Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Сущность и функция финансов).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Финансы в рыночной экономике
1.1. Место и роль финансов в рыночной экономике
1.2. Сущность и функция финансов
Глава 2. Роль финансов, как инструмента регулирования экономики
2.1 Анализ государственных финансов в России
2.2 Недостатки формирования и использования государственных финансов в России
Глава 3. Пути повышения эффективности использования государственных финансов России
3.1 Мероприятия по повышению эффективности использования финансов России
1.2. Сущность и функция финансов
Финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Сразу можно оговориться, что круг участников таких отношений достаточно широк, от государства в целом до единоличного предпринимателя, гражданина страны.[12]
Важно уяснить отличие экономической категории «финансы» от категории «деньги». Так, финансы отличаются от денег прежде всего по своему содержанию. Если деньги - это всеобщий эквивалент для измерения затрат труда, то финансы - это экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта (ВВП) с целью формирования денежных фондов, финансовых ресурсов.
Таким образом, финансы являются вторичной, т.е. производной, категорией.
Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных фондов обеспечить потребности государства и хозяйствующих субъектов в денежных средствах и одновременно организовать контроль за их целевым использованием.[1]
Финансы как экономические отношения имеют три весьма существенных признака:
- распределительный характер этих отношений, который основан на правовых нормах и этике ведения бизнеса;
- односторонний характер движения денежных средств;
- в результате этих отношений могут создаваться как централизованные, так и децентрализованные фонды денежных средств.
Главным и основным источником денежных ресурсов (фондов) является ВВП. Другими источниками в зависимости от уровня их формирования могут быть[14]:
- На уровне государства и органов местного самоуправления: доходы государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности (ВЭД), государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и ценных бумаг и т. д.
- На уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа акций, дивиденды от участия в других организациях, банковский кредит и т. д.
- На уровне населения: заработная плата, выплаты социального характера, доходы от операций с личным имуществом, доходы от предпринимательской деятельности, потребительский кредит.
Финансы выполняют три главные функции, которые также отличают их от денег: распределительную, контрольную и регулирующую. Рассмотрим их кратко.
1. Распределительная функция финансов.[15]
Как отмечалось выше, главным источником денежных фондов является ВВП. При помощи финансов он вначале распределяется в макроэкономическом масштабе (первичное распределение), что приводит к созданию так называемых основных (первичных) доходов, состоящих из заработной платы и чистого дохода предприятий производственной сферы. Далее с помощью финансов осуществляется вторичное распределение (перераспределение) ВВП, когда денежные средства переводятся на определенные территории, что приводит к образованию доходов организаций, непроизводственной сферы (заработная плата бюджетников, пенсионное обеспечение, социальные выплаты и т.д.). Экономическим инструментом распределения и перераспределения ВВП является действующая в стране система налогообложения.[7]
Распределительные процессы имеют место и внутри отдельно взятого предприятия, т.е. в микроэкономическом масштабе.
Так, прибыль, будучи источником формирования таких денежных фондов, как фонды производственного или социального развития, резервного фонда и других, является источником финансовых ресурсов (совокупности финансовых активов, всех видов денежных средств, которыми располагает экономический субъект), выполняет распределительную функцию уже третьего порядка (третичное распределение).
2. Контрольная функция финансов.
Данная функция проявляется в контроле за распределением денежных средств на макро- и микроуровне по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Контрольная функция реализуется через деятельность государственных финансовых органов (например, налоговой инспекции) и финансовых служб внутри предприятия. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства.
Глава 2. Роль финансов, как инструмента регулирования экономики
2.1 Анализ государственных финансов в России
Одним из важных элементов государственных финансов является Федеральный бюджет РФ. Проведем анализ динамики изменения расходов Федерального бюджета за 2017 – 2018 гг. в таблице 1.
Таблица 1 – Анализ динамики показателей расходов Федерального бюджета РФ за 2017-2018 гг.[16]
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
Изменение |
|||
млрд руб. |
млрд долл. |
млрд руб. |
млрд долл. |
млрд руб. |
млрд долл. |
|
Общегосударственные вопросы |
1 089,1 |
18,7 |
1 309,4 |
22,5 |
220,3 |
3,8 |
Национальная оборона |
1 037,3 |
17,8 |
950,0 |
16,3 |
-87,3 |
-1,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 332,6 |
22,9 |
1 359,4 |
23,3 |
26,8 |
0,4 |
Национальная экономика |
1,625,2 |
27,9 |
2 246,6 |
38,5 |
621,4 |
10,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
67,0 |
1,1 |
151,7 |
2,6 |
84,7 |
1,5 |
Охрана окружающей среды |
93,1 |
1,6 |
90,6 |
1,6 |
-2,5 |
0 |
Образование |
603,8 |
10,4 |
700,1 |
12,0 |
96,3 |
1,6 |
Культура, кинематография |
98,3 |
1,7 |
106,7 |
1,8 |
8,4 |
0,1 |
Здравоохранение |
437,1 |
7,5 |
532,0 |
9,1 |
94,9 |
1,6 |
Социальная политика |
5 025,2 |
86,2 |
4 692,1 |
80,5 |
-333,1 |
-5,7 |
Физическая культура и спорт |
102,2 |
1,8 |
64,9 |
1,1 |
-37,3 |
-0,7 |
Средства массовой информации |
83,0 |
1,4 |
82,1 |
1,4 |
-0,9 |
0 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
730,3 |
12,5 |
824,3 |
14,1 |
94,0 |
1,6 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
829,3 |
14,2 |
858,3 |
14,7 |
29,0 |
0,5 |
Всего: |
13 153,4 |
225,6 |
13 968,0 |
239,6 |
814,6 |
14 |
При проведении анализа показателей Федерального бюджета РФ можно сделать следующие выводы:
- расходы на общегосударственные вопросы выросли на 220,3 млрд руб.;
- расходы на национальную оборону снизились на 87,3 млрд руб.;
- расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность выросли на 26,8 млрд руб.;
- расходы на национальную экономику выросли на 621,4 млрд руб.;
- расходы на социальную политику снизились на 333,1 млрд.руб..
Одним из важных элементов финансов являются инвестиции. Представим показатели объема инвестиций в недвижимое имущество компаний в таблице 2.
Таблица 2 – Объем инвестиции в недвижимое имущество компаний, млрд.руб. [16]
Вид основных средств |
2000 г. |
2010 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Изменение за период |
|
Абс. |
Отн. |
||||||
В жилища |
132 |
1111,7 |
2014,4 |
2172,8 |
2254,3 |
+2122,3 |
+1607,8 |
В здания (кроме жилых) и сооружения |
502,2 |
3962,8 |
5665,3 |
6069,1 |
6618,1 |
+6115,9 |
+1217,8 |
При анализе показателей объема инвестиций в категорию жилища и категорию зданий и сооружений из таблицы 2 можно сделать выводы о том, что ежегодно объем инвестиций увеличивается, но не наблюдается взаимосвязь с принятием международных стандартов финансовой отчетности. Можно предположить, что рост происходит по причине экономического развития страны в целом.
Для наглядности представим динамику объема инвестиций в недвижимое имущество в виде диаграммы на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика объема инвестиций в недвижимое имущество, млрд.руб. [16]
На рисунке 1 наглядно показано, что ежегодно объем инвестиций увеличивается, но не наблюдается взаимосвязь с принятием международных стандартов финансовой отчетности. Темп роста объема инвестиций в жилища выше темпа роста объема инвестиций в здания и сооружения.
Проведем анализ динамики объема инвестиции в основной капитал в Российскую частную собственность на рисунке 2.
При анализе динамики объема инвестиций в основной капитал в российскую частную собственность из рисунка 2 можно также отметить постоянный рост, который также связан с развитием национальной экономики.
Рисунок 2. Динамики объема инвестиции в основной капитал в Российскую частную собственность, млрд.руб. [16]
Проведем анализ динамики объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности: добыче полезных ископаемых и обрабатывающей промышленности (см.табл. 2).
Таблица 2 - Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности, млрд. руб. [16]
Вид экономической деятельности |
2000 г. |
2010 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Изменение за период |
|
Абс. |
Отн. |
||||||
Добыча полезных ископаемых |
211,4 |
1264 |
2144,8 |
2385,2 |
2830,4 |
+2619,0 |
+1238,9 |
Обрабатывающие производства |
190,2 |
1207,6 |
2084,6 |
2172,6 |
2123,7 |
+1933,5 |
+1016,6 |
При анализе таблицы 2 можно сделать выводы о том, что значительно растут инвестиции в основной капитал предприятий по добыче полезных ископаемых и в обрабатывающие производства.
Для наглядности представим динамику показателей объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в виде диаграммы на рисунке 3.
Рисунок 3. Динамика показателей объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности [16]
До 2017 года наблюдался одинаковый объем и темп роста инвестиций в основной капитал предприятий по добыче полезных ископаемых и обрабатывающих предприятий, но в 2017-2018 годах объем в обрабатывающие предприятия не растет, а в компании по добыче полезных ископаемых стремительно растет. Это говорит об экономическом развитии именно предприятий по добыче полезных ископаемых.
Проведем анализ динамики индексов физического объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в таблице 3.
Таблица 3 – Динамика индексов физического объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в процентах к предыдущему году [16]
Вид экономической деятельности |
2010 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Изменение за период |
|
Абс. |
Отн. |
|||||
Добыча полезных ископаемых |
106,6 |
104,6 |
102,4 |
114,4 |
+7,8 |
+7,3 |
Обрабатывающие производства |
101,5 |
103,4 |
90,6 |
90,2 |
-11,3 |
-11,1 |