Файл: Коллектив как фактор развития индивидуальности ребенка (Личность: специфика, этапы формирования).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования личности
1.2 Роль школьного коллектива в развитии личности
Глава 2. Взаимосвязь личности и школьного коллектива.
2.1 Изучение влияния школьного коллектива на развитие личности
2.2 Взаимодействие коллектива и личности. Обработка и анализ результатов исследования
Введение
Актуальность исследования. Ребенок живет, растет и развивается, взаимодействуя с окружающим его миром. Пойдя в первый класс, ребенок расширяет свой кругозор, приобретает новых друзей, учится находить контакты с учителями. Основная задача развития ребенка - научиться взаимодействовать с одноклассниками и находить новых друзей. Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Личность развивается с коллективом, который ее окружает. С другой стороны, активность учеников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности определяют воспитательную силу и влияние коллектива. Отношение коллектива к отдельному человеку зависит от того, как человек проявляет свои индивидуальные способности. Исходя из этого, можно говорить об актуальности темы данной курсовой работы.
Научная проблема этой работы может быть сформулирована следующим образом: Какие эффективные методы и приемы развития личности используются в школьном коллективе?
Целью работы является рассмотрение процесса формирования личностных качеств в коллективе.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия личности, этапы его формирования.
2. Изучить роль школьного коллектива в развитии личности.
3. Изучить влияние школьной команды на развитие личности.
4. Рассмотрим взаимодействие коллектива и личности.
Объект изучения – развитие личности как педагогическая проблема.
Предметом исследования является влияние школьного коллектива на развитие личности.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает два параграфа, заключения, списока использованной литературы. Во введении указана актуальность темы исследования; определяется цель, задачи и методы исследования. Основная часть работы включает теоретические аспекты изучения коллектива и его влияние на развитие личности. В заключение изложены основные выводы исследования курсовой работы.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования личности
Человек, вышедший из животного мира благодаря труду и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью - субъектом познания и активной трансформации материального мира, общества и самого себя [1, стр. 97].
Родившись как индивид, человек постепенно приобретает особые социальные качества и становится личностью.
Если мы обратимся к процессу формирования человека с самого рождения, мы можем заметить две взаимосвязанные линии: биологическую и социальную. Когда появляется ребенок, то говорят, что человек родился биологическим существом, но нельзя сказать, что человек родился индивидуальностью. Будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизнедеятельности формирует и развивает в себе множество социальных качеств и свойств, определяющих его социальную сущность. Концепт человек синтезирует (связывает) в себе как свои биологические, так и социальные (социальные) качества и свойства.
Понятие личности содержит только социальные свойства и качества человека, которые включают речь, понимание, различные привычки и т. д. И которые делают его общественным существом. Свойство быть личностью связано не с физическим существом человека, а с его социальными качествами. Это позволяет сделать вывод: понятие «личность» характеризует социальную сущность человека и означает совокупность его социальных качеств и свойств, которые он формирует прижизненно [5, с. 56].
Рассмотрим индивидуальные особенности личности.
Осознавая необходимость действовать и принимая соответствующее решение, человек не всегда переходит к его выполнению. Невозможно объяснить этот переход только мотивацией, как невозможно объяснить и то, почему люди иногда ничего реально не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения подчас даже самых эмоциональных интересов. Когда люди, которые имеют равные знания и навыки, придерживаются близких убеждений и взглядов на жизнь, с различной степенью решимости и интенсивности начинают решать стоящие перед ними задачи, то это связывают с проявлением их воли.
Воля - осмысленное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выражающееся в способности преодолевать внутренние и внешние проблемы при совершении целенаправленных действий и поступков.
Особенность волевого действия заключается в том, что я испытываю состояние «Я должен», а не «Я хочу».
Все, с чем человек сталкивается в своей жизни, порождает то или иное отношение, то или иное чувство.
Чувство - это переживаемые в различных формах отношения человека к объектам и явлениям реальности.
Темперамент - индивидуально-своеобразная, естественно- обусловленная совокупность динамических проявлений нервной системы, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются неизменными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи определяют вид темперамента.
Характер - это совокупность устойчивых личностных характеристик человека, которая развивается и проявляется в деятельности и общении, вызывая типичные для индивида типы поведения.
Способности - это те психические характеристики человека, от которых зависит успех приобретения знаний, умений, но которые сами по себе не сводятся к наличию этих знаний, умений.
Рассмотрим основные и очень большие этапы становления личности. А. Н. Леонтьев утверждал, что человек «рождается» дважды.
Первый раз личность рождается в дошкольном возрасте, когда устанавливаются первые древовидные мотивные отношения мотива, первые подчинения естественных побуждений социальным правилам. Можно сказать, что здесь рождается то, что отражено в первом критерии личности. А. Н. Леонтьев раскрывает это явление на примере, широко известном как «эффект горькой конфеты».
Экспериментатор дает дошкольнику практически невозможную задачу: поймать удаленный предмет, сидя на стуле. Исследователь выходит и продолжает наблюдать за ребенком из соседней комнаты. После безуспешных усилий ребенок встает, поднимает понравившийся предмет и усаживается назад. Наблюдатель входит, хвалит его и дает конфету в качестве награды. Малыш не хочет её принимать, и после неоднократных предложений начинает тихо плакать. Конфетка для него оказывается "горькой".
Изучение событий показывает, что ребенок находился в ситуации инцидента мотивов. Один мотив - прямое намерение - взять интересующую вещь; и другой - социальный мотив - выполнить требование взрослого. В отсутствии наблюдателя преобладало прямое намерение. Однако когда исследователь подошел, второй мотив актуализировался. Отказ и плач ребенка предполагают, что процесс подчинения мотивов и изучения социальных норм уже начался, хотя еще не достиг своего конца.
Тот факт, что переживания ребенка начинают развиваться с социальным мотивом в присутствии старшего, очень примечателен. Это яркое доказательство общего утверждения о том, что «узлы» личности закрепляются в межличностных отношениях и только после этого они становятся элементами внутренней структуры личности. Можно отметить, что здесь прослеживается ранняя стадия «связывания» таких узлов. Второй раз индивид рождается в подростковом возрасте и выражается в проявлении способности и желания понять свои мотивы, выполнять интенсивную работу согласно их повиновению и переподчинению. Эта способность к самовоспитанию, самосознанию, самоуправлению проявляется во втором признаке личности.
Педагогика и психология выделяют следующие возрастные этапы формирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0–3), детсадовский (4–6), младший школьный возраст (6–10), средний школьный возраст (11–15), старший школьный возраст (16-17 лет).
В раннем детстве формирование личности осуществляется главным образом в семье, которая в зависимости от установленной в ней стратегии воспитания выступает либо в качестве просоциальной ассоциации или коллектива (с преобладанием стратегии «семейного сотрудничества»), либо искажает развитие личности ребенка. Последнее встречается в группах с низким уровнем развития, где в отношениях между родителями и детьми преобладает конфронтация. Например, в зависимости от характера домашних отношений личность ребенка может изначально создаваться либо как нежный, внимательный человек, не боящийся принять собственные ошибки и упущения, открытый, не стесняющийся ответственности маленького человека, или как боязливый, бездеятельный, жадный, капризный себялюбец. Важность этапа раннего детства для развития личности, на которую указывают многочисленные психологи, заключается в том, что ребенок с первого года своей сознательной жизни находится в достаточно развитой группе и, в силу своей присущей ему инициативы, устанавливает вид отношений, который в нем сформировался, превращает их в особенности его формирующейся личности [7, с. 76].
Фазы развития в раннем детстве фиксируют следующие результаты:
-
- первая - это адаптация на уровне овладения простейшими навыками, овладение языком как средством знакомства с общественной жизнью с первоначальной неспособностью отличить свое «я» от окружающих явлений;
- вторая - индивидуализация, противопоставление себя другим: «моя мама», «я - моя мама», «мои игрушки» и т. д., демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих;
- третья - интеграция, которая позволяет контролировать свое поведение, считаться с другими, подчиняться требованиям взрослых, предъявлять им реалистичные запросы и т. д.
Воспитание и развитие ребенка, начинаясь и продолжаясь в семье, с 3-4 лет, происходит одновременно в детском саду, в группе сверстников под присмотром воспитателя, где и возникает новая ситуация формирования личности. Переход к этому новому периоду формирования личности никоим образом не определяется психологическими законами (они только обеспечивают его готовность к этому переходу), а определяется вне социальных факторов, к которым относятся формирование организации дошкольных учреждений, их престиж, занятость родителей и т. д. В случае если переход к новому этапу не подготовлен внутри предыдущего возрастного этапа успешным протеканием фазы интеграции, то тут (как и на рубеже между любыми другими возрастными периодами) формируются условия для кризиса развития личности - адаптирование ребенка в детском саду оказывается затрудненной.
Дошкольный возраст характеризуется включением ребенка в группу сверстников в детском саду, контролируемую воспитателем, который, как правило, становится для него, как и его родители, более эталонным человеком. Педагог, опираясь на помощь семьи, старается, используя в качестве посреднического условия различные виды и формы деятельности (игра, обучение, труд, спорт и т. д.) объединять окружающих его детей, формируя гуманность, трудолюбие и другие социально значимые качества [10, с. 55].
Три фазы формирования личности внутри данного этапа включают: адаптацию - усвоение норм и методов поведения, утвержденных родителями и воспитателями с точки зрения взаимодействия с другими; индивидуализацию - желание ребенка найти в себе что-то, что отличает его от остальных ребят, либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шутках и прихотях - и в этом, и в других случаях, когда фокусируется на оценке, не столько других детей, сколько родителей и воспитателей; интеграцию - гармонизацию бессознательного стремления дошкольника своими собственными действиями обозначить свою оригинальность и готовность взрослого к принятию только того, что соответствует социально определенной и главной для них задаче, - обеспечить ребенку эффективный переход на новый этап - в среднее учебное заведение и, следовательно, в третий этап формирования личности.
В младшем школьном возрасте ситуация развития личности очень похожа на предыдущую. Три фазы, которые формируют её, дают ученику возможность ввести для него совершенно новую группу одноклассников, которая имеет изначально рассеянный характер. Руководящая этой группой учительница оказывается, по сравнению с воспитательницей детского сада, еще более референтной для детей, поскольку она, используя аппарат ежедневно выставляемых отметок, регулирует отношения ребенка как со своими сверстниками, так и со взрослыми, особенно с родителями, формирует их отношение к нему и его отношение к себе «как другому».
Таким образом, личность - это сущность человека, обладающая индивидуальными характеристиками, качествами, развитыми прижизненно. Личность рождается дважды.
1.2 Роль школьного коллектива в развитии личности
Благодаря общению человек становится личностью. Отражая своеобразную потребность человека в аналогичной сфере, общение - это особый вид деятельности, объектом которой является другой человек. Оно постоянно сопровождается обособлением, в котором человек осознает присвоение социальной сущности. Общение и обособление - это ресурс общественного богатства личности.