Файл: ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА (ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
В-третьих, локальный характер. Правовой обычай действует в определенной местности в отношении сравнительно небольшой группы людей и является своеобразной традицией данной местности. Прослеживается тесная связь обычая с религией.
В-четвертых, санкционированность государством. Для применения правового обычая в обществе требуется признание его юридической силы государством. Право существует только совместно с государством, поэтому обычай может носить общеобязательный характер наряду с другими источниками права, только если государство придаст ему законность. По степени юридической значимости правовые обычаи могут быть основными и дополнительными (субсидиарными).
Таким образом, правовой обычай то определенное и установленное правило поведение. Данное правило поведения устанавливается исключительно государственными структурами. Стоит отметить, что это правило поведение охраняется государством, и им же могут быть внесены определенные санкции.
2.4. Правовая доктрина
Правовая доктрина сегодня может быть представлена не только как учение о праве, но и как официальный документ, систематизирующий принятые в государстве взгляды на правотворчество и политику в той или иной области, а также как результат толкования норм права. При этом функциональная роль правовой доктрины выражается в ее использовании в качестве способа разрешения юридических споров и восполнения пробелов в праве[16].
Правовая доктрина лежала в основании римского, византийского, европейского права вплоть до XVIII века. Узурпация государством, сувереном правотворчества происходит тогда, когда власть сосредоточивается в руках «рабовладельцев и феодалов» - буржуазных парламентов. С этого времени право стало отождествляться с государством и волей суверена, а мнение народа попросту не учитывалось.
Юридическая доктрина представляет собой положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые разрабатываются и обосновываются учеными-юристами и имеют обязательную юридическую силу в тех или иных системах права. Велика роль юридической доктрины как источника права мусульманском праве. Определенная правовая роль отводится ей и в системах общего права.
Данное явление получило свое распространение еще в древнем Риме, где мнения таких юристов как Папиниан, Гай, Павел, Ульпиан и Модестин были признаны обязательными для судей. Начиная с императора Августа работы, данных авторов получили о значение jus respondendi, то есть судья при вынесении решения мог сослаться на мнение одного из вышеуказанных юристов[17]. В дальнейшем данное явление не получило своего развития в качестве самостоятельного источника права. Современные правовые системы, за некоторым исключением, не содержат правил о применении доктрины в качестве источника. Примером может служить Швейцария, в гражданском праве которой предусмотрена возможность в случае возникновения пробела в праве ссылаться на мнения авторитетных ученых-юристов. Иначе обстоит дело в мусульманской системе права, где труды видных ученых правоведов всегда были и до сих пор остаются обычным источником права, на который всегда может сослаться суд.
В России существуют такие нормативно-правовые акты как военная и экологическая доктрина, доктрина об информационной безопасности, которые носят нормативный характер. В то же время место данных нормативных актов в общей иерархии законов страны строго не установлено и, фактически, остается неясным[18]. Гражданский, Семейный, Арбитражно-процессуальный Кодексы признают, что нормы иностранного права определяются при помощи их официального толкования доктриной соответствующего иностранного государства. В статье 38 Статута Международного Суда источником права, который может применять Международный Суд, является доктрина, то есть мнение наиболее квалифицированных юристов в сфере публичного права.
Другими словами, в такой ситуации российским правом признаётся правовая доктрина как источник международного права. Так или иначе, остается неопределённым место правовой доктрины в единой системе источников российского права. Правовая доктрина играет важную роль и может косвенно признаваться в качестве источника права только в силу её фактического признания при создании и формально-юридическом закреплении в законах таких явлений как: принцип права; юридическая дефиниция; толкование норм права Высшей судебной инстанцией; порядок разрешения коллизий; способы оформления юридических документов; юридические презумпции.
Правовые доктрины могут быть классифицированы в соответствии с[19]:
- формой выражения – быть письменными и неписьменными;
- отношением к религии – являться религиозными и светскими;
- сферой применения – доктрины международные и национальные;
- способом санкционирования – обязательные для исполнения и рекомендуемые;
- содержанием – копирующие иные правовые источники или носящие самостоятельное юридическое значение;
- применение в юридической практике правовых доктрин может быть обусловлено такими обстоятельствами как: пробелы, противоречия, неопределённость в позитивном праве; общее принятие доктринальных взглядов сообществом юристов; авторитетность и духовно-культурное основание правовой доктрины.
Таким образом, правовая доктрина - это не только теоретическая форма определенного правопонимания, но и стратегия развития конкретной правовой системы той или иной страны, своеобразная модель, концепция, совокупность приоритетов правовой политики. Именно в таком контексте часто употребляется термин «доктрина». Конкретные рекомендации по формированию правовых систем являются следствием теоретического конструкта правовой доктрины как практической формы его реализации, определяющей ее ценность. В данном контексте правовая доктрина по своему функциональному значению является элементом правовой идеологии.
2.5. Правовой договор
Правовой договор – это установленное соглашение, которое подписано между лицами. Целью правового договора является направление с целью изменения, прекращения или возникновения взаимных обязанностей и прав[20].
Стоит отметить, что лицами, которые участвуют в правовом договоре могут считаться следующие:
- физические лица и физическое лицо.
- юридические лица и юридическое лицо.
- физическое лицо и юридическое лицо.
Законность договора и установленных перед ним целей принято считать самым важным условием. Важно понимать, что предмет и цель договора не могут противоречить установленным договорам.
В современной юридической практике имеются различные виды договоров, которые могут быть заключены в самых различных сферах жизнедеятельности граждан страны. Виды договоров могут быть следующие:
1) Предварительный договор представляет собой установленное соглашение с необходимостью заключить требования будущего. Иными словами это рамочный договор. Такой договор порождает обязанности и права обеих сторон. Рамочный договор определяет общие условия взаимоотношений на обязательственных условиях.
2) Непоименованный и поименованный договор. Такой договор определяется в Гражданском кодексе Российской Федерации, и чаще всего это договор купли – продажи или аутсорсинга.
3) Реальный и консенсуальный договор. В таких договорах говорится не только о согласии сторон, но и процессе передачи предмета имеющегося договора. Например, это может быть договор займа.
4) Смешанный и простой договор. Такие договоры, как правило, говорят только об одном предмете. А вот в смешанных договорах определяются два и более предмета.
5) Безвозмездный и возмездный договор. Основой таких договоров является встречное возмещение обязанностей другой стороной. Чаще всего такие договоры – это договоры купли – продажи.
6) Многосторонний и двусторонний договор. Такие договоры подразумевают использование лизинга, а также иные трехсторонние договоры.
7) Взаимный договор. В таких договорах обязанности и права способны возникать на равных условиях между двумя и более сторонами. Стоит понимать, что такие договоры чаще заключаются в сфере предпринимательства.
8) Непубличные и публичные договоры. Данные договоры могут использовать одинаковые, то есть равные условия, которые способны удовлетворять двухсторонние потребности и прочие требования.
Таким образом, правовой договор – взаимосогласованное волеизъявление двух или нескольких лиц, призванное установить, изменить, а в необходимых случаях, также, прекратить те или иные права и обязанности. Область договорно-правового регулирования в действующем законодательстве упорядочивается специальной подотраслью гражданского права – договорным правом.
2.6. Локальный нормативный акт
Принимаемые в результате локального нормотворчества акты, в системе источников правового регулирования, различаемых в зависимости от юридической силы, обладают наименьшим регулятивным воздействием, распространяя сферу своего правового регулирования исключительно на территорию конкретной организации и состоящих с ней в трудовых правоотношениях лиц. Тем не менее, значение локального установления правовых предписаний чрезвычайно велико, поскольку именно в рамках данной деятельности происходит приспособление норм законов и иных нормативно-правовых актов к потребностям и условиям функционирования конкретного работодателя. При этом соответствующую локальную правотворческую деятельность в отечественной юридической науке принято определять следующим образом:
Локальное правотворчество – такой вид деятельности по разработке и принятию правовых предписаний, сфера действия которых ограничивается предприятием, организацией, учреждением и т.д., и предполагающий самостоятельное осуществление нормотворческих функций непосредственно работодателем, либо с учетом мнения постоянного действующего представительного органа[21].
К предмету регулирования локальных нормативных актов относятся трудовые отношения, а также иные отношения, непосредственно с ними связанные. Одной из особенностей источников трудового права является наличие большого числа локальных норм права, принятие которых предусмотрено общими нормами либо продиктовано волей самого работодателя. В связи с этим, по нашему мнению, можно выделить несколько основных функций локальных нормативных актов.
Безусловно, основной функцией локальных нормативных актов трудового права, как любых других актов, содержащих нормы права, является функция правового регулирования. Локальные нормативные акты содержат локальные нормы права, обладающие всеми признаками общей правовой нормы. Но следует отметить, что локальная норма права, в отличие от общей нормы, имеет специфические особенности, присущие только этой норме. Так, локальная норма права имеет ограниченную сферу действия; конкретизирует общую норму применительно к условиям данного работодателя; распространяется на достаточно узкий круг вопросов, требующих урегулирования. Локальные нормы трудового права регулируют тот же круг общественных отношений в сфере труда, что и общие нормы трудового законодательства, но с учетом их особенностей в условиях конкретного работодателя. Например, норма рабочего времени 40 часов в неделю предусмотрена общей нормой (ст. 91 ТК РФ), а распределение рабочего времени в течение определенного учетного периода (режим рабочего времени), согласно ст. 100 ТК РФ, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя - трудовым договором.
Таким образом, правовое регулирование общественных отношений с помощью локальных норм работодателя можно рассматривать как дополнение и конкретизацию общей нормы.
Пределы локального нормотворчества как регулятивной деятельности работодателя законодательством не определены. При характеристике этих пределов работодатели пользуются неким положением, не закрепленным нормативно, но вытекающим из правового статуса субъектов трудового отношения и социальной направленности трудового права в целом, допускающих любое изменение диспозитивных норм трудового законодательства в целях улучшения положения наемных работников. Конкретизация общей нормы в содержании локального нормативного акта не должна ущемлять прав работников и препятствовать реализации установленных законом гарантий. Но в правоприменительной деятельности в последнее время нередко встречаются локальные нормативные акты, в которых имеет место ограничение прав работников, не установленных действующим законодательством (например, установление запретов на курение, разговоры личного характера по телефону и между работниками, употребление пищи на рабочем месте, на ношение одежды и аксессуаров определенного вида, установление требований к макияжу и т.д.).
В развитие конкретизирующей функции локальных нормативных актов можно выделить еще одну смежную с ней функцию - повышения установленных государственных гарантий трудовых прав работников. В локальных нормативных актах работодателя могут предусматриваться нормы, повышающие уровень установленных законом гарантий трудовых прав работников.
Таким образом, под локальным нормативным актом понимается документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами (например, коллективный договор и т.п.). В процессе регламентации отношений в сфере труда, наряду с указанными функциями локальных нормативных актов, можно выделить и такие, как управленческая, организационная, производственная, образовательная, воспитательная и другие.
Заключение
Современное развитие законодательства в России придает особую актуальность выбору форм законодательных и иных правовых актов, а также их сопоставлению и соотношению. Накопление громадного нормативного материала обостряет проблему согласованности норм и отраслей законодательства, их доступности для граждан и правового применения. В юридической литературе тема «источники права» рассматривается довольно широко и подробно. При всей разработанности вопроса, разнообразие точек зрения говорит о спорности и неоднозначности вопроса.