Файл: Гендерные различия проявления професионального стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современной жизни человек постоянно сталкивается со стрессом. Высокий темп жизни способствует появлению стресса не только дома, но и на работе.

Дословный перевод термина «стресс» (от stress англ.) – давление, нажим, напряжение. Преимущественно до возникновения концепции стресса данный термин использовался в технических науках для описания физического воздействия. В медицину, биологию и психологию он был введен Гансом Селье в 1936 г. Автор показал независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействия или экстремальности. Воздействующие факторы могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей они вызывают в организме человека однотипные изменения, обеспечивающие адаптацию. [13]

Стресс может негативно влиять и на профессиональную деятельность человека. Стрессы могут нарушить дееспособность организации. Разрушающее воздействие психологического стресса отмечается даже в хорошо управляемых организациях, поскольку развитие стресс-реакций имеет сложную многофакторную обусловленность: от структурно-организационных особенностей, организационной культуры, характера самой работы до личностных особенностей сотрудников, а также характера их межличностных взаимодействий. В этом случае говорят о профессиональном стрессе. [16]

Поэтому тему нашей курсовой работы считаю актуальной и ставлю перед собой следующие цели и задачи:

Цель моего исследования, выявление стрессовых состояний личности на работе.

Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:

- выявить особенности проявления профессионального стресса у мужчин и женщин;

- с помощью специализированных методик, диагностировать и определить подверженность к стрессам сотрудников разного пола;

- проанализировать результаты работы.

В своём исследовании я выдвигаю следующую гипотезу, мужчины и женщины примерно одинаково подвержены профессиональному стрессу.

Методы исследования:

-Опросник «Актуальное состояние»;

- Диагностика состояния стресса (А.О.Прохоров);

-Опросник «Утомление - Монотония - Пресыщение - Стресс»

Наше исследование проводилось среди персонала и учителей МБОУ г. Мурманска СОШ № 41. В диагностированную группу входили мужчины и женщины разной возрастной группы (15 мужчин и 15 женщин).


1. Теоретические основы гендерного различия проявления профессионального стресса.

1.1. Общее понятие профессионального стресса.

По выражению А.Б.Леоновой, стресс-менеджмент стал «печальной необходимостью» для современных управленцев, понимающих значение сохранности кадрового потенциала, личного здоровья и зависимости «здоровья» организации в целом от умения управлять корпоративными или организационными стрессами. [3]

В конце 20 века значительно повысился риск психологического стресса, появилась необходимость в большем изучении вопросов стресса на работе, так как стал остро ощущаться недостаток теоретических и прикладных исследований.

Из курса психологии мы знаем, что стресс - это ответная реакция организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека. Стресс - это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики. А профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. Профессиональный стресс бывает трёх видов:

- информационный;

- эмоциональный;

- коммуникативный.

В тех ситуациях, когда индивид получает большой объём информации, и не справляется с поставленной перед ним задачей из-за ограничений во времени, возникает информационный стресс. Данный вид стресса может возрастать, с появлением новых задач, требований, которые необходимо решить или высокой степени ответственности. [1]

Эмоциональный стресс переживается индивидом в тех ситуациях, когда разрушаются внутренние установки личности, ценности человека, связанные с его профессиональной деятельностью.

Коммуникативный стресс, связанный с проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо. [4]

Как пишет Н.В. Самоукина: «Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью».[17]


Результатом стрессовой реакции являются психологические, социальные и физиологические эффекты, которые влияют на благополучие (качество жизни) человека, его здоровье или состояние болезни, а также на продуктивность его деятельности. Не всякий стресс вреден, в некоторых случаях стресс активизирует жизнь человека, стимулирует его активность, способствует творческому нахождению способов совладения с ситуацией, позволяет раскрыть потенциал человека. Такой стресс принято называть эвстресс. В других случаях стресс может негативно влиять на жизнь человека, приводить к ухудшению здоровья, стать источником возникновения психических и соматических расстройств, которые могут привести даже к гибели организма. В этом случае говорят о дистрессе. В последнем случае можно выделить травматический стресс – стресс, связанный с экстремальной ситуацией, где есть реальная или мнимая угроза для жизни человека или его близких. У части людей, несмотря на экстремальность воздействия, такой стресс через какое-то время проходит бесследно, но нередко травматические стрессы оставляют после себя ощутимые следы в виде психических изменений, которые, могут развиться в психическое расстройство. [24]

1.2 Гендерные особенности профессионального стресса.

Понятие «стресс» с момента его появление изменилось. Расширилась сфера применения данного термина, и увеличились аспекты изучения этой проблемы – причинности, регуляции, детерминации, проявления, преодоления стресса.

Чтобы понять особенность гендерной природы стресса надо внести понятия о причинах стресса. 

 Причины стрессов –это стрессоры. Они разделяются на 2 группы: физические и психические. Физические стрессоры вызывают физиологические стрессы, а психические – психоэмоциональные. К физиологическим стрессам относятся реакции организма на шум, охлаждение, перегревание, недостаток кислорода, кровопотерю, интоксикацию, физическую нагрузку и др., к психоэмоциональным – реакции на сигналы опасности, неожиданное прикосновение, неустойчивость опоры.  Все стрессы у человека являются психоэмоциональными, т.к. действие физических факторов обычно вызывает эмоциональную реакцию.

Обычно авторы трудов по психологии, ссылаются на четыре психологических отличия между полами:

-способностью ориентироваться в пространстве,


-математические способности,

-речевые навыки и агрессивность.

      Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце 19 века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались демонстрированием различий полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и женщинам. Необходимо помнить, что обнаруженные отличия относительно невелики, обычно не более 10%, а в большинстве случаев распределение мужской и женской выборок на 90% совпадают. [14]

На Западе, и в первую очередь в США, исследования в области физиологии и психологии стресса ведутся с 1930-хгг. Специальные исследования рабочих (или профессиональных) стрессов стали проводиться только лишь после 1980-х гг. Привлечению внимания исследователей к проблеме «стресс и работа» способствовало то, что стало очевидным негативное влияние рабочих стрессов на здоровье работников. Исследование Международной ассоциации управления стрессом (ISMA), проведенное в Великобритании накануне Национального дня информации о стрессе (6 ноября 2002г.), показало, что 64% опрошенных испытывали стресс на работе за последние 12 месяцев, при том что в 2001г. аналогичный показатель составлял 53%. Среди них 67% мужчин и 62% женщин. 57% опрошенных признали, что за прошлый год переживания стресса стали сильнее. [8]

Можно сделать вывод, что стрессам одинокого подвержены как мужчины, так и женщины и примерно в одной силе. Существуют сильные различия в эмоциональном фоне у мужчин и женщин, что сказывается на силу стресса, его переживание и выход и стрессовой ситуации.

С одной стороны, эмоциональность — это способность понимать состояния окружающих людей и умение выразить свои эмоции. Но с другой стороны, это умение выразить свои эмоции. Как показывают исследования, мужчины так же хорошо, как и женщины определяют эмоции других людей. Но проявляют свои эмоции мужчины более сдержанно, так как эта стратегия поведения соответствует больше их гендерной роли. Поэтому и эмоциональный стресс они переживают немного сильнее чем женщины, так как подавляют свои эмоции, редко акцентируют на них внимание и следят за изменениями, протекающими в их организме, то есть сложнее самодиагностируют и признают свой стресс, что приводит к более длительному воздействию стрессогенных факторов и большему развитию самого стресса. [9]

Можно сделать вывод, что в связи с гендерными особенностями мужчины и женщины выражают свои эмоции по-разному.

    Ученые давно заметили, что биологический  срок жизни женщин больше, чем у  мужчин. Это можно связать с тем, что женщины реагируют на стресс сильнее и быстрее, чем мужчины.


Так сложилось в природе, что особи женского пола чаще подвержены стрессу, ввиду их заботы о потомстве. Женский организм, более приспособлен к стрессорным ситуациям. Женщины легче, чем мужчины переносят острые стрессы, они адаптируются к стресс-факторам более экономично физиологически, но пир этом испытывают больший психический дискомфорт, чем мужчины.

    Стрессорные гормоны, с биологической точки зрения, пагубно действуют на все внутренние процессы (ухудшают работу кишечника, могут вызвать разрыв аорты, способствуют истощению организма и т. д.). Тем не менее, на женщинах это сказывается меньше, чем на мужчинах. [6]

Традиционно выделяют три направления управления стресса на работе: организационное, медицинское и психологическое. [5]

В организационном направлении проводятся мероприятия направлены на максимально возможное снижение стрессогенности рабочей среды и организационной культуры, перераспределение рабочих нагрузок, внедрение новых технологий работы. Снижение уровня стресса у работников осуществляется посредством выявления и устранения факторов, вызывающих стресс, за счет перепроектирования работы. Однако в этом направлении могут возникать новые психологические стрессы, связанные с организационными изменениями и сопротивлением инновациям. [2]

В психологическом подходе разделяют два этапа: это психопрофилактика стресса, то есть консультативная поддержка, которая способствует повышению стрессоустойчивости у работника, и психологическая помощь, направленная на работу уже с приобретённым стрессом. [10]

Процесс преодоления стресса зависит от особенностей влияния на него ряда факторов, таких как демографические и личностные особенности человека, условия внешней среды, кризисы жизни, индивидуальная значимость и оценка ситуации и других, которые, в частности, определяют выбор и эффективность копингстратегий. [12] Исследователи отмечают различия в копингстратегиях, используемых мужчинами и женщинами в трудных (стрессовых) ситуациях. Ответные реакции мужчин и женщин на вызванный сложными обстоятельствами стресс отчетливее всего проявляются в способах, к которым они прибегают, чтобы справиться со своими негативными переживаниями, или в копингстратегиях. Женщина, испытывая подавленность, стремится думать о возможных причинах своего состояния. Мужчина, наоборот, пытается отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируясь на чем-либо другом или вовлекаясь в физическую активность, чтобы таким способом вывести себя из текущего негативного состояния. Анализируемая модель также предполагает, что женская реакция «тщательно обдумать», характеризующаяся тенденцией к навязчивому фокусированию на проблеме, увеличивает женскую уязвимость по отношению к депрессии. [19]