Файл: Современные политические режимы (ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА. ПРИЗНАКИ И ВИДЫ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
В период после второй мировой войны и, особенно, в последние десятилетия авторитарный политический строй чаще всего носит переходный характер и ориентируется, хотя бы формально на переход к демократии.
Для возникновения этого типа государства необходим ряд условий, обстановка.
Социальный и политический кризис общества, выражающий переходный характер переживаемого времени. Для такого кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией основных сфер общественной жизни и совершается в течение одного-двух поколений.
С ломкой исторического уклада жизни общества связано размывание наличной социально-классовой структуры, происходит маргинализация основной массы населения. Появление больших масс людей, лишенных собственности и видящих в государстве и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на выживание, в значительной мере радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных переходных слоев, повышает степень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушительства[46].
В сфере социальной психологии и идеологии нарастают настроения заброшенности и отчаяния, стремление к социальной справедливости путем установления поголовного равенства, потребительское отношение к жизни берет верх над этикой производительного труда. Рождается образ врага народа, персонифицируемого в лице какого-либо общественного института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с которым связываются последние надежды на преодоление кризиса[47].
В большой степени возрастает роль исполнительных органов государственной власти и основной военной силы - армии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает бюрократия, без которой невозможно функционирование - более или менее успешное - исполнительной власти в условиях нарастающего кризиса и которая становится источником и хранителем власти, стоящей над обществом[48].
Наконец, решающим условием возникновения авторитаризма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый большинством нации, что обеспечивает возможность бескровного, мирного захвата власти определенной политической группировкой. В ином случае неизбежна гражданская война, решающая спор между партиями и вождями.
Поскольку режим авторитарной власти появляется не столько в результате случайного стечения обстоятельств, но всегда в той или иной мере выражает историческую необходимость, постольку он не может оцениваться однозначно. Нельзя говорить, что государство с авторитарным режимом власти всегда имеет отрицательное влияние на его внутренне развитие. История знает государства, в которых именно этот политико-правовой режим сыграл решающую роль в их прогрессе. Тому пример Бисмарк в Германии, Наполеон Бонапарт во Франции, Петр I в России[49].
Тоталитаризм – второй тип антидемократического политико-правового режима, особо жестокий и бесчеловечный. Его отличие от авторитаризма в том, что он вторгается в личную жизнь людей, заставляя всех подчиняться единому закону, следовать единой идеологии и т.д. Он устраняет человеческую индивидуальность.
Характерными чертами тоталитарного режима являются:
- Наличие единой идеологии – комплекса идей и воззрений, которые абсолютизируют коллективные действия и жертвуют личностью отдельного человека. При этом она насаждается как единственно верная, отвечающая на все вопросы жизни. Поэтому запрещаются все другие философские и политические идеи.
- Существование систематического террора против своего населения. Он отличается от мер авторитарного режима. В государстве первого типа они направлены против действительных врагов, а как только оппозиция подавлена, то они прекращались. Тоталитарный террор направлен против ни в чем не повинных граждан и он является постоянным. При этом задача полиции состоит в том, чтобы арестовать определенную группу населения, которая является неугодной правительству.
- Особое отношение к закону. Создается писанный (позитивный) закон на основе каких-либо определенных убеждений[50].
Что касается структуры власти в государстве с тоталитарным политико-правовым режимом, то в нем политические отношения и институты исчезают или становятся формально-декоративными. Организация тоталитарной власти имеет иерархический характер: вверху пирамиды находится вождь, обладающий абсолютной, ничем не ограниченной властью; внизу — массы, столь же абсолютно ему подвластные. Такая организация власти формально сходна с авторитаризмом[51]. В действительности же тоталитарная власть неделима на уровни: на любом уровне социальной иерархии индивид, обладая властью, обладал тем самым абсолютной властью над вверенным ему «объектом». Различие было именно в объекте приложения власти, но не в ее характере. Поэтому для функционирования тоталитарной власти не нужно было принуждения, идущего сверху вниз: тоталитарный индивид добровольно подчинялся вышестоящему, получая в обмен на покорность возможность абсолютной власти на своем месте[52].
Суть различий между авторитаризмом и тоталитаризмом, прежде всего, в отношениях государства с обществом[53]. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий интерес населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.
Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество – государство, народ – политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти: глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором; господство репрессивных аппаратов; упразднение представительных органов власти; монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти и превращение последних в своеобразные «приводные ремни» (средства) тоталитарной диктатуры[54].
Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме)[55]. Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит[56]. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии[57].
Типичным примером такого государства было Советское государство 20-50-хх гг.
Демократия – это «правление народа, избранное народом для народа» (американский президент А. Линкольн). Она является наиболее естественной формой отношений между гражданским обществом и государством: государство служит гражданскому обществу, гражданское общество контролирует деятельность государства.
Демократическим государством называется такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа[58].
Формально-юридическими принципами демократического государства являются следующие: принадлежность власти народу, народ – источник власти, его воля в конечном счете является решающей; признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства; политическая свобода граждан; равенство перед законом[59].
Современное демократическое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в демократическом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т. д.
К важнейшие признакам демократического государства относятся реальная представительная демократия и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга. Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.)[60].
Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определённых формах. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан[61].
Демократичность государства выражается в том, что его организация открывает гражданам и их объединениям возможности оказывать влияние на содержание управленческих государственных решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов[62].
Политическая власть в демократическом государстве носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества — «гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами».
Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти[63]). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга[64].
Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.
Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его[65].
Контроль избирателей за депутатами достигается разными средствами, например, открытым голосованием по законопроектам, постоянным освещением в прессе позиций депутатов и т.д.
В каждом государстве наряду с представительной законодательной властью функционирует профессиональный аппарат управляющих, составляющих костяк исполнительной и судебной властей. Этот аппарат государственных служащих называется бюрократией. Именно чиновник решает конкретные вопросы отношений гражданина и власти.
Этот государственный аппарат, или бюрократическая машина, играет различную роль в разные периоды истории той или иной страны. Вместе с тем замечено, что она имеет стремление оторваться от общества, выйти из-под контроля и возвести свои кастовые интересы в ранг общегосударственных. Она является материальной основой и главной силой в осуществлении любого антидемократического переворота и установлении авторитарного политического режима[66].
Подводя итог, можно сказать, что пока не выработано адекватных подходов к оценке различных политических режимов. Общепризнанно, что и форма правления, и форма государственного устройства в каждом государстве складываются исторически и нет заранее «хороших» и «плохих» государственных форм[67]. Как показывает развитие государственности, в определенных условиях может быть вполне прогрессивной и абсолютная монархия. Что же касается политического режима, то здесь более принято говорить о демократии как о благе и об авторитаризме как о худшей разновидности политического режима, которую необходимо по возможности скорейшими темпами демократизировать. Это далеко не так. Можно утверждать, что каждому обществу, каждой конкретной государственности присущи своя разновидность и свои особенности политического режима. На каждом определенном этапе развития государства наиболее эффективен будет тот или иной политический режим. Так в странах со слабо развитой экономикой, в условиях нестабильной политической ситуации авторитарные режимы показали свою ценность и жизнеспособность. Такая ситуация была во многих государствах Латинской Америки. Соединенные Штаты Америки, многие западноевропейские государства представляют собой вполне процветающие демократии[68].