Файл: ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА (ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В юридической литературе представлено много классификаций источников права по различным основаниям, рассмотрим некоторые из них. Многие исследователи предлагают классифицировать источники права по их значимости или, как они указывают, по юридической силе.

Классифицировать можно как:

- нормы международного права, к которым присоединилась Российская Федерация. Они обладают большей юридической силой, чем внутренние законы страны.

- законы, обладающие вышей юридической силой. Они принимаются главными законодательными органами власти страны и ее субъектов. Законы также можно разделить на конституционные, кодифицированные, текущие.

- подзаконные акты. Среди них можно особенно выделить Указы Президента РФ, которые вносят конкретику, разъяснения в спорные вопросы, которые закреплены законами. Дополнительные меры социальной защиты, сроки их выполнения обычно оговариваются в Постановлениях Правительства РФ.

Многие исследователи разделяют источники права в зависимости от территориального охвата действия на:

- федеральные, которые действуют на всей территории страны, к ним можно отнести законы федерального значения.

- нормативно-правовые акты регионального действия, которые применимы для территории отдельного субъекта России.

- акты местного уровня, которые применимы для территории конкретного муниципального образования.

- локальные нормативные акты, действующие в рамках определенного учреждения.

Также можно привести классификацию, которая делит источники права в зависимости от круга субъектов правоотношений на общие, которые применимы ко всем субъектам права, и специальные, которые применимы лишь для отдельных субъектов правоотношений.

Если рассматривать классификацию источников права в зависимости от формы, то можно представить следующее деление:

Правовой обычай, который в историческом понимании сформировался первым. Для российской национальной системы права роль правового обычая как источника права очень мала.

Судебный прецедент как одна из форм источников права получил признание еще в Древнем Риме. Одним из основных источников национального права в современном мире он стал в США, Англии, Австралии и Канаде. Для российской национальной системы права данная форма источника права является незначительной.

Нормативно-правовой договор является одним из основных источников как международного, так и национального права.

Нормативно-правовой акт выступает основным источником российской системы права. Так же он используется как основной источник права в большинстве стран мира.


Помимо основных источников права в юридической литературе принято выделят второстепенные, такие как:

- юридическая доктрина, которая широко применяется как источник мусульманского права;

- общие принципы права, которые имеют влияние на все континентальные национальные системы права.

Таким образом, можно сказать, что под источником права в юридической науке является специальный правовой термин, обозначающий способ, внешнюю форму воплощения и закрепления юридических норм. В нем граждане берут общеобязательные правила поведения, используют и применяют их.

ГЛАВА 2. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

2.1. Нормативно-правовой акт

Нормативно-правовой акт стал новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых инструментах. Его отличием от обычая, который по мере развития общества потерял роль единственного источника права, стало то, что его нормы стали записываться, а не сохраняться в памяти. Его формулировки стали более четкими и удобными в использовании.

Нормативно-правовой акт издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания нормативно-правовой акт строго регламентирован.

Нормативные правовые акты в России в зависимости от сферы действия делятся на общефедеральные, субъектов Федерации, органов местного самоуправления, локальные. В зависимости от срока действия различают акты неопределенно длительного действия и временные. В зависимости от юридической силы нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям (табл.1.1.).

Таблица 1.1.

Классификация нормативно-правовых актов

Содержание

Признак

По субъекту

государственный орган

общественные организации

референдум

По сфере их распространения

Федеральные нормативно-правовые акты

Акты субъектов РФ

Акты муниципальных органов

локальные правовые акты организаций, учреждений

По времени действия

акты, принятые на неопределенное длительное время

акты временные (на определенный период)

По юридической силе

Значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования


В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

Нормативно-правовому акту присущи следующие признаки[11]:

- издается компетентным государственным органом либо непосредственно народом с соблюдением определенных процедурных правил;

- носит государственно-властный характер;

- охраняется государством; наделен юридической силой;

- имеет документальную форму;

- является частью системы права.

В наши дни нормативно-правовой акт является самой удачной формой выражения правовых норм и самым распространенным способом доведения этих норм до граждан. Нормативно-правовой договор является официальным письменным документом, который исходит от компетентного органа и содержит решение об установлении, изменении либо отмене правовых норм.

Можно сказать, что законы как основные, главенствующие нормативно-правовые акты очень тесно связаны и взаимодействуют с другими нормативно-правовы­ми актами. На основе законов и в развитие содержащихся в них положений издаются постановления Правительства Российской Федерации. Они принимаются по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культур­ного строительства и, согласно Конституции (наряду с распоряжениями Правительства, имеющими, как правило, индивидуальный характер), «обязательны к исполнению в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 115). g случае противоречия постановлений и распоряжений Правительства Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента они «могут быть отменены Президентом Российской Феде­рации» (ч. 3 ст. 115)[12].

В рамках действующей Конституции и федеральных законов издают­ся также указы Президента Российской Федерации, содержащие в себе правила общего характера. Вместе с распоряжениями Президен­та, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, «обязательны для исполнения на всей территории Российской Федера­ции» (ч. 2 ст. 90). Они издаются по вопросам, отнесенным Конституци­ей к компетенции Президента Российской Федерации (ст. 80-89)[13].

Наряду с названными нормативно-правовыми актами на основе дейст­вующих законов издаются и другие аналогичные им по своему характеру акты. На уровне Федерации – это акты центральных органов испол­нительной власти (министерств, государственных комитетов, ведомств). На уровне субъектов Федерации - это республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления прави­тельств республик, другие нормативные акты республиканских орга­нов исполнительной власти. К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов Федерации, Конституцией Российской Федерации отнесе­ны уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектов Федерации, а также нормативные акты, издаваемые орга­нами государственной власти городов федерального значения (Моск­вы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных округов.


Следует четко отличать нормативные правовые акты от индивидуальных правовых актов, например, распоряжений Президента, которые не содержат в себе нормы права, а являются актами применения права к конкретным жизненным случаям. Нормативные акты носят общий характер и рассчитаны на неоднократное применение. Также необходимо разграничивать нормативные акты от таких актов толкования права, как Постановление пленума Верховного суда РФ, которые не содержат правовых норм, а лишь разъясняют смысл уже имеющихся норм права. 

2.2. Юридический прецедент

Прецедент известен человечеству с древнейших времен. Он был известен еще в Древнем Риме, но широкое распространение получил в Англии эпохи завоевания ее Вильгельмом. В тот период отдельные суды регионов начали выносить свои собственные решения по различным правовым вопросам.

Сегодня в России главным и единственным источником права в России был и остается нормативно-правовой акт, в отличие от стран англо-саксонской системы права (США, Великобритания), в которых источником права остается прецедент. На сегодняшний день в странах данной системы права он составляет около пятидесяти процентов от общего числа других источников. Законы также используются в правовом регулировании, но в меньшей степени. В данной системе также применяются и обычаи, но они, тем не менее, носят второстепенное значение. Прецедентной семье присуща прагматичность, то есть любое дело доводится до конца, даже если отсутствует норма, регулирующая данный вопрос.

В отличие от России в Англии прецедент является одним из основных источников. В англосаксонскую семью права входит Великобритания и иные страны, входившие в колониальную систему Британии (США, Австралия, Канада и т.д.). Это право развивалось не теоретиками, а практиками – судьями, выносившими свое решение по конкретным правовым вопросам[14].

Главной целью при функционировании юридического прецедента остается выявление сути правовой позиции по конкретному делу, полноценное логичное и последовательное обоснование этой позиции, а также выработка судебной практики, которая бы содержала обоснованные ссылки на такую позицию для перечня аналогичных дел. Преимуществом судебного прецедента является тот факт, что суд при рассмотрении каких-либо дел обязательно сталкивается с очевидными пробелами и двусмысленностями в законодательстве. Выведение в такой ситуации нового и оригинального правового решения судом самостоятельно освобождает его от обязанности следовать нормам права в тех случаях, когда это становится нерационально или даже невозможно.


На сегодняшний день в России таких ситуациях суд должен применять аналогию права или же аналогию закона, таким образом устраняя возникшую правовую коллизию. Прецедент в России В российском судейском сообществе споры об обоснованности существования прецедента и включении его в перечень источников права не утихают и по сей день.

Фактически, в России прецедентного права как такового не существует, однако имеют место решения Конституционного суда и Верховного суда, смысл и значение которых являются обязательными для правоприменительной практики. Если Конституционный суд выносит свое определение, которым какой-либо закон признается не соответствующим Конституции РФ, то такой закон не подлежит применению. Также в своих определениях Конституционный суд вправе давать толкование применению тех или иных норм права, в том числе в их взаимосвязи. Такое толкование также должно быть обязательным для правоприменителей, однако на практике суды, следователи и прокуроры зачастую игнорируют такие «толкования», так по инертности своего мышления не считают их полноценным источником права.

Также в российской системе правосудия большое значение имеют постановления пленума Верховного суда по различным проблемам судебной практики. В случае, если решение суда не соответствует позиции, высказанной в пленуме Верховного суда, то такое решение подлежит отмене.

2.3. Правовой обычай

Правовым обычаем является неписаное правило поведения, которое сложилось в результате его фактического и многократного применения в течение длительного времени и которое признается государством в качестве общеобязательного правила.

Правовой обычай является исторической формой права. Этот источник права характеризуется рядом черт, которые отличают его от других источников права[15]:

Во-первых, продолжительность существования. Эта черта говорит о том, что обычай формируется постепенно, и чтобы обычай приобрел силу, должно пройти определенное время с момента его возникновения. Обычай закрепляет в себе то, что создавалось в течение длительного времени в обществе, он отражает общие позитивные моральные ценности народа, а так же разные предрассудки и расовые разногласия. На смену устаревшим обычаям всегда приходят новые, более приспособленные к окружающей действительности.

Во-вторых, устный характер. Эта особенность отличает правовой обычай от других источников права и заключается в том, что он сохраняется в сознании народа и передается в устной форме из поколения в поколение. Формальная определенность. Ее особенность состоит в том, что правовой обычай, существующий в устной форме, требует более или менее точной определенности его содержания: ситуации, в которой он применяется, круга лиц, на которых распространяется, последствий, которые следуют в результате его применения.