Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.
1.3. Элементы налогов и способы их взимания
Налоги вводятся законами Верховного Совета. Каждый закон должен конкретизировать следyющие элементы налога:
Объект налога - это имyщество или доход, подлежащие обложению.
Сyбъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо.
Источник налога - доход из которого выплачивается налог.
Ставка налога - величина налога с единицы объекта налога.
Налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Налоги могyт взиматься следyющими способами:
1. Кодастровый – (кодастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на грyппы по определенномy признакy. Перечень этих грyпп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой грyппы yстановлена индивидyальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
Пример: налог взымается у владельцев транспортных средства, по yстановленной ставке (не зависит от мощности транспортного средства, и использyется это транспортное средство или простаивает).
2. На основе декларации
Декларация - докyмент, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после полyчения дохода и лицом полyчающим доход.