Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Сущность и функция финансов).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Финансы в рыночной экономике
1.1. Место и роль финансов в рыночной экономике
1.2. Сущность и функция финансов
Глава 2. Роль финансов, как инструмента регулирования экономики
2.1 Анализ государственных финансов в России
2.2 Недостатки формирования и использования государственных финансов в России
Глава 3. Пути повышения эффективности использования государственных финансов России
3.1 Мероприятия по повышению эффективности использования финансов России
При анализе показателей таблицы 3 можно сделать выводы о том, что наблюдается рост инвестиций в основной капитал в компании по добыче полезных ископаемых и снижение – в обрабатывающие производства.
Представим динамику индексов физического объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в виде диаграммы на рисунке 4.
Рисунок 4. Динамика индексов физического объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности [16]
При анализе динамики индексов физического объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности из рисунка 4 наблюдается снижение индекса у обрабатывающих производств в 2017 году. У предприятий по добыче полезных ископаемых наблюдается значительный рост показателя в 2018 году.
Проведем анализ объема инвестиций в основной капитал по субъектам Приволжского федерального округа в 2018 году (см.табл.4).
Таблица 4 – Объем инвестиций в основной капитал по субъектам Приволжского федерального округа в 2018 г. [16]
Субъект Федерации |
Млн. руб. |
В процентах к предыдущему году |
Приволжский федеральный округ |
2429023 |
92,3 |
Республика Башкортостан |
360946 |
104,2 |
Республика Маpий Эл |
27204 |
65,5 |
Республика Моpдовия |
52854 |
92,2 |
Республика Татарстан |
642494 |
100 |
Удмуртская Республика |
85406 |
101,3 |
Чувашская Республика |
49584 |
82,6 |
Пермский край |
237014 |
96,7 |
При анализе показателей таблицы 4 можно сделать выводы о том, что наибольший процент в предыдущему году объема инвестиций в основной капитал у Республики Башкортостан - 104,2%, а наименьший у Республики Марий Эл – 65,5%.
Представим показатели объема инвестиций в процентах к предыдущему году (см.рис.5).
Рисунок 5. Объем инвестиций в основной капитал в процентах к предыдущему году в 2016 году [16]
При анализе объема инвестиций в основной капитал в процентах к предыдущему году в 2016 году из рисунка 5 можно сделать выводы о том, что наибольший процент у Республики Башкортостан, а наименьший у Республики Марий Эл.
Проведем анализ объема инвестиций в основной капитал по субъектам Приволжского федерального округа в 2018 году на рисунке 6.
Рисунок 6. Объем инвестиций в основной капитал по субъектам Приволжского федерального округа в 2018 году[16]
При анализе рисунка 6 можно сделать выводы о том, что объем инвестиций в основной капитал предприятий Пермского края занимает третье место среди субъектов Приволжского федерального округа, но показатель значительно меньше, чем у Республики Башкортостан и Республики Татарстан.
Проведем анализ факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность в таблице 5.
Таблица 5 - Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционные операции в процентах от общего числа организаций[16]
Факторы, ограничивающие инвестиционные операции |
2000 г. |
2010 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Изменение за период |
|
Абс. |
Отн. |
||||||
Недостаточный спрос на продукцию |
10 |
19 |
23 |
28 |
27 |
+17,0 |
+170,0 |
Недостаток собственных финансовых средств |
41 |
67 |
60 |
61 |
61 |
+20,0 |
+48,8 |
Высокий процент коммерческого кредита |
47 |
31 |
29 |
56 |
56 |
+9,0 |
+19,1 |
Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов Продолжение таблицы 5 |
39 |
15 |
16 |
42 |
46 |
+7,0 |
+17,9 |
Инвестиционные риски |
35 |
23 |
30 |
60 |
50 |
+15,0 |
+42,9 |
Неудовлетворительное состояние технической базы |
18 |
5 |
7 |
18 |
22 |
+4,0 |
+22,2 |
Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал |
8 |
11 |
13 |
22 |
20 |
+12,0 |
+150,0 |
Неопределенность экономической ситуации в стране |
49 |
32 |
34 |
66 |
61 |
+12,0 |
+24,5 |
Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы |
36 |
10 |
11 |
27 |
27 |
-9,0 |
-25,0 |
При анализе таблицы 5 можно сделать выводы о том, что самое большое значение имеет фактор недостатка собственных финансовых средств и неопределенность экономической ситуации в стране. Решение этих проблем может помочь привлечению иностранных инвестиций в российские компании.
В 2018 году наибольший процент организаций был ограничен недостаток собственных финансовых средств – 61% от общего числа компаний.
В 2017 году наибольшее число организаций – 66% - были ограничены неопределенностью экономической ситуации в стране.
Можно предположить, что основным фактором, повлиявшим на ограничение организаций от инвестиционных операций в течение 2017-2018 гг. являлись последствия кризиса 2014-2016 гг.
Представим динамику этих показателей в виде диаграммы на рисунке 7.
При анализе рисунка 7 можно сделать вывод о том, что самое большое значение имеет фактор недостатка собственных финансовых средств и неопределенность экономической ситуации в стране. Рекомендуется разработка мероприятий на национальном уровне по решению этих проблем.
Рисунок 7. Факторы, ограничивающих инвестиционную деятельность [16]
Проведем анализ динамики иностранных инвестиций в экономику России по основным странам-инвесторам в таблице 6.
Таблица 6 - Прямые иностранные инвестиции в экономику России по основным странам-инвесторам, миллионов долларов США[16]
Страна-инвестор |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Изменение за период |
|
Абс. |
Отн. |
||||
Прямые иностранные инвестиции – всего |
22031 |
6853 |
32539 |
+10508,0 |
+47,7 |
Сингапур |
162 |
185 |
16274 |
+16112,0 |
+9945,7 |
Багамы |
3638 |
5108 |
5802 |
+2164,0 |
+59,5 |
Бермуды |
1777 |
2239 |
2551 |
+774,0 |
+43,6 |
Франция |
2224 |
1686 |
1997 Продолжение таблицы 6 |
-227,0 |
-10,2 |
Швейцария |
2472 |
203 |
1842 |
-630,0 |
-25,5 |
Австрия |
841 |
407 |
1071 |
+230,0 |
+27,3 |
Виргинские острова (Брит.) |
3123 |
2374 |
1010 |
-2113,0 |
-67,7 |
Джерси |
-717 |
2122 |
608 |
+1325,0 |
-184,8 |
Швеция |
166 |
122 |
530 |
+364,0 |
+219,3 |
Соединенное Королевство (Великобритания) |
120 |
1112 |
478 |
+358,0 |
+298,3 |
При анализе показателей таблицы 6 можно сделать выводы о том, что значительный рост иностранных инвестиций в 2018 году был обусловлен ростом инвестиций со стороны Сингапура: объем инвестиций полученных от этой страны вырос почти в 100 раз в 2018 году.
Также при анализе стран-инвесторов можно сделать следующие выводы:
- Багамы стали инвестировать на 59,5% больше;
- Бермуды стали инвестировать на 43,6% больше;
- Франция снизила объем инвестиций на 10,2%;
- Швейцария снизила объем инвестиций на 25,5%;
- Австрия повысила объем на 27,3%;
- Виргинские острова (Брит.) снизили объем инвестиций на 67,7%;
- Швеция увеличили объем инвестиций на 219,3%;
- Соединенное Королевство (Великобритания) увеличили объем инвестиций на 298,3%.
Преимуществом инвестиций в экономику России является наличие большого объема и спектра природных ресурсов. По многим направлениям природных ресурсов Россия занимает первое место в мире. Это приводит к росту объема инвестиций в российскую экономику со стороны многих стран.
Представим показатели в виде диаграммы на рисунке 8.
Рис.2.8. Прямые иностранные инвестиции в экономику России по основным странам-инвесторам, миллионов долларов США[16]
При анализе рисунка 8 можно сделать выводы о том, что рост иностранных инвестиций в 2018 году был вызван ростом инвестиций со стороны Сингапура.
2.2 Недостатки формирования и использования государственных финансов в России
При анализе расходов Федерального бюджета РФ был выявлен значительный рост расходов на национальную экономику - 621,4 млрд руб. Возможна разработка мероприятий по снижению объема расходов на национальную экономику.
Рис.2.8. Динамика расходов Федерального бюджета РФ на национальную экономику, млрд. руб. [16]
Среди факторов, негативно влияющих на государственные финансы можно выделить снижение цен на нефть. Доходы от нефтяного сектора на внутреннем и внешнем рынке приносят высокий уровень доходов в Федеральный бюджет. Рассмотрим динамику нефтегазовых доходов Федерального бюджета в таблице 7.
Таблица 7 - Динамика нефтегазовых доходов Федерального бюджета 2018-2019 гг., трлн руб. [16]
Показатели |
янв |
фев |
мар |
апр |
май |
июн |
июл |
авг |
сен |
окт |
ноя |
дек |
2018 год |
661,3 |
628,2 |
570,1 |
630,7 |
684,5 |
760,2 |
749,2 |
817,5 |
800,3 |
920,0 |
959,6 |
836,1 |
2019 год |
680,8 |
686,6 |
626,1 |
729,2 |
697,7 |
701,6 |
661,0 |
624,6 |
600,5 |
Динамика нефтегазовых доходов наглядно представлена на рисунке 2.
Рис. 2.9. Динамика доходов Федерального бюджета РФ от нефтегазовой отрасли, млрд. руб. [16]
Наблюдается резкое увеличение оттока капитала вследствие повышения степени неприятия риска на мировых финансовых рынках. Политические факторы оказывают большое влияние на рынки импорта и экспорта. Мероприятия по запрету на продажу некоторых категорий импортной продукции помогло развить эти рынки внутри страны.
Кризис 2014-2016 годов привел к снижению цен на недвижимость. Уровень цен на недвижимость после завершения кризиса вырос, не достиг докризисного уровня. Эти изменения оказали значительное негативное влияние на национальные экономические показатели и Федеральный бюджет РФ.
Разработаем мероприятия по повышению эффективности формирования и использования государственных финансов РФ в параграфе 3.1.
Глава 3. Пути повышения эффективности использования государственных финансов России
3.1 Мероприятия по повышению эффективности использования финансов России
С целью повышения притока иностранного капитала на российский рынок за счет улучшения повышения имиджа страны на международный рынок возможно проведение следующих мероприятий:
- на внешней арене: налаживание сотрудничества и взаимодействия с новыми странами, принятие международных стандартов в различных отраслях, снижение числа барьеров для мировой торговли;
- на внутренней арене: экологические, социальные, экономические мероприятия с целью повышения национальных показателей.
Примерами таких мероприятий могут стать следующие нововведения:
1. Снижение размера таможенных пошлин на 5% поможет развить зарубежную торговлю российскими товарами и снизить цены на импортную продукцию.
2. Мероприятия на национальном уровне в отрасли экономики устойчивого развития помогут повысить экологические показатели, которые помогут повысить социальные (уровень состояния здоровья населения), а значит уровень трудоспособности населения. В дальнейшем это поможет повысить национальные экономические показатели. Примером такого мероприятия могут стать строительство мусороперерабатывающих заводов. Переработанное сырье также поможет сэкономить ресурсы [13].