ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2019
Просмотров: 1743
Скачиваний: 7
Разработкой проекта преобразований занимается Негласный комитет – кружек единомышленников, сложившийся вокруг царя (Строганов, Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев).
Значение Отечественной войны 1812 г.:
-
Значительно возрос международный авторитет России.
-
Отечественная война стала одной из главных тем культуры России в XIX веке.
-
К территории России присоединена Польша.
-
Победа в войне способствовала консервации существующего строя.
-
Отечественная война спровоцировала начало революционного движения декабристов.
2) Николая I (1825-1855 гг.)
Направления внутренней политики Николая I:
-
Борьба с любыми проявлениями свободомыслия и оппозиционности, способными перерасти в революцию.
-
Укрепление государственной системы Российской империи.
-
Предпринимаются серьезные попытки решения крестьянского вопроса.
-
Проведение экономических преобразований.
-
Русская общественно политическая мысль общественное движение России 19 века
-
В XIX в. в общественно-политической жизни Российской империи сложились три направления: охранительное (консервативное), либеральное, революционное. Первое из них отражало интересы консервативной части официальной власти, помещиков, стоявших на почве незыблемости крепостничества и самодержавия. Это направление сложилось раньше других. Второе направление отражало интересы передовой части русского дворянства и интеллигенции, которая стала основным участником общественного движения страны. Третье направление выражало интересы широких масс крестьянства и других слоев населения, выступавших за ликвидацию самодержавия и крепостного права. Общественное движение России прошло ряд этапов.
имело ряд особенностей, проявившихся в том, что:
-
развивалось оно в условиях жесткого режима императора Николая I;
-
оформилась собственная идеология консервативного направления;
-
появились либеральные и социалистические течения;
-
образовались кружки, представлявшие собой своеобразную форму общественного движения;
-
главное воздействие на формирование общественного мнения оказывали журналы.
2)Декабристы
ДЕКАБРИСТЫ, деятели русского освободительного движения первой четверти 19 в. Движение возникло в кругу образованной дворянской молодежи, находившейся под влиянием европейской общественной мысли, идей французских энциклопедистов и Великой французской революции. Вместе с тем движение декабристов зародилось в эпоху складывания национального самосознания в целом ряде стран Европы, и было аналогично другим национальным патриотическим движениям. Декабристам были присущи горячий патриотизм и вера в величие России. Многие из будущих декабристов участвовали в войнах с Наполеоном.
Основными целями декабристов были установление в России конституционного парламентского режима и ограничение самодержавия (в качестве формы правления рассматривались республика или конституционная монархия), отмена крепостного права, демократические преобразования, введение гражданских прав и свобод. Декабристы размышляли об изменениях в экономической системе России, аграрной реформе (неизбежной после отмены крепостного права), судебной и военной реформах.
Декабристами был создан ряд тайных обществ: Союз Спасения (1816-17), Союз Благоденствия(1818-21), Южное общество и Северное общество(1821-25). Независимо возникло Общество соединенных славян, в 1825 влившееся в Южное. Первые тайные общества стремились в основном путем формирования общественного мнения оказывать влияние на правительство и добиваться проведения либеральных преобразований, но после 1821 в планах декабристов стала преобладать идея военного переворота.
Внезапная смерть Александра I и междуцарствие заставили декабристов предпринять плохо подготовленные и безуспешные восстания 14 декабря 1825 на Сенатской площади в Петербурге и Черниговского полка на Украине. После их подавления правительством Николая I в Петербурге был создан специальный Следственный комитет по делу о злоумышленных тайных обществах. К следствию, длившемуся больше полугода, было привлечено около 600 человек, попавших под подозрение в членстве в тайных обществах. 121 человек был предан суду; все подсудимые были разделены на 11 разрядов по степени тяжести вины. 5 декабристов (П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский) были приговорены к смертной казни и повешены в Петропавловской крепости 13 июля 1826; остальные осуждены на разные сроки каторги и ссылки, разжалованы в солдаты и лишены дворянства.
3)Славяне и западники
На рубеже 30—40-х гг. в России сложились и вступили в идейную борьбу два течения общественной мысли — западники и славянофилы. Основой идеологии западников, наиболее видными представителями которых были Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. П. Боткин, П. В. Анненков и др., стало признание общности развития России и Запада. Западники признавали важность и полезность успехов европейской цивилизации, считая необходимым заимствование ее опыта Россией. Безусловно, они предлагали не чистое заимствование, а переработку достижений Запада, согласно русским условиям и традициям. В будущем, по мнению западников, Россия должна развиваться по буржуазному пути, который признавался универсальным. Западники чрезвычайно высоко оценивали деятельность Петра I, его реформы, которые повернули Россию на путь европейского развития. Сторонники данного направления высказывались в пользу необходимости введения в стране конституционной монархии, политических свобод — слова, печати, собраний и т.д.
Иного взгляда на исторический путь России придерживались славянофилы (А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, братья Киреевские, Аксаковы и др.). Основным элементом концепции славянофилов (почвенников) было признание постулата, согласно которому каждый народ имеет свою историческую судьбу, а Россия развивается (и должна развиваться) по пути, отличному от европейского. По их мнению, Россия и Запад представляют собой два особых мира, живущих по различным принципам и укладам. Это, однако, не возводило славянофилов в ранг сторонников правительственной идеологии: они были противниками существующего политического режима, критиковали деспотизм, бюрократическую систему. Появление этих негативных явлений, как, впрочем, и крепостного права в самой его разнузданной форме, славянофилы связывали с реформами Петра I и той варварской «европеизацией», которая им проводилась. Они предлагали вернуться к допетровскому политическому опыту, суть которого заключалась в формуле: «Сила власти — самодержавию, сила мнения — народу!». То есть, по мнению представителей данного течения, народ должен получить право свободно высказывать свое мнение — в печати или на земских соборах, приобрести свободу совести. В основе русской жизни, в соответствии с взглядами славянофилов, лежало общинное начало и принцип согласия; большое значение имела православная религия, ставящая общее выше частного, призывающая к духовному совершенствованию. Славянофилы выступали против развития России по капиталистическому пути, считая его противоречащим принципу общинности.
И западники, и славянофилы ратовали за скорейшую отмену крепостного права; они были солидарны в том, что революционное изменение существующей системы неприемлемо. Длительное время оба этих течения ошибочно характеризовались как либеральные, хотя и западническая, и, тем более, славянофильская идеологии существенно отличаются от положений классического либерализма.
4)Народничество
Народничество – идеологическое течение разночинной интеллигенции в России в 1860–1900 годах. Название течение получило благодаря своему постулату – «сближение интеллигенции с народом». Народничество XIX века в России началось с предложенной А. Герценом и развитой Н. Чернышевским теории общинного социализма. Постулатами этой теории и как следствие, основой идеологии народничества стали идеи о том, что:
- историческое развитие России должно идти и идет по-своему, отличному от стран Европы, пути.
- для России не характерно и неприемлемо такое явление, как капитализм.
- самодержавие не имеет социальной основы в русском обществе.
- в своем развитии Россия движется к социализму, минуя стадию капитализма.
- ячейка будущего социалистического общества не семья, а община.
- крестьянскими массами должна руководить организация профессиональных революционеров.
-крестьянство, в массе своей, уже готово к тому, чтобы воспринять и откликнуться на социалистические идеи.
-революция – единственно верный способ социальных изменений.
Целью народничества как общественно-политического движения было полное переустройство общества на основе социалистических принципов.
5)Марксизм в 19 веке
В 80-е годы XIX века новым фактором русской общественной жизни стало появление марксизма, тесно связанного с формированием промышленного пролетариата и ростом рабочего движения появляются первые рабочие организации:“Южнороссийский союз рабочих”(1875 г., Одесса) и“Северный союз русских рабочих”(1878, Петербург). Поворот к марксизму был связан с именем Г.В. Плеханова. В 1883 г. в Женеве возникает первая марксистская организация - группа “Освобождение труда” во главе с Г.В. Плехановым, которая резко критиковала народнические взгляды, доказывала преимущества марксизма, распространяла марксистскую литературу в России. Первые социал-демократические группы этого периода в России Д. Благоева, П.В. Точисского, М.И. Бруснева, Н.Е. Федосеева были немногочисленны и состояли, главным образом, из интеллигенции и студенчества. Однако вскоре в работу кружков включаются рабочие, которым марксизм импонировал острой и обоснованной критикой капитализма, провозглашением пролетариата основным борцом с эксплуатацией и построением общества всеобщего равенства и справедливости. В 1895 г. марксистское движение переживает важный этап: кружки петербургских марксистов объединяются в общегородской“Союз борьбы за освобождение рабочего класса”,сыгравший большую роль в соединении социал-демократии с массовым рабочим движением. В 1898 г. была предпринята попытка объединить все силы русского марксизма. В Минске состоялся съезд, провозгласивший образование Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).
-
Реформы Александра II — реформы 60-70-х годов XIX века в Российской империи
Основные преобразования:
Крестьянская реформа в России (известная также как отмена крепостного права) — реформа, проведенная в 1861 году, упразднившая крепостное право в Российской империи. Явилась первой по времени и наиболее значимой из реформ императора Александра II; возвещалась Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года. Вместе с тем, ряд современников и историков конца XIX — начала XX вв. называл эту реформу «крепостнической» и утверждал, что она не привела к освобождению крестьян, а лишь определила механизм такого освобождения, причем ущербный и несправедливый. Основными причинами реформы были: кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время Крымской войны. Крестьяне, к которым царская власть обратилась за помощью, призывая в ополчение, полагали тем самым, что своей службой они заслужат себе свободу от крепостной зависимости. Надежды крестьян не оправдались. Росло число крестьянских выступлений. Если за 10 лет с 1845 по 1854 гг. произошло 348 выступлений, то за последующие 6 лет (1855 по 1860 гг.) — 474 Значительную роль в отмене крепостного права играли нравственный аспект и вопрос государственного престижа.
Земская реформа 1864 года — Положение о губернских и уездных земских учреждениях, либеральная реформа, вызванная необходимостью заменить систему бюрократического управления в областных учреждениях, при которой областная жизнь управлялась директивами из центра, что вело к ошибочным и запоздалым решениям. Главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учета местной специфики.
Судебная реформа Александра II — реформа судопроизводства, объявленная Александром II 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и сословия Присяжных Поверенных. Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.
Городская реформа (реформа городского самоуправления) 1870 года — одна из реформ императора Александра II, имевшая собой цель дать населению городов право ведать своё городское хозяйство. Подготовка реформы началась еще в 1862 году, но царь выпустил «Городовое положение 16 июня 1870» только спустя 8 лет. Реформа 1870 года послужила толчком к торгово-промышленному развитию городов, она закрепила систему органов городского общественного управления. Одним из результатов реформ Александра II являлось приобщение общества к гражданской жизни. Была положена основа для новой русской политической культуры. Но после реформы городского самоуправления у провинциальных городов возникла новая проблема — по закону часть доходов направлялась на содержание правительственных учреждений, полиции и других гос.структур. Из-за этого они испытывали некоторые трудности в решении городских проблем.
Военная реформа Александра II — реформа, проведенная Александром II 1 января 1874 года, разработанная военным министром Д. А. Милютиным. Утверждена манифестом о всеобщей воинской повинности и Уставом о воинской повинности. Явился центральным элементом военной реформы 70-х годов XIX в. Ознаменовал переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности. Военные Реформы начались сразу после Крымской войны в конце 1850-х гг. и проводились в несколько этапов. Их основной целью было сокращение армии в мирное время и одновременно обеспечение возможности ее развертывания во время войны.
Университетский устав 1863 года — правовой акт Российской империи, определявший устройство и порядки в университете. Был принят 18 июня 1863 года. Относится к Великим реформам в сфере образования, проведенные российским императором Александром II.
-
Внешняя политика России в начале 19 века
Важнейшими направлениями внешней политики Российской империи в начале 19 века стали европейское (напряженность между Россией и Францией постепенно нарастала) и ближневосточное (Россия стремилась максимально укрепить свои позиции на Балканах, в Закавказье и на Черном море).
Уже к концу 90-х годов 18 века серьезно обострилась ситуация в Закавказье. Экспансия в Грузию Ирана и Османской империи заставила Георгия 12 (правителя Грузии) просить покровительства у более сильного соседа – России. В 1801 году Восточная Грузия стала частью России, а в течение 1804 – 1805 годов в состав России вошли и остальные территории Грузии (Гурия, Имеретия, Мегрелия). Однако это привело к началу конфликта с Османской империей (1806 – 1812 гг.) и Ираном (1804 – 1813 гг.).
Война с Ираном повлекла за собой присоединение к Российской империи основной части Азербайджана и Дагестана. Так же, Иран лишился права держать свой военный флот в Каспийском море. В результате конфликта 1906 года с Османской империей к России была присоединена Молдавия (Бессарабская область). Стоит отметить, что исход русско-турецкого конфликта был решен благодаря победе Дунайской армии Кутузова под Рущуком (22 июня 1811 года.) По подписанному в мае 1812 года Бухарестскому мирному договору западная часть Молдавии оставалась Турецкой. В результате этой войны обрела независимость Сербия.
Ситуация в Европе в начале 19 века становилась все более и более напряженной. Агрессия наполеоновской Франции приводит к созданию антифранцузской коалиции (Россия, Австрия, Англия, Швеция). Однако остановить оккупацию Австрии в 1905 г. коалиции не удалось. Русские и австрийские войска проиграли Наполеону в битве под Аустерлицем. Австрия была оккупирована.
Англия, Пруссия, Швеция и Россия в 1806 г. создали четвертую антифранцузскую коалицию. Войска коалиции пытались сдержать натиск французской армии. Однако прусские войска проиграли Иена-Ауэрштедтское сражение, а российская армия – битву при Фридланде.