Файл: Роль мотивации в поведении организации (Краткая характеристика организации).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала
1.1. Сущность и роль мотивации в управлении персоналом
1.2. Теории мотивации персонала и их использование
Глава 2. Анализ мотивации персонала в Пермском ОСБ
2.1. Краткая характеристика организации
2.2. Анализ персонала организации
2.3. Анализ системы мотивации персонала
2.4. Выявление недостатков в существующей системе мотивации
По таблице 4, можно сделать вывод, что за анализируемый период наблюдается увеличение числа специалистов на 2 и 4 сотрудников за 2017-2018 гг. соответственно. Отделение постепенно расширяется, что требует открытия новых должностей и вакансий.
Таблица 5
Качественный состав персонала Пермского ОСБ
№ 6984/0535 ПАО «Сбербанк России за 2017-2018 гг.
Показатель |
Численность, чел. |
Удельный вес. % |
||
Базовый год |
Отчетный год |
Базовый год |
Отчетный год |
|
Группы персонала по возрасту, лет |
||||
От 20 до 30 |
51 |
45 |
53,13 |
45 |
От 30-40 |
42 |
52 |
43,75 |
52 |
От 40 до 50 |
3 |
3 |
3,13 |
3 |
Итого |
96 |
100 |
100 |
100 |
По уровню образования |
||||
Среднее профессиональное |
18 |
15 |
18,75 |
15 |
Незаконченное высшее |
51 |
46 |
53,13 |
46 |
Высшее |
27 |
39 |
28,13 |
39 |
Итого |
96 |
100 |
100 |
100 |
По трудовому стажу |
||||
До 1 года |
13 |
11 |
13,54 |
11 |
От 1 до 3 |
27 |
25 |
28,13 |
25 |
От 3 до 5 |
54 |
58 |
56,25 |
58 |
От 5 до 10 |
1 |
3 |
1,04 |
3 |
Свыше 10 |
1 |
3 |
1,04 |
3 |
Персонал в отделении достаточно молодой. Средний возраст работников составляет от 30 до 40 лет, что составляет больше 50% от всей численности. Данная тенденция сохраняется и в 2018 г. Основная часть специалистов компании имеют высшее образование, либо доучиваются. Как правило, люди с высшим образованием обладают достаточным количеством знаний, умеют правильно общаться с людьми, а это особенно важно в банковской отрасли. Также важно учесть, что в отделении банка большее предпочтение отдаются людям с профильным высшим образованием, нежели сотрудникам с высшим образованием по различным другим специальностям. В данном отделении банка работают сотрудники с опытом работы, 58% штата персонала работают больше 3 лет, что свидетельствуют о высокой квалификации персонала.
Таблица 6
Текучесть кадров за 2016-2018 гг.
Категории персонала |
2016 |
2017 |
2018 |
Отклонение |
|
2017 |
2018 |
||||
Руководители |
- |
- |
- |
- |
- |
Специалисты |
7 |
6 |
4 |
-14,3 |
-33,4 |
Операционные работники |
- |
- |
- |
- |
- |
ВСЕГО |
7 |
6 |
4 |
X |
X |
По данным таблицы 6 видно, что текучесть кадров наблюдается только в категории специалистов. По проведенному анализу можно сделать вывод, что с каждым годом все меньше сотрудников увольнялись, по тем или иным причинам. В 2017 г. по сравнению с 2016 г. текучесть уменьшилась на 14,3%, а в 2018 г. по сравнению с 2017 – на 33,4%. Основной причиной увольнения является то, что в отделение не наблюдается карьерного роста. Также по иным причинам: переезд в другой город, по выходу в декретный отпуск и другим семейным обстоятельствам.
2.3. Анализ системы мотивации персонала
В Пермском отделении № 6984/0535 ОАО «Сбербанк России» существуют различные системы мотиваций, как материальной, так и нематериальной.
Одной из основных систем мотивации является система «5+». Система «5+» неразрывно связано с системой оплаты труда и вступает в силу по мере внедрения новой системы мотивации. Оценка осуществляется непосредственным руководителем и основана на: самооценке работников; объективных данных о личной эффективности работников; постоянном наблюдении за деятельностью и поведением работников.
Каждый руководитель должен предоставлять работникам обратную связь – сообщать результаты оценки, давать рекомендации и советы по повышению результативности и эффективности.
Результаты оценки используются: при определении размера квартальной и годовой премии; для определения необходимого обучения; при принятии решения о карьерном продвижении; при пересмотре размера должностного оклада.
Критерии, которые показаны на рисунке 2 оцениваются по пятибалльной буквенной шкале: A – значительно превосходит ожидания; B – превосходит ожидания; C – соответствует ожиданиям; D – требует улучшения; E – неудовлетворительно.
Рисунок 2 - Критерии оценки личной эффективности сотрудников по системе «5+»
Данная шкала применяется для оценки соответствия «Портрету» успешного работника банка. Процедура проведения оценки показана в таблице 7.
Таблица 7
Процедура проведения оценки
Начало квартала |
Непосредственный руководитель в свободной форме ставит перед работниками задачи на оценочный период. |
В течение квартала |
Непосредственный руководитель наблюдает за деятельностью и поведением работников. |
После окончания |
Работники осуществляют самооценку и направляют ее |
После окончания |
Непосредственный руководитель получает самооценку работников и выставляет оценки по 5 критериям и итоговую квартальную оценку. |
Итоговые оценки согласуются и утверждаются вышестоящим |
|
Оценки и индивидуальные коэффициенты премирования |
|
Не позднее 10 числа (второго месяца, следующего за отчетным кварталом) |
Оценки сообщаются работникам. Руководитель в ходе обратной связи обсуждает с работником его результаты и ожидания на следующий оценочный период. |
По завершении цикла оценки |
В случае несогласия с оценкой руководителя работник может подать апелляцию к вышестоящим руководителям и в Комиссию по трудовым спорам. |
Оценка по Системе «5+» влияет на размер премии работника через установление соответствующего коэффициента – К5+
Индивидуальный коэффициент премирования по итогам работы за квартал рассчитывается по формуле:
Кинд = Кнорм + Кприб + Ккпэ + К5+ (1)
где Кнорм – нормативный коэффициент премирования;
Кприб – коэффициент зависимости от прибыли;
Ккпэ – коэффициент зависимости от выполнения КПЭ подразделения (при наличии);
К5+ - коэффициент оценки по системе «5+».
Данная система применяется для всех сотрудников «Сбербанка России».
Следующая мотивационная программа - это «Яркое лето в Сбербанке». В данной мотивационной программе могут участвовать: менеджеры по продажам (МПП) и специалисты по прямым продажам (DSA); менеджеры по ипотечному кредитованию (МИК).
Программа рассчитана на 4 месяца: с 1 мая по 31 августа.
Суть программы состоит в том, чтобы продавать страхование жизни заемщиков от СК «Сбербанк страхование», преодолеть заданную планку клиентских платежей, войти в топ-лучших и получать денежные вознаграждения.
Также в качестве дополнения к оплате труда и премированию Пермское отделение № 6984/0535 ПАО «Сбербанк России» предлагает своим сотрудникам социальный пакет, который включает в себя:
1. предоставление материальной помощи в связи со сложными жизненными обстоятельствами;
2. доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам;
3. программа страхования от несчастных случаев и тяжелых болезней, финансируемая Сбербанком;
4. льготное кредитование своих сотрудников;
5. полная оплата больничного листа и отпуска по беременности и родам;
6. предоставление оплачиваемого отпуска;
7. отчисления в пенсионный фонд, уплата подоходного налога.
В Пермском ОСБ № 6984/0535 проводится конкурс «Лучший по продажам». Подведение итогов по конкурсу проходит в конце года, а в течение года собирается вся информация об участниках, то есть показатели эффективности труда сотрудника, полученные награды, стаж работы. Самые лучшие получают денежные призы, а также благодарность и диплом.
Нематериальная мотивация: благодарности каждый год 12 ноября в День сотрудника Сбербанка лучшим сотрудникам; благодарность Президента Банка; почетные знаки отличия; занесение в Книгу Почета; сертификаты, дипломы, грамоты за отличную работу каждый квартал; стенд «Лучший работник месяца»; вечер «без галстуков» с руководителем ОСБ (неформальная обстановка); корпоративные праздники: Новый Год, 23 Февраля, 8 Марта и День Победы, а также День сотрудника Сбербанка.
Нужно еще отметить то, что Пермское отделение банка организует мероприятия для детей сотрудников, такие как: детские новогодние праздники; детский оздоровительный отдых в лагерь «Колос».
Сотрудникам, которые отличились за анализируемый год, руководитель Пермского ОСБ ходатайствует о награждение их государственными наградами.
2.4. Выявление недостатков в существующей системе мотивации
персонала
Изучив и полностью проанализировав деятельность Пермского ОСБ № 6984/0535 ПАО «Сбербанк России», можно сделать вывод, что отделение двигается в ногу со временем, использует современные технологии, программные обеспечения, тем самым частично автоматизируя некоторые процесс работы. Трудовые отношения между сотрудником и руководителем установлены в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Но, все-таки, есть недостатки, которые необходимо устранить.
Слабыми местами данного отделения банка, в основном, являются система мотивации и система управления персоналом.
В ходе анализа Пермского ОСБ проводилось анкетирование сотрудников (в соответствие с приложением 2). Результаты представлены в приложении 3.
В анкетирование приняли участие 84 человек, в том числе 5 руководителей, 76 специалистов и 3 рабочих. По совершенствованию материальной мотивации больше 55% опрошенных отметили о введении: медицинского обслуживания, абонемента в тренажерный зал, а также туристических путевок по льготным ценам. По совершенствованию нематериальной мотивации больше 63% сотрудников отметили о необходимости построения карьерного роста. Больше 50% опрошенных сотрудников указали свое желание в получении дополнительного образования и возможности получить опыт работы в других территориальных банках ПАО «Сбербанк России». 82% сотрудников отметили хорошую атмосферу в коллективе, что способствует благоприятному климату в отделении.
Выводы
В работе рассмотрено Пермское ОСБ № 6984/0535 ПАО «Сбербанк России», действующее с 2001 г, предоставляющее весь комплекс банковских услуг в Бардымском районе. Данное отделение занимает лидирующее позиции среди конкурентов. Организационная структура управления линейно-функциональная. В Пермском ОСБ № 6984/0535 ПАО «Сбербанк России» на данный момент работает 100 человек (данные на 1 января 2018 г.). Численность персонала в отделение по сравнению с 2017 г. увеличилась на 4 человека, а текучесть кадров снизился на 33,4 %.
Проанализировав систему мотивации персонала в Пермском ОСБ № 6984/0535 ПАО «Сбербанк России», можно сделать вывод, что она требуется в совершенствовании, так как плохая мотивация сотрудников влечет за собой негативные последствия. Было проведено анкетированию, по результатам которого можно сделать вывод, что сотрудники не довольны:
1) отсутствием медицинского обслуживания, возможности обучения и повышения квалификаций, а также стажировок в другие отделения Сбербанка;