Файл: Гендерные различия проявления професионального стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сейфе Кренке выяснила, что юноши и девушки поразному оценивают одни и те же стрессовые ситуации. Так, девушки оценивают эти ситуации как в четыре раза более угрожающие, чем юноши того же возраста. [23] Они описывают одну и ту же проблему как более сложную, и даже после того, как ситуация завершилась, продолжают думать о ней. Автор утверждает, что независимо от типа проблемы девушки обращаются к ней немедленно, чаще говорят о ней со значимыми другими и обычно стараются разрешить конфликт с тем человеком, с которым он связан. Юноши такой активности не демонстрируют, в ситуацию вовлекаются не так сильно, стараются справиться со стрессом самостоятельно, более легко забывают о проблеме [20].

Анализ гендерных особенностей совладающего поведения, проведенный среди россиян, показывает, что мужские стратегии часто ориентированы на активизацию оплачиваемой занятости, основаны на независимом действии, эмоциональной устойчивости и самоэффективности. Женщины при оценке стрессовой ситуации больше подвержены влиянию своего социального окружения. Типичное женское поведение в трудной жизненной ситуации можно охарактеризовать как пассивное, ориентированное на выживание и поиск социальной поддержки. Женщинам свойственно приспособление к трудной ситуации, а не преодоление её. [18]

2. Практические исследования и анализ полученных результатов

2.1. Диагностика методик оценки стрессовых симптомов.

Психодиагностические методики — это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей. [21]

Специфические особенности каждого метода определяют возможности и трудности в работе с ним, достоинства и недостатки его использования, характер извлекаемой с его помощью информации, способы анализа и интерпретации результатов, вероятные ошибки. Важность знания такого рода очевидна как для разработчиков и пользователей психодиагностических методик, так и для заказчиков диагностических обследований, учитывающих их результаты в своей практической деятельности. [22]

Методики подразделяются на:


1) формализованные методики;

2)методики малоформализованные.

К формализованным методикам относятся: тесты; опросники; методики проективной техники; психофизиологические методики.

Для них характерны: определенная регламентация; объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.); стандартизация (т.е. установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов); надежность; валидность.

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

К малоформализованным методикам следует отнести: наблюдение; беседу; анализ продуктов деятельности. [11]

Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста.

Для нашей курсовой работы мы выбрали следующий опросник:

Опросник «Актуальное состояние»

Назначение методики— определение уровня актуального психического состояния. Данный опросник определяет параметры психического состояния особенности которого могут быть обусловлены влиянием конкретных событий сегодняшнего дня, текущим моментом (экзамен, долгое ожидание, плохое фическое самочувствие из-за бессонной ночи и т. д.). [7]

Предмет данной методики — актуальное психическое состояние его важнейшие параметры, включая доминирующие чувства и общую оценку жизненных событий субъективного настоящего.

Методика представляет собой опросник с набором утверждений, которые характеризуют актуальное состояние человека. Оценка степени согласия, обследуемого с каждым утверждением дается по семибалльной шкале. В методике 5 шкал. Инструкция. В приведенном ниже списке суждений предложены характеристики состояний человека.

Опишите свое текущее состояние - то, в котором Вы находитесь в настоящее время (а не чаще всего). Свое согласие с каждым приведенным в опроснике суждением необходимо выразить с помощью семибалльной шкалы: 1. полностью не согласен;

2. согласен в малой степени;

3. согласен почти наполовину;

4. согласен наполовину;

5. согласен более чем наполовину;


6. согласен почти полностью;

7. согласен полностью.

Выбрав один из баллов шкалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7, Вы выразите степень своего согласия с данным суждением. Запишите выбранный балл в листе для ответов рядом с порядковым номером этого пункта.

Обратите внимание, что Вашим выбором может быть не только 7 или 1, но и любое другие число между ними. Не пропускайте ни одного пункта опросника. Просим в тексте опросника ничего не писать и не подчеркивать. Пожалуйста, не переправляйте одну цифру на другую на том же месте. Для исправления перечеркните ненужную цифру и напишите справа новую. Заполните все графы в верхней части листа для ответов, напишите время начала работы и приступайте к опроснику.

Текст опросника

1. Я очень сильно возбужден.

2. Мне трудно сосредоточиться на чем-либо.

3. Я чувствую себя усталым, вялым.

4. У меня потные ладони.

5. Мне совершенно ясно, как решить стоящие передо мной проблемы.

6. У меня сильно устали глаза, мне приходится напрягать зрение.

7. У меня значительное дрожание рук, подергивание мышц лица или конечностей.

8. Меня очень тревожат предстоящие трудности.

9. Мне трудно переносить яркий свет, громкие звуки, резкие запахи.

10. Мои мышцы сильно напряжены.

11. Мысли постоянно возвращаются к возможным неудачам, и мне трудно направить их в другое русло.

12. Я настойчиво стремлюсь добиться своего.

13. Чувствую, что события настоящего могут принести мне значительные неприятности.

14. Мне совершенно не хочется двигаться.

15. У меня большое желание отдохнуть.

16. Я падаю духом, потому что все против меня.

17. Я сейчас сильно обеспокоен другими делами.

18. Я ощущаю тяжесть в голове.

19. Я чувствую себя в большом нервном напряжении.

20. Я сильно раздражен.

21. Мне хочется активно действовать.

22. Я спокоен, меня трудно вывести из равновесия.

23. Чтобы справиться со стоящими передо мной проблемами, у меня достаточно сил.

24. Я испытываю сейчас беспокойство, не вполне понимая отчего.

25. Я сильно напрягаюсь, чтобы понять что-либо прочитанное.

26. Я сильно встревожен.

27. Я полон сил.

28. Я чувствую себя бодрым, свежим.

29. Я очень нервничаю.

30. Я чувствую явное общее недомогание.

31. Мне хочется все ломать и крушить

32. У меня достаточно сил, чтобы справиться с жизненными трудностями.

33. Я чувствую общую заторможенность и действую как бы по инерции.

34. Мне кажется, что я близок к нервному срыву.

35. Сейчас я вполне могу волевым усилием преодолеть усталость.


36. У меня хватит духа, чтобы вынести все предстоящие трудности.

37. Я работаю за счет того, что пересиливаю себя.

38. Я очень подвижен.

Бланк для ответов «Опросник АС»

ФИО ______________________________Дата____________

1

11

21

31

2

12

22

32

3

13

23

33

4

14

24

34

5

15

25

35

6

16

26

36

7

17

27

37

8

18

28

38

9

19

29

10

20

30

Шкалы методики Шкала «Ак-АС»: «активация — деактивация».

Шкала характеризует интенсивность актуализированных мотивов. Высокие оценки. Готовность действовать, выраженное стремление вменить ситуацию в желаемую сторону, преодолеть трудности. Низкие оценки. Отсутствие готовности действовать, безинициативное отношение к текущей ситуации. Шкала «То-АС»: «тонус: высокий — низкий». Высокие оценки. Ощущения бодрости, энергии. Повышенная работоспособность. Низкие оценки. Утомление, инертность, заторможенность, ощущения вялости. Сниженная работоспособность.

Шкала «Са»: «самочувствие физическое: комфортное — дискомфортное». Высокие оценки. Благоприятное физическое самочувствие, ощущения телесного комфорта. Низкие оценки. Неудовлетворительное физическое самочувствие, ощущения телесного дискомфорта.

Шкала «Сп—АС»: «спокойствие — тревога». Высокие оценки. Уверенность в благоприятном развитии ситуации, уверенность в своих силах. Низкие оценки. Тревога, переживание беспокойства, неблагоприятные предчувствия, ощущения возможной угрозы.

Шкала «Во»: «возбуждение эмоциональное: низкое — высокое». Высокие оценки. Эмоциональное возбуждение. Оживление, напряжение, нервозность — в зависимости от конкретных числовых величин оценок по данной и другим шкалам. Невоздержанное реагирование на изменения ситуации, неуравновешенное поведение. Неудовлетворительное эмоциональное саморегулирование. Низкие оценки. Спокойствие, невозмутимое реагирование на изменения ситуации, сдержанное, ровное поведение. Хорошее эмоциональное саморегулирование. Оценка выраженности свойства. Шкалы стандартных Т-баллов построены таким образом, что средние величины приравниваются к 50 Т-баллам. Десять Т-баллов равны одной сигме. (Сигма — среднеквадратичное отклонение.) Повышенные оценки по той или иной шкале — это оценки в 55 и более Т-баллов. Это отклонение от средней величины в большую сторону более чем наполовину сигмы. Пониженные оценки — это оценки в 45 и менее Т-баллов. Это отклонение от средней величины в меньшую сторону более чем наполовину сигмы. Высокие оценки — это оценки в 60 и более Т-баллов. Низкие оценки — это оценки в 40 и менее Т-баллов.


Обработка результатов. Следующие шкалы подсчитываются простым сложением баллов.

Шкала «Ак-АС»: 12, 21, 23, 32, 35, 36, 38. В шкале 7 пунктов.

Шкала «Во»: 1, 17, 19, 20, -22 ,29, 31. В шкале 7 пунктов.

Шкала «Са»: 2, 4, 6, 7, 10, 18, 30. В шкале 7 пунктов.

Шкала «То-АС»: 3, 9, 14, 15, 25, -27, -28, 33, 37. В шкале 9 пунктов.

Шкала «Сп-АС»: 5, -8, -11, -13, -16, -24, -26, -34. В шкале 8 пунктов.

Ответы со знаком минус подсчитываются путем вычисления исходного балла (проставленного в бланке ответов) из 8. S=8-M, где М - балл, написанный испытуемым.

Таблица средних показателей:

Шкалы

Мужчины

Женщины

«Ак-АС»

31,01

34,18

«То-АС»

25,48

29,40

«Са»

15,68

17,10

«Сп-АС»

20,40

24,50

«Во»

17,67

19,59

Таблица для перевода сырых баллов в стандартные Т-баллы

Сырые баллы

Стандартные Т – баллы (нормативная выборка: мужчины, n = 330)

Стандартные Т – баллы (нормативная выборка: женщины, n = 503)

«Ак - АС»

«То - АС»

«Са»

«Сп - АС»

«Во»

«Ак - АС»

«То - АС»

«Са»

«Сп - АС»

«Во»

7

5

72

64

-

-

15

72

65

-

-

8

6

71

63

-

64

16

71

63

-

64

9

8

70

61

64

63

18

70

62

66

63

10

9

69

60

63

61

19

69

61

65

62

11

11

68

58

61

60

20

68

59

64

61

12

12

67

57

60

58

22

67

58

63

59

13

14

65

55

59

57

23

66

57

62

58

14

15

64

54

58

56

24

65

55

61

57

15

17

63

52

57

54

25

64

57

60

56

16

18

62

51

56

53

27

64

52

59

55

17

20

61

49

55

52

28

63

51

58

53

18

21

60

48

53

50

29

62

50

57

52

19

23

59

46

52

49

31

61

48

56

51

20

24

58

44

51

47

32

60

47

55

50

21

26

57

43

50

46

33

59

46

54

49

22

27

56

41

49

45

34

58

44

53

47

23

29

55

40

48

43

36

57

43

52

46

24

30

54

38

47

42

37

56

42

51

45

25

32

52

37

46

41

38

55

40

50

44

26

33

51

35

44

39

40

54

39

49

43

27

35

50

34

43

38

41

53

38

48

42

28

36

49

32

42

36

42

52

36

47

40

29

38

48

31

41

35

43

51

35

46

39

30

39

47

29

40

34

45

50

34

46

38

31

41

46

28

39

32

46

49

32

45

37

32

42

45

26

38

31

47

48

31

44

36

33

44

44

24

36

30

48

47

30

43

34

34

45

43

23

35

28

50

46

28

42

33

35

47

42

21

34

27

51

45

27

41

32

36

48

40

20

33

26

52

44

25

40

31

37

50

39

18

32

24

54

44

24

39

30

38

51

38

17

31

23

55

43

23

38

28

39

52

37

15

30

21

56

42

21

37

27

40

54

36

14

28

20

57

41

20

36

26

41

55

35

12

27

19

59

40

19

35

25

42

57

34

11

26

17

60

39

17

34

24

43

58

33

-

25

16

61

38

16

33

22

44

60

32

-

24

15

63

37

15

32

21

45

61

31

-

23

13

64

36

13

31

20

46

63

30

-

22

12

65

35

12

30

19

47

64

29

-

21

10

66

34

11

29

18

48

66

27

-

19

-

68

33

-

28

17

49

67

26

-

18

-

69

32

-

27

15

50

-

-

-

-

-

70

31

-

26

14

51

-

-

-

-

-

72

30

-

26

13

52

-

-

-

-

-

73

29

-

25

12

53

-

-

-

-

-

74

28

-

24

11

54

-

-

-

-

-

75

27

-

23

-

55

-

-

-

-

-

77

26

-

22

-

56

-

-

-

-

-

78

25

-

21

-

57

-

-

-

-

-

79

24

-

20

-

58

-

-

-

-

-

81

24

-

19

-

59

-

-

-

-

-

82

23

-

18

-

60

-

-

-

-

-

83

22

-

17

-

61

-

-

-

-

-

84

21

-

16

-

62

-

-

-

-

-

85

20

-

15

-