Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Исследование внешней и внутренней среды ООО "Макдоналдс").pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 322
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации
2. Методы анализа внутренней и внешней среды организации
2.1 Методы анализа внутренней среды организации
2.2 Методы анализа внешней среды организации
3. Исследование внешней и внутренней среды ООО "Макдоналдс"
3.1. Общая характеристика ООО "Макдоналдс"
3.2. Анализ и оценка внутренней и внешней среды ООО "Макдоналдс"
3.3. Практические рекомендации по совершенствованию деятельности ООО "Макдоналдс"
Источник: составлено автором
Для определения общей оценки по каждому фактору умножим балльную оценку характеристики на коэффициент значимости
Далее найдем сумму значений по каждому фактору и разделим ее на количество факторов (найдем среднее значение). Таким образом, уровень нестабильности внешней среды «Макдоналдс» оценивается в значение, равное 2,47, что означает, что компании необходимо использовать метод долгосрочного планирования.
Рассмотрим влияние факторов ближнего окружения на деятельность «Макдоналдс» таблица 3.2.
Таблица 3.2
Влияние факторов ближнего окружения на деятельность «Макдоналдс»
Фактор внешней среды |
Содержание фактора |
Влияние на систему |
1. Влияние потребителей |
Группы потребителей: - физические лица; - юридические лица |
От потребностей покупателей зависит как ассортимент, так и, в конечном счете, прибыль «Макдоналдс» |
2. Влияние конкурентов |
Предприятия города |
Компания вынуждена следить за деятельностью конкурентов, проводить анализ их деятельности. |
3. Влияние поставщиков |
1. Поставщики товарной 2. Поставщики расходных |
Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию, от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество продукта. |
Источник: составлено автором
Как видно из таблицы 3.2, наиболее весомыми факторами среды прямого воздействия на «Макдоналдс» выступают потребители и конкуренты. Влияние потребителей стимулирует «Макдоналдс» постоянно совершенствовать качество обслуживания, расширять (или изменять ассортимент, реагировать на проявления внешней среды изменениям ценовой политики, используемых средств коммуникации).
Для дальнейшего развития компания должна разработать стратегию, направленную на увеличение спроса и расширение рынка путем расширения ассортимента, улучшения качества продукции, а также продажи франшизы в регионы. Помимо этого, необходимо пересмотреть кадровую политику, так как текучесть кадров плохо отражается на качестве продукции. Так же положительно отразится на развитии компании оказание сопутствующих услуг (доставка товаров).
Пять сил конкуренции влияют на цены, которые может устанавливать фирма, на издержки, которые придется ей нести, на размер капиталовложений, необходимых для конкуренции в данной отрасли, определяют предельный размер прибыльности отрасли. Чем слабее силы конкуренции, тем больше возможностей для получения прибыли. Цель корпоративной стратегии фирмы - определить позицию в отрасли, где фирма будет менее уязвима по отношению к пяти силам конкуренции или сможет лучше оказывать влияние на них.
Анализ пяти сил конкуренции на рынке ООО «Макдоналдс» представлен в приложении 2. Таким образом, по результатам анализа пяти сил конкуренции, следует сказать, что наиболее существенными факторами, оказывающими влияние на состояние конкурентоспособности рынка ООО «Макдоналдс» являются: ситуация в отрасли (количество конкурирующих фирм на рынке, а следовательно, и барьеры входа и выхода с рынка, т.к. они непосредственно зависят от числа участников рынка, соотношение спроса и предложения, т.к. это задает темп развития рынка); немаловажно и влияние конкурентов, т.к. рост конкурентоспособности так же влияет на темпы развития рынка, а значит и на темпы развития экономики страны.
Что касается влияния потребителей, то именно заказчик со своими предпочтениями задает условия для развития данного рынка.
Общим принципом для этих компаний является принцип совокупности четырех факторов: качество продукта, уровень сервисного обслуживания, частота и доступность.
Лидером по конкурентоспособности в данной отрасли является компания ООО «Макдоналдс», которая получила максимальный суммарный балл по 4 факторам. Основные конкурентные преимущества - цена и качество. Но для разных потребительских групп существенными будут разные преимущества. Преимущество цены испытывают потребители со средним достатком. На качество услуг обращают большое внимание потребители с высоким уровнем доходов, которые нуждаются в повышенном уровне сервиса.
Таким образом, ООО «Макдоналдс» лидирует среди конкурентов и имеет самый высокий балл по рассматриваемым критериям.
В одном ресторане ООО «Макдоналдс» работает 25 человек. Проанализируем некоторые показатели структуры персонала. Из 25 человек, работающих в ООО «Макдоналдс», 12 (48,6%) человек в возрасте 20-25 лет, 8 человек (31,8%) – в возрасте 25-30 лет, 4 (14%) человека – в возрасте 30-35 лет и 1 (5,6%) человек – старше 35 лет. На рисунке 3.1 наглядно изображена возрастная структура персонала ООО «Макдоналдс».
Рис. 3.1. Возрастная структура персонала ООО «Макдоналдс»
Источник: составлено автором
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной персонал ООО «Макдоналдс» - молодые люди.
Далее рассмотрим стаж сотрудников ООО «Макдоналдс». Так как большая часть персонала ООО «Макдоналдс» - молодые люди, то, соответственно, и стаж работы у большинства небольшой. Так, стаж работы до 1 года имеют 9 сотрудников (35,5%), от 1 года до 3 лет – 10 человек (38,4%), от 3 до 5 лет – 5 человек (22,4%) и свыше 5 лет – 1 человек (3,7%). Проиллюстрируем данные на рисунке 3.2.Структура персонала по уровню образования также неоднородна. Так, среднее специальное образование имеют 8 человек (27,1%), неполное высшее имеют 13 человек (50,5%) и высшее – 4 человека (22,4%). На рисунке 3.3 наглядно показана структура персонала по уровню образования.
Рис. 2.3. Структура персонала ООО «Макдоналдс» по стажу работы
Источник: составлено автором
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Большая часть персонала ООО «Макдоналдс» - молодые люди с небольшим стажем работы и, как правило, являющиеся студентами очной или заочной формы обучения. Производственный персонал имеет среднее специальное образование, тогда как большинство линейного и административный персонал – полное или незаконченное высшее образование.
Рис. 3.3. Образовательная структура персонала ООО «Макдоналдс»
Источник: составлено автором
Все управленческие функции сводятся на директоре. Он определяет финансовую политику предприятия, план развития на перспективы. Также он определяет рекламную политику, планирование средств.
Основные показатели деятельности ООО «Макдоналдс» представлены в приложении 4. Проведенный анализ основных финансово-экономических показателей деятельности позволил сделать следующие выводы: за анализируемый период растут все показатели. Так, объем выручки вырос на 7,4% и в 2015 году составил 1811217 тыс. руб. Валовой доход вырос на 5,9% до 499896 тыс. руб. в 2015 году. Отметим, что произошло небольшое снижение удельного веса валового дохода в общей сумме выручки, что отрицательно характеризует результаты деятельности. Вместе с тем, наблюдается снижение издержек обращения – на 0,8%, а также его удельного веса в выручке – с 12,2% до 11,3%, т.е. на 0,9%, что позволило увеличит прибыль от реализации на 12,3%. Прибыль от реализации в 2015 году составила 176022 тыс. руб. Чистая прибыль в 2015 году составила 176837 тыс. руб., а ее рост составил 12,2%. Расчет показателей рентабельности показал, что предприятие является рентабельным. Данный показатель в 2015 году составил 9,8%. Рост рентабельности за 2014-2015 гг. – 0,5 процентных пункта. Снижение списочной численности работников (на 2 человека) и рост выручки позволил значительно увеличить выработку на 1 работника: с 44380 тыс. руб. до 50312 тыс. руб. или на 13,4%, что также положительно характеризует результаты деятельности предприятия. Средняя заработная плата также имеет тенденцию к росту – на 11,2%.
Результаты анализа внешней и внутренней среды приведены в приложении 1. Таким образом, в ООО «Макдоналдс» нельзя выделить существенных проблем в организации деятельности. В качестве отрицательного момента можно назвать недостаточно удобный для посетителей Интернет-сайт. Потенциальный гость может получить всю необходимую информацию: посмотреть меню, услуги, предоставляемые в ресторане, как проехать, а также фотогалерею, но отсутствует возможность заказа столика. Кроме того, никаких мероприятий по повышению лояльности клиентов ООО «Макдоналдс» не проводит, что приводит к оттоку клиентов в аналогичные заведения. Оценим нестабильность внешней среды «Макдоналдс». Для этого разделим все факторы, оказывающие влияние на организацию на три группы: связанные с динамикой процесса производства и технологий, связанные с динамикой рынков сбыта, связанные с влиянием на предприятие государства и общества.
Далее проведем SWOT-анализ деятельности «Макдоналдс» таблица 3.3.
Таблица 3.3
SWOT-анализ «Макдоналдс»
Сильные стороны компании (S) |
Слабые стороны (W) |
Финансовое положение Репутация на рынке Качество обслуживания Стратегические альянсы |
Уровень менеджмента Инновации и исследования Качество персонала |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
Новые потребители на новых рынках Реализация мероприятий, позволяющих повысить уровень менеджмента и уровень персонала |
Возможность появления новых конкурентов Возрастающее влияние на цены у покупателей и поставщиков Новая «волна» финансового кризиса |
Источник: составлено автором
Проведенный SWOT-анализ позволил выявить основные недостатки конкурентоспособности «Макдоналдс». По результатам SWOT-анализа, можно сделать вывод о том, что «Макдоналдс» имеет много сильных сторон и обладает возможностями для успешного развития на рынке, а также дальнейшего своего развития и расширения. Однако имеются и слабые стороны, тормозящие полноценное стратегическое и конкурентное развитие «Макдоналдс». В ходе проведенного анализа были выявлены основные недостатки: качество персонала; уровень менеджмента; инновации и исследования. В современных экономических условиях никакая организация не может успешно функционировать без четко определенных задач, направленных на получение конкретных результатов.
Таким образом, можно констатировать, оценивая ситуацию с конкурентоспособностью: высокое соперничество фирм-конкурентов; угроза появления новых предприятий умеренная; сила влияния клиентов средняя.
Необходима разработка стратегии, которая существенным образом изменит положение ООО «Макдоналдс», переоринтировав клиентов и активизировав их спрос на концепцию.
3.3. Практические рекомендации по совершенствованию деятельности ООО "Макдоналдс"
В ходе исследований сделаны следующие выводы:
1. Низкий уровень конкурентоспособности по сравнению с эталоном обусловлен низким уровнем развития маркетинговых коммуникаций ресторана. Необходимо постоянное проведение маркетинговых мероприятий для увеличения числа потребителей ООО «Макдоналдс».
2. Человеческий фактор оказывает высокое влияние на эффективное обслуживания клиентов, исходя из этого, необходимо уделять больше внимание качеству набора персонала, а также обучения и мотивации сотрудников.
Подведя итог, можно определить проблему предприятия – это отсутствие стратегии развития компании. Стоит воспользоваться «деревом проблем» (рис. 3.4), чтобы наглядно изобразить структуру трудностей организации.
Рис. 3.4. Дерево проблем компании ООО «Макдоналдс»
Источник: составлено автором
Таким образом, подводя выводы проведенному анализу внешней и внутренней среды, нужно обозначить степень конкурентоспособности ООО «Макдоналдс» в сопоставлении с ведущими фирмами-конкурентами в предоставленной отрасли. С учетом того, что предприятие имеет сформированный стиль и внушительную клиентскую базу, конкурентоспособность ООО «Макдоналдс» довольно высокая, если сравнивать с крупными представителями предоставленной сферы.
Для достижения данной цели необходима эффективная реклама. Наравне с этим нужно повышать качество обслуживания, пересмотрев политику в отношении работы с персоналом; улучшить эффективность набора и обучения, а также разработать проект повышения конкурентоспособности.
После определения основных направлений формирования стратегии развития ООО «Макдоналдс», приступим к планированию мероприятий по созданию стратегии развития компании (таблица 3.4).
Таблица 3.4
План мероприятий по созданию стратегии развития компании ООО «Макдоналдс»
Источник: составлено автором
Таким образом, предлагаемые мероприятия позволят укрепить конкурентоспособность компании.
Далее рассмотрим каждое мероприятие по отдельности, а также рассчитаем их эффективность. Введение новой услуги "Доставка на дом" позволит ресторану привлечь дополнительные группы потребителей и увеличить прибыль предприятия.
Продвижение услуг проекта осуществляется как с помощью собственного сайта, так и с помощью листовок, распространяемых в заведениях-партнерах. Дополнительный эффект создается при помощи фирменной рекламы, размещенной на автомобилях курьеров.
Приемом заказов занимается администратор сайта. Курьеры осуществляют забор готового блюда в ресторане и доставляют по указанному адресу. Реализация бонусной программы путем внедрения пластиковой дисконтной карты. Специалисты говорят о новой психологической особенности покупателя с дисконтной картой: в ее основе лежит стремление получить максимальную скидку, ради чего он готов тратить больше. Поэтому предлагаемая программа ставит задачей не просто арифметическое увеличение количества клиентов, а постоянную привязку клиентов именно к нашему предприятию.