Файл: Легальность и легитимность (О понятии государственной власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важнейшей функцией легитимности государственной власти является обеспечение согласия большинства по поводу политики конкретной власти. Общественный и политический строй является незаконным, если он не основан на согласии тех, кто живет при этом строе. Наличие согласия большинства обеспечивает стабильное бескризисное развитие общества.

Согласие или соглашение людей условием моральной допустимости подчинения их этому строю. Согласие - это состояние гармоничных взаимоотношений и усиленного взаимодействия различных социальных, политических, национально-этнических и других сил с политической властью и ее носителями. Она знаменует собой единство этих сил по определенным действиям, фактам, решениям государственной власти. Согласие может быть долгосрочным и краткосрочным.

Долгосрочное согласие большинства базируется на адекватной для этого большинства политике, понятной и устраивающее всех его членов. В основе долгосрочного согласия лежит учет стратегических интересов большинства в политике власти. Учет этих интересов обеспечивается механизмами согласования, встроенными в систему власти[31].

В современном мире таковыми являются всеобщие выборы, деятельность выборных органов власти, представительность большинства в органах власти выявление воли большинства через различного рода опросы, общенациональные референдумы».

В соответствие с Всеобщей Декларацией прав человека каждый гражданин имеет право принимать участие в управлении своим государством непосредственно или через своих представителей. Данное право выражается гражданами в форме выборов. Любые формы правления предполагают опору на общество, мнение членов которого может быть выражено через выборы.

Так, в монархии власть передается путем унаследования в соответствии с законом опрестолонаследии или обычаем". В республике власть формируется в соответствии с принципом выборности, что предполагает процедурное закрепление легитимации в форме избирательного процесса3.

Выборы — это один из важнейших способов легальной легитимации государственной власти, который заключается в наделении народом (населением) отдельных своих представителей властными полномочиями, а также деятельность граждан, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, голосованию и подведению его итогов, а также проведению иных избирательных действий[32].


Избирательный процесс представляет собой важнейший элемент представительной демократии поэтому его организация и функции всегда находились и находятся в центре политики. Проблема свободы политического выбора была актуальна еще с древних времен. «Обладать политическими правами, голосовать, назначать магистров - вот что называлось свободой у древних».

Избирательный процесс, как правило, включает в себя следующие стадии: - назначение выборов; - образование избирательных округов и участков; - формирование избирательных комиссий; - составление списков избирателей; - выдвижение и регистрация кандидатов; - предвыборная агитация; - голосование и определение результатов выборов"[33].

«Политические выборы являются своеобразным договором между властью и частью общества, оказавшего ей поддержку. Такой договор имеет вполне конкретное содержание и конкретные сроки действия. Его содержание составляют те обязательства, которые власть берет на себя в период проведения выборов, а срок его действия определяется временем, на которое избирается или назначается власть»[34].

В большей мере легитимность государственной власти в современной Российской Федерации была приобретена благодаря легальному способу формирования властных институтов.

В последние десятилетия XX века в России и других странах особенно актуализировалась проблема демократизации избирательного процесса, что было связано с переходом от тоталитаризма и авторитаризма к представительной демократии, и в силу этого оказалась в центре внимания многих политиков, политологов и юристов. Было предпринято несколько попыток такого перехода, осуществляемым или провозглашаемым многими странами.

При этом избирательный процесс играл решающую роль в переходе государств к демократическому политическому режиму. «В условиях современных демократий выборы - их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти»". В этих условиях процесс демократических организованных выборов должен сыграть решающую роль в укреплении легитимации государственной власти в Российской Федерации.

«Выборы - достаточно частое в политической и общественной жизни явление, поскольку они распространяются на различные институты и уровни правления: парламент, президента, представительные, а также и исполнительные органы субъектов федерации, местные органы власти».


Избирательная компания является основным инструментом и символом демократического режима. Главной целью избирательной компании является успешное проведение выборов и признание обществом их результатов. «Выборы - важная примета демократизации общества, но это и сложное социальное испытание для всех участников - не только кандидатов, но и выборщиков»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе обращение к проблеме легитимации государственной власти представляется весьма актуальным, поскольку Российская Федерация идет по сложному пути развития демократических институтов, становления правового государства.

В этих условиях повышается значимость исследования взаимоотношений между обществом и государством с учетом возрастающего интереса со стороны граждан к деятельности властных структур России, в том числе с позиции ее правового обеспечения. При этом необходимо, чтобы общество и государство составляли целостную систему, способствующую поддержанию стабильности, динамизма и безопасности. Формирование такой системы предполагает, помимо прочего, разработку соответствующего современным российским реалиям механизма легитимации государственной власти.

Легитимация государственной власти имеет важное значение в отношении любого государства для обеспечения законности и правопорядка, повышения уровня и качества жизни граждан. Понятие легитимации государственной власти предполагает положительное отношение общества к государственной власти, ее субъектам, форме правления, политическому режиму, что соответственно обеспечивает добровольное признание государственной власти.

Проблема легитимации государственной власти в Российской Федерации приобрела особую актуальность после событий 3-4 октября 1993 года и остается таковой по настоящее время. О неустойчивости государственной власти в 1990-е годы свидетельствуют многие политические явления внутригосударственной жизни Российской Федерации.

На современном этапе легитимизации государственной в Российской Федерации важным является процесс взаимоотношения государственной власти и общества. В условиях возникновения мирового экономического кризиса государственная власть не имеет иммунитета против превращения в авторитарную.

Российская Федерация по своей природе традиционна, хотя в последние десятилетия произошли некоторые изменения, которые позволяют говорить о переориентации системы ценностей российского населения на рациональную основу.


Законодательно установлены формы участия граждан в управлении делами государства, а также институты формирования населением органов государственной власти. Проводимые процессы политической модернизации и становления новой российской государственности авторитарно-демократического типа позволяют нам говорить о провозглашении приоритета легальности над легитимностью, согласно западной модели.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. Вахтина М.А. Состояние легитимности современной России: к вопросу о роли социальной справедливости в экономике // Мир России. - 2015,-№4.-С. 60-70.
  3. Есиева Ф. К. Конституционно-правовые основы взаимодействия законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти : советский и российский постсоветский опыт // Право и политика. - 2011. - N 5 (137). - С. 865-872.
  4. Жданов, Д.В. Теория государства и права. 2-е изд., перераб и доп. М.: «ЛексКнига», 2012. – 629с.
  5. Керимов А. А. Легитимность политической власти в современной России: основания и перспективы // Власть. 2015. № 3. С. 121–123
  6. Ланцов С.А. Легитимности в политической истории России // Вестник СПбГУ. - Сер. 6.-2014.-Вып. 1.- С.92-100.
  7. Мальцев И. А. К вопросу о системе разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - N 4. - С. 18-21.
  8. Михайлова Е.С. Система законодательных и исполнительных органов власти в контексте новой российской государственности (С 1993 года по настоящее время) // Научное сообщество студентов XXI столетия. общественные науки: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(59). URL: https://sibac.info/archive/social/12(59).pdf (дата обращения: 14.08.2019)
  9. Мюллерсон Р. Два мира - два права? Геополитика под прикрытием законности и морали // Россия в глобальной политике. - 2014. - №2. - С. 86.
  10. Пешин, Н. Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2011 С. 30-41
  11. Подобный В.В. Экономический базис легитимности политической власти в современной России: состояние и проблемы упрочения // Власть. - 2015.-№1.-С.49-54.
  12. Романенко В. Б. Новая модель разделения властей в социально-правовом государстве // Научная мысль Кавказа. - 2011. - N 1. - С. 42-46.
  13. Рубцов А.В. Реноме и легитимность. Репутация как условие «права править» // Отечественные записки: электронный журнал. 2014. - №1 (58). - 2014.-С.100
  14. Сетов Н.Р. Проблема легальности политической власти в творчестве К. Шмитта // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2012. - Т. 5. - №4. - С. 131-137.
  15. Сырых В. М. Теория государства и права; Юстицинформ - Москва, 2011. – 704
  16. Чапаева П. О. Имидж политического лидера как фактор легитимности власти // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 165-168.
  17. Эбзеев Б.С. Человек, Народ, Государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005.

Приложение 1

  1. Керимов А. А. Легитимность политической власти в современной России: основания и перспективы // Власть. 2015. № 3. С. 121–123

  2. Керимов А. А. Легитимность политической власти в современной России: основания и перспективы // Власть. 2015. № 3. С. 121–123

  3. Романенко В. Б. Новая модель разделения властей в социально-правовом государстве // Научная мысль Кавказа. - 2011. - N 1. - С. 42-46.

  4. Чапаева П. О. Имидж политического лидера как фактор легитимности власти // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 165-168.

  5. Сырых В. М. Теория государства и права; Юстицинформ - Москва, 2011. - 704 c

  6. Есиева Ф. К. Конституционно-правовые основы взаимодействия законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти : советский и российский постсоветский опыт // Право и политика. - 2011. - N 5 (137). - С. 865-872.

  7. Жданов, Д.В. Теория государства и права. 2-е изд., перераб и доп. М.: «ЛексКнига», 2012. – 629с.

  8. Мальцев И. А. К вопросу о системе разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - N 4. - С. 18-21.

  9. Михайлова Е.С. Система законодательных и исполнительных органов власти в контексте новой российской государственности (С 1993 года по настоящее время) // Научное сообщество студентов XXI столетия. общественные науки: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(59). URL: https://sibac.info/archive/social/12(59).pdf (дата обращения: 14.08.2019)

  10. Жданов, Д.В. Теория государства и права. 2-е изд., перераб и доп. М.: «ЛексКнига», 2012. – 629с.

  11. Керимов А. А. Легитимность политической власти в современной России: основания и перспективы // Власть. 2015. № 3. С. 121–123

  12. Вахтина М.А. Состояние легитимности современной России: к вопросу о роли социальной справедливости в экономике // Мир России. - 2015,-№4.-С. 60-70.

  13. Михайлова Е.С. Система законодательных и исполнительных органов власти в контексте новой российской государственности (С 1993 года по настоящее время) // Научное сообщество студентов XXI столетия. общественные науки: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(59). URL: https://sibac.info/archive/social/12(59).pdf (дата обращения: 14.08.2019)

  14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

  15. Мальцев И. А. К вопросу о системе разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - N 4. - С. 18-21.

  16. Эбзеев Б.С. Человек, Народ, Государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005.

  17. Ланцов С.А. Легитимности в политической истории России // Вестник СПбГУ. - Сер. 6.-2014.-Вып. 1.- С.92-100.

  18. Подобный В.В. Экономический базис легитимности политической власти в современной России: состояние и проблемы упрочения // Власть. - 2015.-№1.-С.49-54.

  19. Есиева Ф. К. Конституционно-правовые основы взаимодействия законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти : советский и российский постсоветский опыт // Право и политика. - 2011. - N 5 (137). - С. 865-872.

  20. Керимов А. А. Легитимность политической власти в современной России: основания и перспективы // Власть. 2015. № 3. С. 121–123

  21. Есиева Ф. К. Конституционно-правовые основы взаимодействия законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти : советский и российский постсоветский опыт // Право и политика. - 2011. - N 5 (137). - С. 865-872.

  22. Романенко В. Б. Новая модель разделения властей в социально-правовом государстве // Научная мысль Кавказа. - 2011. - N 1. - С. 42-46

  23. Романенко В. Б. Новая модель разделения властей в социально-правовом государстве // Научная мысль Кавказа. - 2011. - N 1. - С. 42-46

  24. Сетов Н.Р. Проблема легальности политической власти в творчестве К. Шмитта // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2012. - Т. 5. - №4. - С. 131-137.

  25. Сетов Н.Р. Проблема легальности политической власти в творчестве К. Шмитта // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2012. - Т. 5. - №4. - С. 131-137.

  26. Мальцев И. А. К вопросу о системе разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - N 4. - С. 18-21.

  27. Мальцев И. А. К вопросу о системе разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - N 4. - С. 18-21.

  28. Вахтина М.А. Состояние легитимности современной России: к вопросу о роли социальной справедливости в экономике // Мир России. - 2015,-№4.-С. 60-70.

  29. Вахтина М.А. Состояние легитимности современной России: к вопросу о роли социальной справедливости в экономике // Мир России. - 2015,-№4.-С. 60-70.

  30. Сырых В. М. Теория государства и права; Юстицинформ - Москва, 2011. – 704

  31. Сырых В. М. Теория государства и права; Юстицинформ - Москва, 2011. – 704

  32. Ланцов С.А. Легитимности в политической истории России // Вестник СПбГУ. - Сер. 6.-2014.-Вып. 1.- С.92-100.

  33. Эбзеев Б.С. Человек, Народ, Государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005.

  34. Эбзеев Б.С. Человек, Народ, Государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005.