Файл: Легальность и легитимность (О понятии государственной власти).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. О ПОНЯТИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1. Государственная власть: понятие и признаки
1.2. Система законодательных и исполнительных органов власти
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1. Соотношение понятий легальности и легитимности государственной власти
Перед Государственной Думой основной задачей стоит рассмотрение и принятие федеральных законов. Президент имеет полномочия досрочно распустить Государственную Думу.
В Российской Федерации исполнительную власть представляет Правительство Российской Федерации, которое состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров.
Так, в связи с принятием новой Конституции, 23 декабря 1993 года Президентом России Б.Н. Ельциным был издан указ: «О преобразовании и реорганизации Совета Министров — Правительства Российской Федерации», в соответствии с которым Совет Министров — Правительство Российской Федерации было преобразовано в Правительство Российской Федерации. При этом сокращалось число людей, служащих в Правительстве, а также количество министерств, государственных комитетов и ведомств. Часть государственных комитетов преобразовывались в министерства.
В полномочия Президента входит и формирование правительства. Так, им назначается, при учете согласия Государственной Думы, председатель правительства. Премьер предлагает Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и предложения по персональному составу Правительства.
В функции Правительства Российской Федерации входит разработка и предоставление бюджета Государственной Думе. Правительство призвано обеспечивать проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Также, им проводится единая государственная политика в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
Отдельными отраслями руководят министерства и ведомства, которые, в свою очередь, подчинены Правительству Российской Федерации. Они, совместно с Правительством, образуют систему федеральных органов исполнительной власти, в которую входят: федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, российские агентства и федеральные надзоры.
Министерство Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, которым проводится государственная политика и осуществляется управление в установленной сфере деятельности.
В Российской Федерации судебную власть представляют: Конституционный Суд, Верховный Суд РФ и система федеральных судов общей юрисдикции, Высший арбитражный Суд и система федеральных арбитражных судов.
Принятие Конституции РФ и формирование нового гражданского законодательства определили необходимость реформирования системы арбитражных судов. С учетом данных процессов, Высшим Арбитражным Судом были подготовлены проекты Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Так, начался новый этап в становлении арбитражных судов, которые осуществляли судебную власть в экономической сфере. Кроме того, компетенция арбитражных судов была расширена за счет отнесения к их подведомственности споров с участием иностранных лиц, которые осуществляли предпринимательскую деятельность.
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1. Соотношение понятий легальности и легитимности государственной власти
Политическая власть в обществе может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др.
Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления.
Государственная власть – более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, общественными организациями и т.п.
Государственная власть – это публично – политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Государственная власть - разновидность общественной власти, осуществляемая государством как непосредственно, так и выступающими от его имени и по его поручению субъектами[17].
В науке давно возник спор, являются ли политическая и государственная власть синонимами.
Большинство ученых справедливо говорят о тождественности этих понятий. Политика, в переводе с греческого - искусство управления государством. Поэтому политическая власть в прямом смысле этого слова власть государственная.
Характерные черты государственной власти (признаки):
1.Государственная власть носит групповой, или классовый характер. Она выражает интересы определенной группы людей, а не всего общества. В родовом строе власть выражала интересы всех членов коллектива.
2.Носит публично – политический характер;
3.Государственная власть опирается на государственное принуждение. В отличие от других видов общественной власти, основанных на общественном мнении и подкрепляемых общественным принуждением, государственная власть опирается на основанное на законе государственное принуждение. Для этого государственная власть создает специальные карательные органы - аппарат принуждения.
4. Государственная власть осуществляется с помощью специального аппарата управления. Только государственная власть осуществляется через специально обученный профессиональный коллектив служащих, именуемый аппаратом управления, или государственным аппаратом
5. Государственная власть в качестве материальной основы обладает бюджетом, пополняемым за счет налогов. Налоги не были известны власти родового строя и не являются основой для деятельности иных видов общественной власти. В качестве аналогии в некоторых социальных общностях используются взносы.
Например, партийные или религиозные. Но в отличие от налогов они носят добровольный характер.
6. Государственная власть распространяется на территориально организованное население. Территория является пространственным пределом распространения власти.
7. Легитимность и легальность государственной власти и т.п.
Свойства государственной власти:
1. Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство.
2. Государственная власть публична, осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.
3. Государственная власть суверенна - независимость вовне и верховенство внутри страны.
4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.
5. Государственная власть обладает прерогативой, т.е. исключительным правом, на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм.
6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно[18].
Важнейшими характерными чертами государственной власти являются легальность и легитимность. Оба эти термина рассматриваются как законность.
Легальность подразумевает, что государственная власть установлена законным путем, т.е. на основании действующего в момент его установления законом[19].
Таким образом, легальность – юридическое свойство власти; легитимность – фактическое свойство власти.
Власть может быть легальной, но не легитимной.
Власть считается легитимной в том случае, если народ исполняет ее веление, повинуясь государственной воли, т.е. власть поддерживается народом.
Легитимность стала означать не только законность происхождения и способ установления власти, но и такое состояние власти, когда граждане (подданные) государства признают (согласны, убеждены) право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения[20].
Большой вклад в теоретическую разработку понятия легитимности внес немецкий ученый Макс Вебер. Согласно разработанной им и ставшей классической теории легитимность характеризуют два фундаментальных признака: признание власти, реализуемой существующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться. Одновременно с этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан о государственной власти, присутствующее в их сознании[21].
Основания (источники) легитимности власти:
· идеологические принципы и убеждения граждан в справедливом и передовом характере государственной власти (политического строя);
· привязанность к структурам (механизму) и нормам государственной власти, которая базируется на доверии к традиционной и устоявшейся системе власти (Например, традиции парламентаризма в Великобритании);
· преданность власти благодаря положительной оценки личных качеств субъектов власти (президента, премьер-министра);
· политическое (или государственное) принуждение; оно существует при любом политическом режиме, но, очевидно, чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение; в то же время есть граница в использовании силы, перейдя которую государственная власть обретает силу не как источник легитимности, а наоборот, как фактор ее неминуемого падения.
Легитимность власти характеризуется следующими основными чертами (признаки легитимности):
1) Формальная легальность;
2) Истинная легитимность, т.е. поддержка народа;
Приемущественность власти, т.е. власть должна устанавливаться законным путем, а не путем переворотов.
Достоинство государственной власти – является то, что она определенным способом прогнозирует общественные отношения.
Недостатки государственной власти – стремление его к абсолютизации и централизации государственной власти[22].
2.2. Легитимация государственной власти и ее механизмы. Современные теоретические и правовые концепции легитимации государственной власти
Феномен легитимации власти формировался в результате длительного и сложного исторического процесса в рамках целых миров и цивилизаций. Властители высших уровней делали легитимной власть на более низких уровнях. Право легитимации королей и императоров присваивала себе в свое время христианская церковь. В истории в течение многих веков шла борьба между светской и церковной властью. Церковная власть использовала свою силу легитимации светской власти, чтобы самой доминировать над ней. Освещение светской власти церковью придавало ей статус данной от Бога.
Проблема легитимности власти понималась учеными, занимавшимися данной проблемой в различных аспектах и представлениях. Необходимо отметить, что существовали и существуют различного рода подходы к изучению такого феномена как легитимация государственной власти.
Термин «легитимность» (от лат. legitimus - законный, согласный, правомерный) появился в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же этот термин приобрел и другой смысл - признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии. К. Меттерних и другие политические деятели того периода употребляли понятие «легитимность» как «требование восстановления монархии или принципа монархического правления»[23].
«Легитимность в своем первоначальном значении в начале XIX века означала соответствие власти тому порядку подчинения, который сформировался в рамках традиционных социальных связей. Легитимность не связывалась с согласием или признанием власти со стороны народа, а речь шла об определенном общественном порядке подчинения власти. Спор шел вокруг монархического принципа подчинения и принципа народного суверенитета»[24].
Легитимность по своему содержанию противоположна категориям «узурпация», «захват власти» и, следовательно, обозначает соответствие политической деятельности принятым в государстве законам.
Являясь сложным социальным феноменом, легитимность по-разному себя проявляет. Говоря о легитимности власти, часто имеют в виду, с одной стороны, ее авторитет, доверительность, признанность, а с другой стороны, преданность этой власти, способность и желание подвластных субъектов идти за ней и выполнять ее требования. Эти факторы, безусловно, могут выступать в качестве отдельных критериев, но, чтобы лучше разобраться с самим понятием «легитимность», необходимо рассмотреть его значение комплексно, применительно к различным эпохам и культурам.