Файл: Коллектив как фактор развития индивидуальности ребенка (Личность: специфика, этапы формирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 264

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лучшие условия для общения и обособления создаются коллективом, схожим увлечениями и общим взаимопониманием. В коллективе воспитывается личность. При поддержке группы формируются навыки коллективизма, товарищеской взаимопомощи, ответственности и других личных качеств. В коллективе усваиваются принципы общения, поведения, организационные навыки, лидерские качества и навыки подчинения. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, раскрывает широкий простор с целью его всестороннего развития.

Основным накопителем положительного социального опыта у детей является школьный коллектив. Этот навык приобретается ребенком в семье, в общении со сверстниками вне школы, из средств массовой информации, книг и других источников. Но только в коллективе его освоение специально спланировано и направлено профессиональными преподавателями. Поступив в школу, ребенок в первую очередь становится членом классного коллектива, а также многих других, которых он выбирает (кружки, секции) [6, с. 44]

Цель ребенка - принять правила и условия отношений в группе, в которой он хочет быть. Если он хочет быть принятым в коллектив и эффективно осуществлять свою деятельность, то он обязан соблюдать эти правила. Это не обозначает, что ученик обязан не охотно приспосабливаться к ранее сформировавшимся отношениям. Если он считает, что он прав, он обязан обосновать свою точку зрения и защитить ее перед коллективом. Коллектив ведет к формированию социально ценных качеств: гуманности, общественной честности, ответственности, гражданственности, активности.

Коллектив - это арена для самовыражения и самоутверждения себя как личности любого ученика. Каждый ребенок пытается утвердиться в своих глазах и глазах своих сверстников. Поэтому именно в коллективе создаются важные личные качества, такие как чувство собственного достоинства, утверждение или непризнание себя как личности.

И. Ф. Козлов утверждал, что воспитательный коллектив представляет собой научно организованную систему воспитывающей детской жизни. Организация коллективной воспитательной, познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и осуществления в проявлении интеллектуальной и моральной свободы. Только в коллективной жизни формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и ряд социально значимых умений [9, с. 68].

В творчестве детей роль коллектива не заменима. Именно в нем проявляется взаимная ответственность за конечный результат и взаимопомощь. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:


1. Формирование у учащихся позитивного отношения к труду, как высшей ценности в жизни, высших социальных мотивов.

2. Развитие познавательного интереса к знаниям, необходимость творческой работы, применение знаний на практике.

3. Воспитание высоких нравственных качеств, трудолюбия, чувства долга к ответственности, работоспособности и честности.

4. Вооружение учащимися различными трудовыми навыками.

Правильное соблюдение этих заданий способствует формированию напряженной работы среди школьников. Также трудовое воспитание имеет большое значение для физического развития, умственных способностей школьников, развития дружеских отношений, развития нравственного воспитания личности, всестороннего развития личности.

Участвуя в трудовых процессах, подростки вовлекаются в экономические отношения и становятся их активными соучастниками. Развитие коллективизма и творческого отношения к работе у детей обеспечивается знаниями практической экономики в сочетании с участием в работе на предприятиях, в трудовых коллективах.

Совместная работа подростков раскрывает безграничные возможности для реализации физиологического и художественного потенциала личности. Чтобы стимулировать значимый обмен духовными ценностями, необходимо создать физическую форму и художественно-эстетическую деятельность, которая охватывает широкий спектр умений, знаний и навыков. В условиях свободного общения организуются физкультурно-оздоровительные и художественно-эстетические мероприятия, способствующие содержательному обмену внутренними ценностями, формирующие эстетическое отношение к реальности, овладевающие широким спектром специальных знаний, навыков. Эти виды деятельности способствуют чувственному развитию учащихся, вызывают чувство совместной эмпатии, симпатии, общее чувство эмоциональной и моральной атмосферы и ее совместного творчества.

На сегодняшний день коллектив не является основным дисциплинарным органом, помогающим учителю в решении трудностей. Конечно, детей нужно привлекать к сотрудничеству, чтобы решать трудности, возникающие совместно. Однако ни один свободный, независимый человек не поддастся какому-либо коллективу. Этим отличается демократическое воспитание от воспитания коллективистского, которое не превозносит духовные и моральные силы, а подавляет их. Сегодня ребенку необходимо объяснить: какова цель интеллектуального, эстетического и нравственного воспитания, что оно дает, а не просто рассказать. В зарубежных воспитательных системах этот конкретный практический аспект выходит на первый план и служит сильным стимулом для позитивного отношения к содержанию воспитания. Учитель должен знать ответ на этот вопрос и иметь возможность четко объяснить своим ученикам преимущества воспитания, чтобы у них не было тени сомнения [15, с. 69].


Таким образом, роль коллектива в развитии личности заключается в том, что он открывает возможности для практического развития демократических форм жизнедеятельности. Прежде всего, это реализуется через участие в школьном самоуправлении и разнообразную общественную жизнь. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально значимой личности и проявления ее индивидуальности.

Глава 2. Взаимосвязь личности и школьного коллектива.

2.1 Изучение влияния школьного коллектива на развитие личности

Большое значение для детей имеет сфера личных отношений. В коллективе дети не равны. Некоторые дети пользуются симпатиями многих сверстников, другие менее дружелюбны с друзьями, а третьи - изгои. Все это: симпатия-антипатия, принятие-отторжение, определяет положение ребенка в группе или социометрический статус. Я. Мерено под «социометрическим статусом» понимал положение человека в социальной группе. В зависимости от статуса в группе, личностные качества ребенка формируются и развиваются.

В то же время положение ребенка в системе межличностных отношений зависит от совокупности индивидуальных качеств ребенка и от характерных особенностей группы, в отношении которой измеряется его положение. Одна и та же комбинация индивидуальных свойств может определять разные позиции человека в зависимости от массовых стандартов и требований к человеку.

Таким образом, с одной стороны, социометрический статус ребенка зависит от его индивидуальных свойств и социокультурного уровня команды, с другой стороны, сами личностные качества создаются и развиваются в зависимости от его положения в группе.

К сожалению, в каждом классе есть одинокие дети, их процент довольно велик. Как правило, это дети с неподобающим поведением. Они часто агрессивны, неуравновешены, склонны к антиобщественным действиям. Своим поведением эти ребята стараются привлечь внимание одноклассников, но тем самым еще больше дистанцируются от команды. Подростки в этой группе отличаются высокой самооценкой, стремлением к признанию и стремлением к лидерству. Трудности в общении со сверстниками у таких детей часто связаны с неправильным представлением об их реальном статусе в группе.


Зачастую среди изолированных есть дети неуверенные в себе, с заниженной самооценкой, тревожные. Как выявило исследование, они удовлетворены собственным положением в группе, так как эта группа не является для них референтной, или среди основных мотивов никак не диагностируется мотивации на взаимодействие.

Наоборот, среди свойств, присущих школьникам, занимающим высокое статусное положение, ориентация на ровесников представляется одним из основных мотивов. Как правило, эти ребята с довольно адекватным представлением о себе, что позволяет им найти ту группу, в которой они будут признаны и оценены. Огромное значение имеет тот факт, что данные школьники имеют довольно высокий уровень эмпатии. Это, с одной стороны, дает возможность спровоцировать позитивное эмоциональное отношение к себе, а с иной - чувствуя отношение к себе прочих, они пытаются менее контактировать с теми, кто их не принимает, увеличивая число контактов с теми детьми, кто их воспринимает.

Таким образом, в целом можно отметить, что основными качествами, влияющими на положение ребят в подростковом возрасте, являются адекватность вида «Я», высокий уровень эмпатии, превосходное знание нормативов поведения в определенной общественной группе. В то же время такое качество, как уровень умственного развития, не является в этом возрасте главным.

Задача исследования заключается в изучении межличностных отношений младших школьников: их содержания, устойчивости, соответствия структуре реального общения, влияния отношений на нравственное развитие личности ребенка.

С этой целью применялась социометрическая процедура. Этот метод разработан Дж. Морено и применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

Социометрическая процедура позволяет выявить:

    • степень сплоченности-разобщенности в группе;
    • соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый».

Использование социометрии позволяет снизить напряженность в коллективе, которая возникает в ходе взаимной неприязни некоторых членов коллектива. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.


Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Схема действий социометрической процедуры:

  1. Поставить задачи и выбрать объект измерений.
  2. Сформулировать основные гипотезы и положения.

Некоторые дети не хотят раскрывать свои симпатии и антипатии, поэтому отказываются участвовать в опросе. Экспериментатор должен записать выбранные вопросы на карточку или задать в устном виде по типу интервью. Не должно быть анонимности, каждый учащийся обязан ответить на вопросы, выбирая в каждом случае тех или иных одноклассников.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает.

Такое исследование можно проводить несколько раз, но вопросы меняются.

Дополнительную информацию о характере взаимоотношений в исследуемой группе можно получить высчитав социометрические индексы.

Есть два индекса: П.С.И. – персональный социометрический индекс и Г.С.И. – групповой социометрический индекс. П.С.И. характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы, а Г.С.И. дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса. 

Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству.