Файл: Легальность и легитимность (О понятии государственной власти).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. О ПОНЯТИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1. Государственная власть: понятие и признаки
1.2. Система законодательных и исполнительных органов власти
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1. Соотношение понятий легальности и легитимности государственной власти
При всем многообразии смысловых оттенков легитимации, данная категория всегда наполняется конкретным содержанием в зависимости от исторических, культурных, иных норм и традиции властных отношений.
Многие исследователи рассматривали смысловое значение термина «легитимность», как «авторитет, наделение им, а также доверие»". Смысловые связи между этими терминами достаточно очевидны. Авторитет по своей природе является особым свойством, характеристикой властвующего лица или центров власти. Причем специфика данного свойства проявляется в том, что наделение и распределение его обеспечивает особую доверительность властных отношений, их признанность, согласованность. При этом авторитет можно легитимировать в чистом виде как силу[25].
В древние времена герои, стоявшие у истоков государственности - Давид, Геракл, Тесей, олицетворяли своим авторитетом страх, не столько перед своей силой, сколько страх перед грозными опасностями, от которых защищает герой.1 Авторитет власти, изначально являясь субъективным критерием ее эффективности, со временем превращается в одну из оценочных форм ее существования. Именно на эту смысловую сторону термина «авторитет» обращает внимание Э. Бенвенист, подчеркивая, что «в случае власти «auctoritas» речь идет о силе, божественной в своей основе и связанной с исконным значением слова «augeo» — производить, приумножать. Со временем в процессе смыслового размежевания возникают несколько лексических подгрупп, чье содержание относится одновременно и к политической, и к религиознойсферам»
Однако исходная семантика понятия «авторитет» недостаточна для прояснения специфики термина «легитимность», так как легитимность - это не только энергетика символического воссоздания бытия, обусловленная взаимопроникновением политического и сакрального содержания, а и особый характер властных отношений, предполагающий специфический способ распределения «божественной силы»[26].
Легитимность более чем какой-либо иной уровень интеграции политических институтов, предполагает «встроенность» личностного компонента и политические отношения, ибо смысл легитимации и заключается в объединении жизненного пространства отдельных индивидов с институциональным политическим порядком через предание ему субъективной значимости».
Проблема легитимации государственной власти в отечественной политико-правовой науке
Тема легитимности государственной власти в Российской Федерации приобрела особый острый интерес в конце XX века. «После событий 3-4 октября 1993 года интерес к проблеме легитимности государственной власти стал не только научный, но и практический. Это происходило в основном в связи с теми изменениями, которые наблюдались в отношениях между обществом и государственной властью в России.
Научный интерес к изучению данного феномена закреплялся в отечественной философской, юридической литературе»1. «Потеря российским государством контроля над будущим страны, кризис официальной идеологии, падение пиетета перед государственной властью и наряду с этим сознание потребности выхода из кризиса на «путях национального единства и согласия», «порядка и законности», «социальной справедливости и безопасности» - все это предает вопросу о легитимности политической власти в России актуальное значение»" - писали в середине 1990-х российские юристы политологи.
У многих российских ученых существует несовпадение взглядов в отношении природы легитимности государственной власти. Такие авторы как В.И. Демидов, Б.Г. Капустин, Б.И. Краснов , А.А. Федосеев и ряд других ученых утверждают, что легитимность власти в основном продуцируется самими политическими институтами и государственными деятелями, побуждающими массовое сознание воспроизводить позитивные оценки их деятельности и правящего режима в целом.
Другие российские ученые, В.К. Егоров, СМ. Елисеев, Р.Ф. Матвеев , Р.П. Шпакова" и другие придерживаются той точки зрения, что только позитивное отношение самого населения к политике властей и признание им существующей власти и порождает качество легитимности последней.
М.В. Ильин и А. Ю. Мельвиль замечают, что при любых трактовках легитимности ключевое значение приобретает вера в право того, или иного политического лидера на властвование .
А.И. Соловьев и А.В. Катасонов подчеркивают, что «легитимность являет собой специфический ресурс властвования, означающий тот или иной характер поддержки населением правящего режима»
В.В. Ильин подчеркивает совпадение понятий легитимности и легальности. «Закон всегда сильнее власти».
Из современных российских исследований легитимации государственной власти можно выделить концепцию В.Г. Ледяева, который приходит к выводу о существовании шести форм легитимности власти, различающихся по источникам подчинения объекта субъекту. К их числу он относит силу, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляцию и авторитет.
Каждая из форм легитимности власти оправдывается способностыо субъекта воздействовать на объект. К. примеру, «сила», по мнению В.Г. Ледяева, обозначает воздействие на сознание (психику) объекта. Классифицируя силу как одну из форм власти, В.Г. Ледяев в какой-то степени допускает «возможность легитимации по харизме, институционализированной в форме ритуальных церемоний унижения, практики черной магии и колдовства, а также применением физической силы».
«Политический процесс состоит из постоянных взаимодействий между субъектами и объектами на основании способности субъекта санкционировать силовые действия в отношении объекта, который в свою очередь, признает их прерогативой субъекта, верит в закономерность акта «силы». Иными словами, основанием для легитимации выступает процесс включения ресурса «силы» как ресурса принуждения».
Многоликость персонифицированной власти отмечается В.Г. Ледяевым в побуждении, убеждении и манипуляции. Побуждение подразумевает нежелание объекта следовать команде субъекта без внешнего стимула, предложенного субъектом. Но если при принуждении подчинение достигается при помощи угрозы, то побуждение характеризуется обещанием вознаграждения. Что касается убеждений, то оно не подразумевает обязательного конфликта между субъектом и объектом. У объекта всегда существует выбор свободы действия в соответствии с собственными намерениями. При манипуляции у субъекта подразумевается способность оказать скрытое влияние на объект".
Еще одной, выделенной Ледяевым, формой легитимности власти является авторитет, основанием легитимности которого становятся определенные характеристики субъекта власти, его статус, атрибуты, заставляющие объект власти принимать требования субъекта независимо от их содержания.
Авторитет может быть представлен правом на командование, ввиду исключительного положения субъекта в какой-либо системе, в том числе и политической. Авторитет может обладать некими навыками, умениями, профессионализмом, отличающими и выделяющими их обладателя в социальной группе. Здесь чувствуются отголоски концепции Ж.-Л. Шабо, с той лишь разницей, что Ледяев расширил объем концепта через сокращение числа входящих в него свойств и качеств.
Основные условия, влияющие на процесс легитимации государственной власти в Российской Федерации
Не требует особого дополнительного рассмотрения тезис о том, что легитимация государственной власти, в частности, в Российской Федерации, является важнейшим условием социальной и политической стабильности, как общества, так и государства.
Важную роль в процессе легитимации власти занимают условия или факторы, существенным образом влияющие на процесс социального признания государственной власти, позволяющие охарактеризовать конкретный объект легитимации не только как потенциально возможного носителя государственной власти, но и желанного для общества[27].
Представляется, что в качестве таких условий выступает, прежде всего, реальная способность потенциальных носителей государственной власти к эффективному осуществлению властных функций. «В современных условиях важнейшую роль в подготовке, а затем и реализации решений играет чиновничье-бюрократический аппарат. Именно в канцеляриях и департаментах осуществляется основная управленческая работа, принимаются решения. После того как принято решение, наступает самый ответственный момент в осуществлении власти - реализация властной воли.
Можно выделить четыре необходимых условия эффективного решения намеченных целей:
1) последовательная деятельность политического руководства по выполнению поставленных целей. В случае необходимости может быть осуществлена в установленном порядке корректировка принятого решения. Главное не отступать от принятого решения до тех пор, пока не будут реализованы его основные задачи;
2) способность мобилизации средств, обеспечивающих максимальное использование ресурсов общества в процессе выполнения принятых решений;
3) необходимость нейтрализации действий против поставленных властью целей;
4) способность обеспечить для выполнения принятых решений поддержку тех социальных групп, интересы и действия которых особо значимы в ходе реализации решения»[28].
Руководствуясь взглядами М. Вебера, рациональная легитимность предъявляет государственной власти ряд требований, обусловленных спецификой механизма осуществления политической власти, главными составляющими которого являются господство, руководство, управление, организация и контроль".
Господство основано на разделении общества на управляющих и управляемых, т.е. тех, кто осуществляет политическую власть, и тех, по отношению к кому она осуществляется. Это отношение предполагает определенную дистанцию между ними и подчинение одних другим. Господство обычно получает законодательное оформление в государственно-правовых актах.
Руководство заключается в выработке и принятии принципиально важных для общества в целом решений, в определении его целей, планов и стратегических перспектив.
Управление осуществляется через непосредственную практическую деятельность по реализации принятых руководством решений.
Организация предполагает согласование, упорядочение, обеспечение взаимосвязи отдельных людей, групп, классов, других общностей людей.
Контроль обеспечивает соблюдение социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Контроль также выполняет роль обратной связи, с помощью которой власть следит за тем, какие последствия имеют управленческие воздействия.
Все охарактеризованные выше условия также могут являться одним из необходимых аспектов общественной, государственной стабильности и эффективности функционирования российского государства в процессе осуществления легитимации государственной власти на современном этапе его развития[29].
Необходимо отметить, что легитимность государственной власти в Российской Федерации напрямую зависит от ряда факторов или условий, влияющих на отношение населения к действующей власти и ситуации в государстве, а, следовательно, и на политическую, государственную и общественную стабильность.
На современном этапе легитимизации политических институтов в России важным фактором является процесс взаимоотношения власти и общества. Необходимо, чтобы государственная власть и общество не были отчуждены и оторваны друг от друга. Обращает на себя внимание речь Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Сильная и ответственная власть, основанная на консолидации общества, необходима для сохранения страны.
Без сильной власти невозможен и прорыв в будущее». Хотя конечно, необходимо отметить, что легитимность государственной власти не может носить всеобщий характер, поскольку в обществе всегда существуют социальные группы, которые могут негативно относиться к политике, которую проводит власть[30].
Согласно мнению В.П. Пугачева, понятие легитимации применительно только к тем государствам, граждане которых ассоциируют себя с народом, а государство с государством. Если у большинства населения не сформировалось чувство принадлежности к своей стране, не развито политическое сознание, то имеет место «политическая индифферентность, абсентеизм, отчуждение населения от власти, раскол между обществом и властью, а, следовательно, кризис»".
Американский политолог Г. Алмонд, изучавший проблемы кризиса легитимности политической власти, отмечал, что легитимность может быть подорвана там, где граждане: - оспаривают границы политической системы; - отвергают существование в данный момент принципов рекрутирования лидеров и определения политического курса; - утрачивает веру в то, что в процессе политического торга политические лидеры делают все от них зависящее для принятия тех законов, которые требуются, или в то, что руководство соблюдает должные процедуры.
Во многом, взаимоотношение государственной власти и общества, а соответственно и легитимность, зависит от уровня компетентности властных структур, соответствия их действий законодательству, доступности, демократизма, авторитета, эффективности, и гуманности государственной власти. Вопрос о компетентности высшей власти является актуальным для любого государства мира, поскольку успех страны и ее политическое, экономическое и социальное благополучие зависят от качества политической элиты — от ее способностей и умений, компетентности и профессионализма".