Файл: ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА (ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлено местом источника российского права в правовой науке и практике. Несмотря на долгую историю рассмотрения данного понятия, а сам термин «источник права» появился еще во времена Древнего Рима, до сих пор существуют разногласия по многим вопросам и нет однозначного понимания самого явления.
Во-первых, в материальном смысле – это то, что вызывает к жизни право, что влияет на его изменение, развитие, появление одних норм и отмирание других;
Во-вторых, как источник познания права. Под ними понимаются памятники права, действующее законодательство, судебная практика, юридическая литература и другое;
В-третьих, источник права понимается в узком или собственно юридическом значении как внешняя форма выражения права.
Все это делает тему курсовой работы актуальной и злободневной, так как при всей разработанности темы, современные авторы не пришли к единому мнению по поводу источников права современной России.
Целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение понятия и видов источников права на современном этапе развития. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи
- Рассмотрение понятия «источники права».
- Раскрытие источника права как внешней формы выражения правотворческой деятельности государства
- Характеристика различных видов источников права в современной России (с точки зрения различных авторов).
Разработанность темы. До революции различные аспекты проблемы источников российского права нашли свое отражение в трудах Н.М.
Коркунова, П.А.Сорокина[1] и многих других исследователей.
В советский период исследование данного вопроса занимались Алексеев С.С.[2], Васильев А.М.[3], и другие ученые.
В современной правовой науке проблемы, связанные с источниками отечественного права, разрабатывались такими исследователями, как Матузов Н.И., Малько А.В.[4], а также многими другими.
Существуют работы, посвященные отдельным источникам российского права – нормативным правовым актам (например, Шарабанов С.В.[5]), нормативным правовым договорам и правовым обычаям (например, Скачков А.Е.[6]).
Объектом исследования выступает российское право, как сложная система, все еще формирующаяся и имеющая множество противоречий.
Предметом исследования являются реально действующие источники российского права на современном этапе.
В процессе работы использовались системный, сравнительный, статистический, конкретно-социологический и иные методы исследования.
Новизна исследования состоит в том, что оно представляет собой попытку комплексного исследования общего понятия «источник права», что позволит на практике быстрее ориентироваться в их признаках и специфике.
Нормативную базу исследования составили уголовное законодательство, а также учебная литература и статьи периодической печати.
В структурном плане курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
1.1. Понятие источников права
Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которого воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте и становится обязательной для исполнения.
Под источником права в юридической науке обычно понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающих нормы права. Органы, которые в ходе своей деятельности создают источники права[7]:
- Федеральное Собрание (парламент) – он принимает законы и постановления;
- Президент как глава государства издает указы и распоряжения;
- Правительство Российской Федерации – издает постановления и распоряжения;
- субъекты Российской Федерации – принимают законы и иные нормативно-правовые акты.
Источник права представляет собой способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Источники права составляют систему права в целом.
Воля государства выражается в виде особых правил поведения, особо санкционированных государством, то есть в правовых нормах, которые распространяются на широкие слои населения.
Однако в теории существует несколько мнений относительно того, что является источником права. Структуру состава и системы источников права, которые существуют в различных странах, что определено историческими факторами, а также особенностями правовой системы каждого конкретного государства. В частности, выделяется англосаксонская, романо-германская, социалистическая и иные правовые системы). Все правовые системы отличаются от иных. Например, романо-германская основывается на писаных источниках права. Англо-саксонская или прецедентная система права положила в основу правовой прецедент, то есть судебное решение по конкретному делу, по аналогии с которым различается принятие решений.
Всю совокупность действующих нормативных актов можно представить в виде пирамидального здания (рис. 1.1.).
Рис.1.1. Пирамидальная нормативных актов как система источников права России
На его вершине располагается федеральная Конституция, которая обладает безусловным верховенством во всей правовой системе, снабжена механизмами, позволяющими придать требованию конституционности (соответствия всех действующих нормативных актов Конституции РФ) реальный характер[8].
Национальная система права имеет федеральный характер, в нее входит вся совокупность актов, принимаемых и действующих как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. С учетом этого рассматриваемой пирамидой охватывается и законодательство субъектов Федерации:
- конституции республик,
- уставы краев, областей, городов федерального значения,
- законы, принимаемые законодательными органами субъектов Федерации,
- акты глав администраций и др.
Кроме того, этой системой охватываются:
- акты референдума (в тех случаях, когда принимается акт, содержащий правовые нормы);
- договорное право (нормативно-правовые, внутрифедеральные договоры, коллективные соглашения);
- международные договоры, общепризнанные нормы и принципы международного права согласно ст. 15 Конституции РФ также признаются частью российской правовой системы, т.е. применяются непосредственно, не требуя имплементации;
- обычное право (правовые обычаи, включая и конституционные);
- судебное прецедентное право.
Следует подчеркнуть, что не любой государственный правовой акт может быть источником права, а только тот, который содержит нормы поведения, общие правила, другими словами, представляет собой нормативный акт.
Примечательно отметить, что содержанием современного права является совокупность правил и систем общественного и государственного поведения. А вот внутренней формой могут считаться определенные способы процесса образования каждой правовой нормы, и их правовые объединения. В результате этого выделяется внешняя форма, то есть так называемый источник права, в виде совокупности государственной воли, выраженный при помощи его документирования. Современный источник права различает самые разнообразные смыслы:
Во-первых, это материальный смысл. Как правило, это определенные материальные условия, которые отражают потребности людей и условия жизни общественности на территории одной страны.
Во-вторых, это идеологический смысл. В таком смысле определяются доктрины, правосознание и мораль, а также их измененные формы.
В-третьих, это формально – юридический смысл. Здесь необходимо говорить о способах внешнего выражения и процессов закрепления норм государственного права.
Выделяют ряд особенностей в источниках права[9]:
- нормативность, то есть закрепленность в определенных нормах права;
- определенность, которая предполагает четкость прописанных позиций, невозможность двойной трактовки;
- обязательность применения для всех участников правоотношений;
- всеобщность, то есть охватывает все субъекты и объекты права;
- устойчивость или неизменность в зависимости от времени и обстоятельств;
- прочность или как некоторые ученые указывают непоколебимость.
Источником права, а также его формой могут считаться объективные правила поведения, которые могут быть установлены объективными причинами. Такие причины должны быть признаны не только государством и его государственными структурами, но и обществом. Все правила, которые созданы обществом, поступают на одобрение в государственные структуры и только после этого они могут являться принятыми и используемыми на территории Российской Федерации.
1.2. Классификация источников права
Для успешного осуществления своих функций право, так же, как и государство, должно иметь внешнее выражение. Это внешнее выражение права в отечественной и зарубежной литературе в одних случаях называется формой права, в других случаях – источниками права, а в-третьих – и формой, и источниками одновременно. Анализируя юридическую литературу и правовую жизнь разных стран, мы можем прийти к выводу, что в мире существовало и продолжает существовать большое количество источников права.
Различают следующие источники права[10]:
- материальный;
- идеологический;
- формальный (юридический) смысл.
Первая категория предусматривает наличие общественных отношений в материальном смысле этого слова, то есть касающиеся имущественных отношений, сферы собственности и т.д.
Вторая категория характеризует наличие правосознания и правовой культуры. Сюда относится как правосознание законодателей, так и народа, ведь указанные субъекты играют важную роль в формировании права.
Третья категория рассматривает источники права в качестве способа закрепления и существования норм права.
Также ученые говорят о существовании источников права в историческом и политическом смыслах, в частности, сюда относили различные источники права, именно памятники права (Законы Ману), а также некоторые рассматривают государство в качестве политического смысла. В качестве видов источников права можно назвать следующие:
- правовой обычай выступает в качестве неписанного правила поведения, которое сложилось вследствие длительного времени, впоследствии признаваясь общеобязательным;
- нормативный правовой акт – писаный акт, содержащий в своем содержании нормы права. Нормы права при этом представляют формально-определенные общеобязательные правила поведения, санкционированные в соответствующей форме государством; прецедент – судебное решение по какому-либо делу. Прецеденты являются источником права не во всех странах, а только в тех, где действует прецедентная система права.
В странах с романогерманской системой права не действует данный источник права. Что интересно, в России также не действует прецедентная система права, однако существует принцип «единообразия правоприменительной практики». договор нормативного содержания – его основное отличие от иных видов договоров в том, что он содержит нормы права, то есть правила общего характера, общеобязательные для всех. При этом нормативный договор должен соответствовать условиям, которые применяются к обычным договорам. Для того, чтобы договор был действительным, требуется согласие двух и более лиц на его заключение, взаимное познание своей воли и возможность ее реализации. юридическая наука – доктрина. Не все правовые системы рассматривают данный источник как источник права, так как по сути, наука не создает новых норм права, ее субъекты обладают лишь определенной законодательной инициативой по внесению предложений о совершенствовании норм права.