Файл: Гендерные различия проявления професионального стресса.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы гендерного различия проявления профессионального стресса.
1.1. Общее понятие профессионального стресса.
1.2 Гендерные особенности профессионального стресса.
2. Практические исследования и анализ полученных результатов
2.1. Диагностика методик оценки стрессовых симптомов.
2.2 Организационная диагностика стресса и анализ полученных результатов
Диагностика состояния стресса (А.О.Прохоров)
Описание методики: методика позволяет выявить особенности переживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях. Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Инструкция: «Обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы отвечаете положительно».
Текст опросника:
1. Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден наверстывать упущенное.
2. Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.
3. На работе и дома сплошные неприятности.
4. Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается.
5. Меня беспокоит будущее.
6. Мне часто необходимы алкоголь, сигарета или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня.
7. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хорошо бы, если бы все не так стремительно менялось.
8. Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту.
9. В жизни я ничего не достиг и часто испытываю разочарование в самом себе.
Обработка результатов: подсчитываете количество положительных ответов по всем 9 вопросам. Каждому ответу «да» присваивается 1 балл (ответ «нет» оценивается в 0 баллов). Результат 0—4 балла — означает высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях; 5-7 баллов — умеренный уровень; 8-9 баллов — слабый уровень.
Интерпретация результатов: высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Человек ведет себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеет регулировать свои собственные эмоций. Как правило, такие люди не склонны раздражаться и винить других и себя в происходящих событиях. Умеренный уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Человек не всегда правильно и адекватно ведет себя в стрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда незначительные события нарушают эмоциональное равновесие (человек «выходит из себя»). Слабый уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Такие люди характеризуются высокой степенью переутомления и истощения. Они часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеют владеть собой. Таким людям важно развивать навыки саморегуляции в стрессе.
Опросник «Утомление - Монотония - Пресыщение - Стресс»
Опросник «Утомление - монотония - пресыщение - стресс» представляет собой адаптированную А. Б. Леоновой версию немецкого опросника BMS II. Опросник предназначен для оценки выраженности вышеперечисленных компонентов актуального функционального состояния. Он состоит из сорока утверждений, которые необходимо оценить по 4-балльной шкале: «почти никогда» - 1 балл, «часто» - 2 балла, «иногда» - 3 балла, «почти всегда» - 4 балла.
Обработка заключается в расчете коэффициентов утомления, монотонии, пресыщения и стресса в соответствии с ключами, а также в построении профиля из 4-х оценок текущего состояния. Если значение коэффициента менее 18 баллов - то исследуемый компонент не выражен, от 18 до 29 баллов - выражен, более 30 баллов - сильная степень выраженности.
Опросник «Утомление - монотония - пресыщение - стресс» предназначен для индивидуального или группового использования. Состояния, исследуемые с помощью опросника «УМПС», определяются как:
Утомление - функциональное состояние организма, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении показателей деятельности и прекращающееся после отдыха.
Монотония - функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе. Характеризуется снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущений скуки и потерей интереса к работе. Продуктивность деятельности может лишь на некоторое время восстановиться за счет включения особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия работы могут развиваться и явления психического пресыщения.
Психическое пресыщение - психическое состояние, вызванное однообразной, лишенной смысла деятельностью. Признаком наступления пресыщения выступает потеря интереса к работе и неосознанное стремление к варьированию способов исполнения. Раннее наступление психического пресыщения может рассматриваться в качестве симптома психического заболевания и невроза.
Стресс - это функциональное состояние организма, возникающее в результате отрицательного внешнего воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов. Ключи для обработки методики:
Кут = (Сумма (9, 11, 12, 21, 32) - Сумма (2, 10, 14, 27, 28)) + 25
Км = (Сумма (5, 6, 16, 23, 24, 33, 35) - Сумма (3, 25, 30)) + 15
Кпрес = (Сумма (4, 15, 19, 36, 39) - Сумма (1, 17, 20, 26)) + 20
Кстр = (Сумма (7, 18, 22, 31, 34, 37, 40) - Сумма (8, 29, 38)) + 15
Где Кут - коэффициент утомления, Км - монотонии, Кпрес - пресыщения, Кстр - стресса.
Инструкция: Вам предлагается ряд высказываний, характеризующих чувства и ощущения, которые могут возникнуть у Вас во время работы (учебы). Прочитайте, пожалуйста, внимательно каждое из них и оцените, насколько оно соответствует Вашим переживаниям во время рабочего (учебного) дня. Для оценки используйте 4-балльную шкалу: 1 - почти никогда, 2 - иногда, 3 - часто, 4 - почти всегда.
Текст опросника
1. Работа доставляет мне удовольствие
2. Я с легкостью могу полностью сконцентрироваться на работе
3. Работа не кажется мне тупой или слишком однообразной
4. Я работаю почти с отвращением
5. Я чувствую себя неповоротливым и сонным
6. Хотелось бы, чтобы в моей работе было побольше разнообразных заданий 7. У меня возникает чувство неуверенности при выполнении работы
8. На возникающие помехи и неполадки в работе я реагирую спокойно и собранно
9. Чтобы справляться с выполнением рабочих заданий, мне приходится затрачивать гораздо больше усилий, чем обычно
10. Моя работа «идет» без особого напряжения
11. Я теряю общий контроль над рабочей ситуацией
12. Я чувствую себя утомленным
13. Я продолжаю работать и дальше, но без всякого интереса
14. Все, что происходит на моем рабочем месте, я могу контролировать без всякого напряжения
15. Я пытаюсь изменить деятельность или отвлечься, чтобы преодолеть чувство усталости
16. Я нахожу свою работу достаточно приятной и интересной
17. Бывает, что в некоторых рабочих ситуациях я испытываю страх
18. На работе я вялый и безрадостный
19. Работа не очень тяготит меня
20. Мне приходится заставлять себя работать
21. Мне приходится мгновенно собираться и принимать решения, чтобы предотвратить возможные неполадки и сбои в работе
22. Во время работы мне хочется встать, не много подвигаться и размяться 23. Я на грани того, чтобы заснуть прямо за работой
24. Моя работа полна разнообразных заданий
25. Я охотно выполняю свою работу
26. Мне кажется, что я могу легко справиться с любыми поставленными передо мной рабочими задачами
27. Я собран и полностью включен в выполнение любого ставящегося передо мной рабочего задания
28. Я могу без труда принять все необходимые меры для преодоления сложных ситуаций
29. Время за работой пролетает незаметно
30. Я уже привык к тому, что в моей работе в любой момент может случиться что-либо непредвиденное
31. Я реагирую на происходящее недостаточно быстро
32. Я ловлю себя на ощущении, что время как бы остановилось
33. Мне становится не по себе при любом незначительном сбое или помехе в работе
34. Моя работа слишком однообразна
35. Я был бы рад любому изменению в течении рабочего дня
36. Я сыт по горло этой работой
37. Я чувствую себя измученным и совершенно разбитым
38. Мне не трудно самостоятельно принять любое решение, касающееся выполнения моей работы
39. В последнее время работа не приносит мне и половину обычного удовольствия
40. Я чувствую нервозность и повышенную раздражительности
2.2 Организационная диагностика стресса и анализ полученных результатов
Наше исследование проводилось среди персонала и учителей МБОУ г. Мурманска СОШ № 41. В диагностированную группу входили мужчины и женщины разной возрастной группы (15 мужчин и 15 женщин).
В своём исследовании я выдвигаю следующую гипотезу, мужчины и женщины примерно одинаково подвержены профессиональному стрессу.
На первом этапе диагностики стрессовых состояний сотрудников мы решили определить актуальное состояние и получили следующие результаты:
13 женщин из 15 получили высокие баллы по шкале «активация — деактивация», что говорит о готовность действовать, выраженное стремление вменить ситуацию в желаемую сторону, преодолеть трудности. 10 мужчин из 15 получили тоже высокие результаты. По нашим наблюдениям женщины во время заполнения бланков ответов были более эмоциональны, легко шли на контакт с психологом.
По шкале «тонус». Те женщины, которые получили высоки результат в предыдущей шкале, получили и высокий результат по школе «тонус», их было 13. Они были более бодры и энергичны, чем женщины, которые получили низкий результат. У них наблюдалось снижение работоспособности, утомление и рассеянность. 10 мужчин из 15 так же получили высокие оценки по шкале «Тонус», результаты совпали с предыдущей шкалой.
Было установлено, что та часть испытуемых, которые получили по предыдущим шкалам высокий результат ощущали себя значительно комфортнее, чем те, которые получили низкий результат.
13 женщин и 10 мужчин с высокими результатами по предыдущим шкалам были более спокойны и уверенны в своих силах.
Но по шкале «эмоциональное возбуждение» из 15 женщин 7 были более оживлённые и склонны к нервозности, быстро эмоционально возбудимыми. И 3 мужчины из 15 были тоже легко эмоционально возбудимыми и получили высокие результаты.
Наши результаты можно представить в виде схемы, где наглядно видно, что примерно половина женщин склонны испытывать быстрые эмоциональные возбуждения и склонны к нервозности, когда как 1,5 мужчины так же склонны к таким же проявлениям.
Следующая методика «Диагностика состояния стресса» она позволяет выявить особенности переживая стресса степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях.
Из 15 женщин 9 набрали 5-7 баллов что означает умеренный уровень регуляции в стрессовых ситуациях. 4 женщины имеют высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях и 2 женщины имеют слабый уровень регуляции. Однако, те женщины, которые получили низкий уровень в этой диагностики, получили и низкие была в предыдущей диагностики.
10 мужчин получили умеренный уровень саморегуляции, 3 мужчины получили высокий уровень саморегуляции и 2 мужчины имеют слабый уровень саморегуляции.
Те испытуемые, которые получили высокий уровень вели себя уверенно, их речь была чёткой и конкретной, на вопросы отвечали быстро и решения не меняли. Сотрудники, которые получили слабый уровень часто жаловались на переутомление, плохое самочувствие. Они дольше остальных отвечали на вопросы и вели себя раздражённо.
Наши результаты можно представить в виде схемы, где мужчины и женщины получили примерно одинаковые результаты.
Результаты по опроснику «Утомление - монотония - пресыщение - стресс» были следующими:
2 женщины и 1 мужчина у которых был выявлен слабый уровень саморегуляции на данный момент находились в состоянии стресса. У остальных работников по результатам наблюдалось утомление. К концу рабочей недели их посещало чувство усталости, снижалась работоспособность, но после выходных они приходили в своё обычное рабочее состояние, признаков утомления больше не наблюдалось.
Наши результаты можно представить в виде схемы, где мужчины и женщины получили примерно одинаковые результаты.
Заключение
В заключение хотелось бы сказать, что мужчины и женщины в силу своих гендерных различий совершенно по-разному реагируют на стресс, но испытывают профессиональный стресс представители каждого пола.
В результате переживания стресса у людей возникает неудовлетворённость своей работой, апатия, эмоциональное истощение, появляется тревога, раздражительность, утрачивается осознание смысла собственной деятельности, проявляется психосоматика: головные и мышечные боли, сердечно-сосудистые проблемы и т.д. Всё это влечёт за собой снижение работоспособности.
Причины профессионального стресса могут быть:
1. Физические- загрязнённая атмосфера, вредные условия работы, вибрации и посторонние шумы на рабочем месте.
2. Физиологические- неудобный график работы, плохое питание на рабочем месте.
3. Социально-психологические- перенагрузки, личные конфликты, несложившиеся взаимоотношения.