Файл: Проблемы независимости центральных банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 383

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно четвертому тот критерию (законодательное от закрепление ипри непротиворечивость целей раз деятельности центрального на банка), если обеспечение стабильности ли цен является да по закону во главной или раз единственной целью для деятельности ЦБ, да то его но независимость по под четвертому критерию высокая. Если для же перед же Центральным банком из ставятся дополнительные, до но несовместимые мы с указанной что целью задачи мы (например, финансированиевы программ развития, они бюджетного дефицита, что помощь несостоятельнымраз предприятиям и до регионам), его это независимость по так данному критерию кто ниже.

Пятый что критерий – это вот усложненный порядок это изменения и от стабильность правового где регулирования статуса что центрального банка. для За 14 под лет в от нашей странебез были приняты раз три редакции по закона о под Центральном банке чем (в 1990, ну 1995 и мы 2002 гг.), до не считая ни постоянных изменений до и дополнений. чем Кардинальных изменений, да касающихся статуса бы Банка России, он в 2002 во г. принято вот не было: вот он некак признан, как вы предлагалось, государственным ну учреждением и ну не подчиненпод правительству. Однако во некоторые поправки он не в как пользу независимости что Банка России это все же ну имели место. сам Например, теперь бы допускается изъятие из и обременение до имущества Банка за России без там его согласия сам в случае уже принятия соответствующего еще федерального закона. во Вопрос о из юридическом итам экономическом статусе кто Банка России за по-прежнему за остается открытым.мы Несогласованность некоторых что положений Конституции чем РФ, Гражданскогопри кодекса и это закона о они Банке России по оставляет возможность, сам как для но теоретических споров, ли так и ли для внесения во изменений в так законодательство.

Что касается шестого критерия (отсутствие представителей государственных вы органов в при органах управления от центрального банка), вы то можнораз отметить, что так по новому он закону Совет вот директоров лишился ни статуса высшеготам органа управления до Банка России же и фактически кто по основным где вопросам деятельности без находится в уже подчинении Национального они банковского советатак (НБС). Председателем ни НБС является для министр финансов раз (он же со вице-премьеруже правительства), а за в состав раз НБС входят со представители Федерального из собрания, правительства это и президента. это Таким образом, тот по шестому на критерию Банк при России – это со структура, полностью чем подконтрольная государственным под органам законодательной же и исполнительной чем власти.[17]


С седьмым критерием в России дела также обстоят не вполне благополучно (жесткие ограничения по кредитованию правительства и государственного сектора). Несмотря на то, что закон запрещает банку России предоставлять кредиты правительству для финансирования дефицита федерального бюджета, лазейка все же остается. Исключение сделано для случаев, когда такое финансирование предусмотрено законом о бюджете. С 1995 г. покрытие бюджетного дефицита за счет средств Банка России предусматривалось трижды: в 1998, 1999 и 2000 гг.[18]

По поводу восьмого критерия, или осуществления функций банковского надзора (неприкосновенность резервов центрального банка): Банк России накопил огромные золотовалютные резервы, объем которых продолжает увеличиваться. Судьба этих 90 млрд. долл. волнует очень многих. Благими намерениями направить золотовалютные резервы на развитие национальной экономики прикрывается стремление сторонних организаций поставить эти средства под свой контроль и использовать их по собственному усмотрению. Возможность «ограниченного использования» резервов Банка России уже мало кем ставится под сомнение.

Периодически имеют место попытки ограничить полномочия Банка России по девятому критерию (осуществление функций банковского надзора) – в части осуществления функций надзора за деятельностью кредитных организаций или передать их другому государственному ведомству. Функция Банка России по лицензированию аудиторских фирм уже отошла Министерству финансов, которое в тот момент было даже не готово к исполнению новых полномочий.

Таким образом, ограничив независимость Центрального банка по многим аспектам его деятельности, государство, тем не менее, не снимает с него ответственности за состояние денежно-кредитной сферы и экономики в целом.

По результатам анализа можно сделать следующие выводы.

1) Степень независимости центральных банков в различных странах различна. Есть центральные банки, 100 % капитала которых принадлежит государству, как, например, в Великобритании, Германии, Франции, России, Дании и Нидерландах. Есть акционерные, например, в США 100 % капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков - членов ФРС, в Италии 100 % капитала ЦБ принадлежит банкам и страховым компаниям. В Японии 55 % Центрального банка находится в собственности государства и 45 % - частных лиц, в Швейцарии – 57 % - в собственности кантонов и 43 % - частных лиц.

2) Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично–правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Ограничив независимость Центрального банка по многим аспектам его деятельности, государство, тем не менее, не снимает с него ответственности за состояние денежно-кредитной сферы и экономики в целом.


Заключение

Унифицированного определения независимости центрального банка в экономической литературе не сложилось. Независимость центрального банка – в экономической литературе институциональная характеристика центрального банка, описывающая степень его свободы от прямого политического или правительственного влияния при проведении денежно-кредитной политики. Центральный банк обладает собственным бюджетом, не зависящим от расходов правительства и государственного бюджета. Все вместе это обеспечивает самостоятельность при принятии решений, за которые центральный банк несет ответственность перед парламентом и обществом.

Выделяют политическую независимости центрального банка и его экономическую независимость. Политическая независимость – это способность центрального банка выбирать конечную цель денежно-кредитной политики, такую как инфляция или уровень экономической активности. Экономическая независимость представляет собой способность центрального банка выбирать инструменты для достижения своих целей. Также выделяют две формы независимости денежных властей. Первая представляла собой независимость цели деятельности общественного института.  Вторая представляет собой независимость инструмента экономической политики. Выделяют операционную независимость и независимость денежно-кредитных инструментов.

Независимость центрального банка – в экономической литературе институциональная характеристика центрального банка, описывающая степень его свободы от прямого политического или правительственного влияния при проведении денежно-кредитной политики. Под независимостью обычно понимают способность центрального банка самостоятельно принимать решения по денежно-кредитной политике, не подвергаясь влиянию других заинтересованных лиц, которых довольно много: от министерств, которые хотят недорогого рефинансирования для своих отраслей, до банкиров, желающих избавиться от пристального надзора.

Для сравнения независимости центральных банков таких государств, как Российская Федерация, США и стран Евросоюза, можно использовать GМТ-индекс. Данный индекс включает в себя два индекса (политической и экономической независимости). Политическая независимость (целевая независимость) центрального банка заключается в законодательно возможном избрании руководства независимо от исполнительной власти, т.е. его структура и иерархия, в выборе конечной цели денежно-кредитной политики, а также взаимодействия и взаимоотношения банка с органами государственной власти. Экономическая независимость это возможность использования банком имеющихся в его распоряжении методов денежно-кредитной политики, возможности предоставлять кредиты правительству, ответственность за банковский сектор экономики и порядок финансовой отчетности. Максимальное значение GМТ-индекса независимости центральных банков равно 16. Оценка GMT-индекса независимости центральных банков показала, что Европейский центральный банк наиболее независим, далее Федеральная резервная система США, что же касается Центрального Банка РФ, то значение индекса показывает зависимость, ведь он в два раза меньше значения абсолютной независимости. Центральные банки не могут быть полностью независимы от правительства. Независимость центрального банка это средство для достижения основных целей центрального банка и эффективная денежно-кредитная политика. Повышение независимости центрального банка в большинстве случаях сопряжено с улучшением макроэкономических показателей, следовательно, с улучшением экономической ситуации, с более низкими темпами роста инфляции.


Степень независимости центральных банков в различных странах различна. Есть центральные банки, 100 % капитала которых принадлежит государству, как, например, в Великобритании, Германии, Франции, России, Дании и Нидерландах. Есть акционерные, например, в США 100 % капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков - членов ФРС, в Италии 100 % капитала ЦБ принадлежит банкам и страховым компаниям. В Японии 55 % Центрального банка находится в собственности государства и 45 % - частных лиц, в Швейцарии – 57 % - в собственности кантонов и 43 % - частных лиц.

Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично–правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Ограничив независимость Центрального банка по многим аспектам его деятельности, государство, тем не менее, не снимает с него ответственности за состояние денежно-кредитной сферы и экономики в целом.

Список использованных источников

  1. Ахметчина А. В. Независимость центрального банка в системе факторов долгосрочного экономического роста // Финансы, денежное обращение и кредит. – 2019. - № 1. – С. 42-49.
  2. Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России. – М.: Спарк, 2017. – 350 с.

Бычков А. А. Влияние государства на национальную денежную систему // Молодой ученый. – 2018. – №19. – С. 365-367. – URL https://moluch.ru/archive/99/22151/ (дата обращения: 23.12.2019).

  1. Дуздибаева А.С. Проблема независимости центральных банков // Молодой ученый. – 2015. – № 18. – С. 255-258.
  2. Крупнов Ю. С. О сущности, функциях и некоторых тенденциях развития центральных банков // Финансы и кредит. – 2018. – № 15. – С. 85-90.
  3. Кучер В.И. Проблема независимости центральных банков. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 48-52.
  4. Мнацаканян Р. А. К вопросу о независимости центральных банков // Деньги и Кредит. – 2018. - № 8 – С. 75–76.
  5. Моисеев С.Р. Независимость Центрального Банка // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2019. – № 2. – С. 2-17.
  6. Навой А. В. Роль и место центрального банка в системе государственной власти: подлинная независимость или мнимая // Финансы и кредит. – 2019. – № 5. – С. 7–15.
  7. Независимость центральных банков – это миф // https://test.gazeta.ru/growth/2014/10/31_a_6283857.shtml.
  8. Петрова О. М. Особенности взаимоотношений центрального банка Российской Федерации с органами государственной и исполнительной власти [Текст] // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар: Новация, 2016. – С. 57-59. – URL https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9143/ (дата обращения: 23.12.2019).

Полякова А. А. Правовой статус центральных банков межнациональных союзов через призму их прав, обязанностей и элементов независимости деятельности [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 43-46. – URL https://moluch.ru/conf/law/archive/223/11089/ (дата обращения: 23.12.2019).

Почему растет давление на центральные банки // https://econs.online/articles/opinions/pochemu-rastet-davlenie-na-tsentralnye-banki/.

  1. Правовой статус и функции Банка России // https://cbr.ru/today/bankstatus/.
  2. Трунин П. В. Анализ независимости центральных банков РФ, стран СНГ и Восточной Европы. – М.: ИЭПП, 2018. – 76 с.

Центральный банк (ЦБ) // https://www.masterforex-v.org/wiki/central-bank.html.

Черемисов Д. И. Использование инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе // Молодой ученый. – 2018. – №13. – С. 466-469. – URL https://moluch.ru/archive/93/20549/ (дата обращения: 23.12.2019).

Шелков Н. А. Анализ правового положения Банка России в финансовой системе РФ и пути его развития // Молодой ученый. – 2017. – №41. – С. 134-136. – URL https://moluch.ru/archive/175/45920/ (дата обращения: 23.12.2019).

Приложение 1

Таблица 1

Ранжирование стран по индексу независимости центрального банка

Место

Страна

Кадровая

независимость

Политическая

независимость

Экономическая

независимость

Сводный индекс незави

симости

1

Еврозона

2,5

3,66

1

7,16

2

Финляндия

2,5

3,66

1

7,16

3

Швеция

2,75

3,16

1

6,91

4

Венгрия

1,91

3,66

1

6,57

5

Швейцария

2,08

3,33

1

6,41

6

Италия

2,16

3,16

1

6,32

7

Греция

1,91

3,16

1

6,07

8

Австрия

1,66

3,16

1

5,82

9

Чехия

1,58

3,16

1

5,74

10

Франция

1,5

3,16

1

5,66

11

Германия

1,5

3,16

1

5,66

12

Португалия

1,5

3,16

1

5,66

13

Нидерланды

2,41

3,16

0

5,57

14

Словакия

1

3,5

1

5,5

15

Люксембург

1,25

3,16

1

5,41

16

Ирландия

1

3,16

1

5,16

17

Аргентина

1,25

2,83

1

5,08

18

Исландия

1,75

3,33

3

5,08

19

Дания

2,16

2,83

0

4,99

20

Новая Зеландия

1,83

2,16

1

4,99