Файл: Коллектив как фактор развития индивидуальности ребенка (Личность: специфика, этапы формирования).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования личности
1.2 Роль школьного коллектива в развитии личности
Глава 2. Взаимосвязь личности и школьного коллектива.
2.1 Изучение влияния школьного коллектива на развитие личности
2.2 Взаимодействие коллектива и личности. Обработка и анализ результатов исследования
Индекс эмоциональной экспансивности характеризует потребность личности в общении.
Индекс психологической взаимности дает представление о «сплоченности группы».
2.2 Взаимодействие коллектива и личности. Обработка и анализ результатов исследования
В эксперименте приняли участие 15 школьников четвертого класса в МОУ СОШ № 15 г.о. Подольск в возрасте 10-11 лет.
Учащихся просили ответить на 6 вопросов:
Вопрос 1. «Кого из класса Вы пригласили бы на день рождение?»
Вопрос 2. «С кем из класса Вы пошли бы в многодневный поход?»
Вопрос 3. «К кому из класса Вы обратились бы за помощью в трудной ситуации?»
Вопрос 4. «С кем Вы не стали бы советоваться?»
Вопрос 5. «Если бы Вы всем классом жили в одном доме, то с кем хотели бы жить в одной комнате?»
Вопрос 6. «Если бы Вам пришлось переходить в новую школу, кого из одноклассников Вы взяли бы с собой?»
Выборы участников группы представлены в таблице 1, в приложении 1.
Проанализировав взаимные выборы участников исследования, был выяснен статус каждого участника группы респондентов – индекс, который характеризует, насколько притягательным является данный участник группы для выбора.
В группе респондентов 40% подростков - лидеры; 27% подростков - предпочитаемые; 20% подростков – принятые; 13% подростков – отвергаемые.
По результатам данного эксперимента было установлено, что два ребенка являются «изгоями» в классе, поэтому перед учителем стоит задача сплотить их с классным коллективом.
Рекомендации учителю:
- Прежде всего нужно обратить внимание на «отвергнутых» детей: привлечь их к совместной деятельности коллектива, раскрыть их таланты, хвалить в присутствии класса.
- Проводить на уроках работу в группах, так чтобы в каждой группе были как «сильные», так и «слабые» ученики.
- Создать в классе свои традиции и придерживаться их (например, чаепитие, День подарков)
Заключение
Развитый школьный коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. В каждом коллективе есть цели и мотивы предметно-практической совместной деятельности, которые направленны на пользу общества, заботу об общем результате, определенную организацию и характер общения, широкую систему коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе их взаимодействия и их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.
В младшем школьном возрасте наиболее выражены коллективистские отношения. В данный период развития личности ребенок накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Благодаря тому, что ребенок развивался в коллективе, он может участвовать в коллективных, общественных делах.
В любом организованном детском объединении создаются широкие возможности их взаимоотношения для формирования детского коллектива. Индивид развивается как личность в коллективе, если он активно участвует в решение социально важных задач. Задача психологов и педагогов состоит в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальных детских объединений.
Современный детский школьный коллектив представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.
Самую главную роль при этом играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений. Дети в коллективе учатся командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.
Коллектив и руководства педагога могут стать важным инструментом формирования личности. Коллектив младших школьников организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом. Формирование и развитие коллектива младших школьников происходит поэтапно, методически организованно. Эффективное управление коллективом младших школьников возможно при условии глубокой теоретической вооруженности педагога в вопросах коллектива, особенно таких, как опора на самоуправление, организация деятельности и отношений, развитие коллектива и личности.
Список использованной литературы
- Амонашвили, Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества/ Ш. Амонашвили. –Киев: 21 ВЕК, 2000. - 97 c
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2000. - 97с.
3. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2000. - 78 c.
4. Бим-Бад, Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования/ Б. М. Бим- Бад. – М.: Просвещение, 2000. - 64с.
5. Буева, Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений: Тез. докл. к выездн. засед. лаб. в Ленинграде 28 июня 2000 г./ Л.П. Буева. - Санкт- Петербург, 2000. – 56с.
6. Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое/Н.Ф. Голованова//Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 42 – 46.
7. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика/ Н.Ф. Голованова. - Санкт- Петербург: Тезариус, 2005. - 76 c.
8. Караковский, В. А. Воспитание ? Воспитание : Воспитание ! // Теория и практика воспитательных систем / В. А. Караковский. - М.: Новая школа, 2000. –98 c.
9. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко/ И.Ф. Козлов. - М.: Новая школа, 2000. - С. 45,67-69, 111-114.
10. Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000. - С.53-58.
11. Кривов, Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю.И. Кривов // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 11 – 22.
12. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. - М.: Просвещение, 2000. -65c.
13. Лутошкин, А. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Лутошкин. – М.: Просвещение, 2000. – C. 23,46-47.
14. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина. - М.: Просвещение, 2004. —256 с.
15. Немов, Р.С. Путь к коллективу/ Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2000. – C.67-70, 112-115.
16. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории/ Л.И. Новикова. – М.: Просвещение, 2000. –C.45-49, 87-91.
17. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития/ А.М. Новиков. - M.: Просвещение, 2001. -42c.
18. Огурцов, А.П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы / А.П. Огурцов// Человек. – 2002. – № 1. – С. 71 – 87.
19. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 2000. -38c.
20. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И. Рожков, Л.В Байбоородова. - М.: Просвещение, 2000. – C.43-48, 67-69.
21. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин.- М.: Просвещение, 2002. – C.78-81.
22. Сластенин, В.А. Педагогика/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.- М.: Просвещение, 2000.- 89с.
23. Слободчиков, В.И. Категория возраста в психологии и педагогики развития/ В.И. Слободчиков // Вопросы психологии, 2000. - № 2. - С. 37 – 49.
24. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2000. -53c.
25. Шевченко, А.П. Формирование как педагогический процесс. //Сост. В. М. Черникова, А. Ф. Затейкина, М. В. Грабовенко. - Самара: СИПКРО, 2000. -81c.
Таблица 1.
Кого из класса вы пригласили бы на день рождение?
№ |
Кто выбирает? |
Кого выбирают? |
Сделанные |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
выборы: |
||
1 |
Андрей Г. |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
3 |
|
2 |
Анжелика С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
|
3 |
Ваня Е. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
4 |
Виталий Ж. |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
3 |
|
5 |
Денис О. |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
|
6 |
Кристина Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
|
7 |
Лена М. |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
3 |
|
8 |
Мирослава М. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
|
9 |
Мухлис Б. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
|
10 |
Надя С. |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
7 |
|
11 |
Настя Н. |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
3 |
|
12 |
Оксана Т. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
|
13 |
Сережа Д. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
|
14 |
Рома Ч. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
4 |
|
15 |
Юля Б. |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
4 |
|
Полученные выборы: |
10 |
4 |
2 |
7 |
7 |
4 |
8 |
4 |
3 |
5 |
6 |
7 |
9 |
8 |
7 |
Таблица 2
С кем из класса вы пошли бы в многодневный поход?
№ |
Кто выбирает? |
Кого выбирают? |
Сделанные |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
выборы: |
||
1 |
Андрей Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
|
2 |
Анжелика С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
|
3 |
Ваня Е. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
|
4 |
Виталий Ж. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
|
5 |
Денис О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
|
6 |
Кристина Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
|
7 |
Лена М. |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
|
8 |
Мирослава М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
|
9 |
Мухлис Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
|
10 |
Надя С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
|
11 |
Настя Н. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
7 |
|
12 |
Оксана Т. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
1 |
|
13 |
Сережа Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
|
14 |
Рома Ч. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
|
15 |
Юля Б. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
1 |
|
Полученные выборы: |
12 |
11 |
9 |
12 |
10 |
10 |
12 |
10 |
9 |
12 |
12 |
13 |
12 |
12 |
13 |