Файл: Легальность и легитимность (О понятии государственной власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На основании учения М. Вебера о легитимных типах господства можно дать следующее определение легитимности власти.

Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти.

Другими словами, легитимность власти – это:

а) признание власти населением;

б) принятие власти как правомерной и справедливой;

в) наличие у власти авторитета в глазах населения.

Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти.

Легальность власти означает, что

а) власть имеет законное происхождение;

б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);

в) власть сама подчиняется закону.

Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.

Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.)[1].

Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной[2].

Цель работы: изучение понятий легальности и легитимности государственной власти.

Задачи работы:

- рассмотреть понятие государственной власти;

- изучить систему законодательных и исполнительных органов власти

- проанализировать соотношение понятий легальности и легитимности государственной власти;

- изучить легитимацию государственной власти и ее механизмы.

- рассмотреть современные теоретические и правовые концепции легитимации государственной власти.


ГЛАВА 1. О ПОНЯТИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

1.1. Государственная власть: понятие и признаки

«Содержание концепции государственной власти напрямую зависит от методологической логической основы, ее анализа и, прежде всего, от сущности феномена власти. Поэтому понятие власти как социального явления ученые считают причиной в рассмотрении любых государственно-правовых явлений»[3].

Вообще, понятие власти - неоднозначное и является объектом рассмотрения и изучения учеными разных отраслей, как юридической науки, так и в сферах философии, социологии, политологии. В социологии речь идет об общественной власти, философии - «о власти над объективными законами общества», в юриспруденции - прежде всего о государственной власти. Так, в самом общем виде «власть - это способность и возможность регулировать деятельность людей, оказывая влияние на их интересы»[4].

В зависимости от объекта регулирования власть бывает:

- политическая, экономическая, идеологическая;

- в зависимости от субъекта реализации власти - государственная власть и самоуправления;

- в зависимости от механизма реализации и организации - демократическая и диктатура;

- по сфере применения - экономическая, государственная и т.д.[5].

Государственной властью можно назвать «организацию и осуществление политической власти в РФ государством, его органами и должностными лицами в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией и законами РФ».

По мнению В. Аверьянова, государственная власть является способностью «государства принимать обязательные решения и добиваться их выполнения». Для того, чтобы изучить феномен власти и определить авторскую дефиницию государственной власти, необходимо ознакомиться с позициями ведущих ученых в области государственного управления относительно признаков государственной власти[6].

По мнению В.Аверьянова признаками, которые присущи государственной власти и которым отдается предпочтение:

1) властно-волевому характеру;

2) набору средств, при помощи которых осуществляется влияние на поведение людей и социальные группы;

3) наличию государственного механизма (аппарату управления и аппарату принуждения);


4) легитимности (признанию государственной власти правомерной решать и управлять общественными делами, как со стороны населения государства, так и со стороны международного сообщества);

5) легальности («законности и официальности государственно-властной деятельности»);

6) управленческим функциям[7].

По мнению Д.Н. Бахраха, государственная власть есть разновидность социальной власти, имеющая следующие характерные признаки:

- является средством социального управления;

- представляет собой отношения между людьми, их организациями;

- эти отношения обеспечивают проявления и доминирование властной воли;

- осуществляется с помощью определенных видов, средств и методов воздействия.

Итак, можно сделать вывод, что государственная власть понимается учеными как «волевые отношения», «государственно-властные полномочия», «определенная организация, которая обеспечивает жизнедеятельность общества». Конечно, каждый из подходов к определению государственной власти имеет право на свое существование, и объясняется это, прежде всего фактом, что феномен государственной власти - достаточно сложное и нестабильное явление, которое требует постоянного исследования и совершенствования.

Предположительно, государственная власть - это «человеческий феномен», то есть сложное явление, которое не может считаться идеальным; Ведь изучается оно на основе человеческого опыта, но остается окончательно не познанным, поскольку до сих пор не создана некая идеальная модель государственной власти[8].

Народ каждого государства имеет свои личные, особые требования, потребности, период исторического, социального развития и становления. Поэтому и государственная власть в каждом государстве должна быть совершенно организованной и соответствующей именно этой стране. Считаем нецелесообразным наполнять дефиницию государственной власти перечислением ее признаков и составляющих элементов, поскольку дефиниция призвана оказывать объемное и совершенное представление о понятии, в данном случае - государственной власти[9].

Можно предположить,что дефиницию государственной власти в РФ целесообразно определить следующим образом: это особый вид власти, который в исключительном порядке решает общие социальные проблемы через систему специально созданных государственных органов, наделенных соответствующими полномочиями[10].


1.2. Система законодательных и исполнительных органов власти

Прежде всего, необходимо отметить, что в процессе формирования России как современного демократического государства был проделан огромный путь.

Так, в постсоветской России более двадцати лет происходили трансформационные изменения во всех сферах жизни страны. Правящей элитой был избран навязанный вариант трансформации российского общества, юридически закрепленный в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году[11].

Необходимо отметить, что до принятия Конституции в 1993 году, основные законы в России носили общий характер, и фактически отсутствовала четкая процедура изменения Конституции и принятия нового основного закона. Без решения этих проблем стабильность конституционного строя и правовой системы страны не была возможной. Нерешенность данного вопроса привела к тому, что в период с 1989 по 1993 год в Конституцию Российской Федерации 1978 года было внесено более 300 поправок. Исходя из этого, многие ее положения противоречили друг другу.

Современная Конституция России оказалась внутренне противоречивой, поскольку в полном объеме реализовала западную концепцию прав личности, но, в то же время, закрепляла достаточно авторитарную модель президентской власти[12].

Итак, путь формирования России, как демократического государства, прежде всего, характерен отказом от вертикального построения законодательной и представительной власти, которое базировалось на жесткой плановости и централизме. Также, были выделены органы местного самоуправления[13].

Во-вторых, строился институт президентства и классического парламентаризма и был признан принцип разделения власти. Государственная идеология стала запрещена.

Посредством Конституции была закреплена правомочность экономического разнообразия, политического и идеологического плюрализма, непоколебимость частной собственности и предпринимательства, а также свобода человека на выбор места жительства, времени и вида своей трудовой деятельности[14].

Конституцией Российской Федерации, которая была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, была установлена система органов государственной власти, которая строилась на принципах демократизма, законности, республиканизма, федерализма и разделения власти.


В том случае, если в СССР теория разделения властей считалась буржуазной, реакционной, и, вследствие этого – отрицалась, а государственная власть воспринималась как единое целое, то в новой Конституции механизм государственной власти на высшем уровне являлся разделенным и был представлен президентом, двухпалатным парламентом – Федеральным Собранием (Государственная Дума и Совет Федерации) и судами – Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным[15].

Рассмотрим систему законодательных и исполнительных органов власти, которые характеризуют новую российскую государственность.

Президентом, который является главой государства, занято главенствующее положение в системе государственных органов. Так, он является гарантом Конституции, прав и свобод гражданина, определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и на международном уровне, а также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами государства.

В Российской Федерации законодательная власть принадлежит парламенту — Федеральному Собранию, состоящему из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации, в свою очередь, состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации, по два человека от каждого.

Совет Федерации исполняет следующие функции. Во-первых, им утверждаются изменения границ между субъектами Российской Федерации, а также указы президента о введении военного и чрезвычайного положения. Во-вторых, в его компетенцию входят вопросы о возможности использования Вооруженных сил за пределами территории Российской Федерации. В-третьих, им назначаются выборы президента, а также его отрешение от должности и назначаются на должность судьи высших судов Российской Федерации, Генеральный прокурор и заместитель председателя Счетной палаты.

Советом Федерации в сфере законодательства одобряются или отклоняются федеральные законы, которые были приняты Государственной Думой.

Первая Государственная дума была избрана вместе с Советом Федерации 12 декабря 1993 года сроком на два года, в соответствии с положениями принимаемой Конституции.

В составе Государственной Думы на профессиональной постоянной основе работают 450 депутатов. Так, им запрещено заниматься какой-либо другой оплачиваемой деятельностью, кроме: творческой, преподавательской и научной. Для совместной деятельности и в целях выражения общей, единой позиции по вопросам, которые рассматриваются Думой, депутатами образовываются депутатские группы и фракции[16].