Файл: Процессы принятия решений в организации (Основные этапы методов ELECTRE. Индексы согласия и несогласия).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
Нынешнее состояние российской экономики не внушает ничего, кроме опасения. Несмотря на пламенные призывы к развитию, Россия была и остаётся сырьевым придатком Запада. Достаточно обрушить цены на энергоносители (а для этого существует множество проверенных способов) — и нынешнее «благополучие» рассыпается, как карточный домик. Чтобы экономика перестала хромать, опираясь на нефтегазовую трубу, необходимо инновационное развитие промышленности, внедрение новых технологий. Для этого требуется, в первую очередь, экономическая свобода. Пока же наш путь чересчур смахивает на латиноамериканский капитализм, когда правила игры диктуют зарвавшиеся монополии и жадные чиновники. Крупный бизнес, имея солидные «подвязки», ещё может чувствовать себя относительно уверенно. Однако мелкие и средние предприниматели существуют в этой системе на птичьих правах. Симптоматично, что заработав более-менее приличные деньги, бизнесмены стремятся как можно быстрее вывести их из России. Пока не «раскулачили» и не отправили пилить лес на бескрайних просторах Родины. Так миллиарды, которые могли бы работать на страну, вливаются в экономику других государств. Рано или поздно подобная система «съедает» себя изнутри. И тогда начинается настоящий кризис. Вопрос лишь в том, когда это произойдёт.
О том, что история развивается по спирали, учёные говорили давно. Ждать ли нам на этот раз новой «смуты»? Или всё-таки пронесёт? Трудно дать однозначный ответ. На развитие ситуации влияет множество факторов. Среди них наиважнейший — состояние экономики. Дедушка Маркс не зря говорил, что экономические отношения — это базис, а политическое устройство — не более чем надстройка. Если «фундамент» рухнет, то даже самая сильная и централизованная власть не спасёт государство от деградации и развала.
Нынешнее состояние российской экономики не внушает ничего, кроме опасения. Несмотря на пламенные призывы к развитию, Россия была и остаётся сырьевым придатком Запада. Достаточно обрушить цены на энергоносители (а для этого существует множество проверенных способов) — и нынешнее «благополучие» рассыпается, как карточный домик. Чтобы экономика перестала хромать, опираясь на нефтегазовую трубу, необходимо инновационное развитие промышленности, внедрение новых технологий. Для этого требуется, в первую очередь, экономическая свобода. Пока же наш путь чересчур смахивает на латиноамериканский капитализм, когда правила игры диктуют зарвавшиеся монополии и жадные чиновники. Крупный бизнес, имея солидные «подвязки», ещё может чувствовать себя относительно уверенно. Однако мелкие и средние предприниматели существуют в этой системе на птичьих правах. Симптоматично, что заработав более-менее приличные деньги, бизнесмены стремятся как можно быстрее вывести их из России. Пока не «раскулачили» и не отправили пилить лес на бескрайних просторах Родины. Так миллиарды, которые могли бы работать на страну, вливаются в экономику других государств. Рано или поздно подобная система «съедает» себя изнутри. И тогда начинается настоящий кризис. Вопрос лишь в том, когда это произойдёт.
О том, что история развивается по спирали, учёные говорили давно. Ждать ли нам на этот раз новой «смуты»? Или всё-таки пронесёт? Трудно дать однозначный ответ. На развитие ситуации влияет множество факторов. Среди них наиважнейший — состояние экономики. Дедушка Маркс не зря говорил, что экономические отношения — это базис, а политическое устройство — не более чем надстройка. Если «фундамент» рухнет, то даже самая сильная и централизованная власть не спасёт государство от деградации и развала.
Нынешнее состояние российской экономики не внушает ничего, кроме опасения. Несмотря на пламенные призывы к развитию, Россия была и остаётся сырьевым придатком Запада. Достаточно обрушить цены на энергоносители (а для этого существует множество проверенных способов) — и нынешнее «благополучие» рассыпается, как карточный домик. Чтобы экономика перестала хромать, опираясь на нефтегазовую трубу, необходимо инновационное развитие промышленности, внедрение новых технологий. Для этого требуется, в первую очередь, экономическая свобода. Пока же наш путь чересчур смахивает на латиноамериканский капитализм, когда правила игры диктуют зарвавшиеся монополии и жадные чиновники. Крупный бизнес, имея солидные «подвязки», ещё может чувствовать себя относительно уверенно. Однако мелкие и средние предприниматели существуют в этой системе на птичьих правах. Симптоматично, что заработав более-менее приличные деньги, бизнесмены стремятся как можно быстрее вывести их из России. Пока не «раскулачили» и не отправили пилить лес на бескрайних просторах Родины. Так миллиарды, которые могли бы работать на страну, вливаются в экономику других государств. Рано или поздно подобная система «съедает» себя изнутри. И тогда начинается настоящий кризис. Вопрос лишь в том, когда это произойдёт.
Глава 3 Анализ возможностей принятия управленческих решений методом РИПСА для деятельности супермаркета «Матрица»
3.1 Общая характеристика супермаркета «Матрица
На базе ООО "Универсал – трейдинг» организована сеть гипермаркетов и супермаркетов «Матрица». На территории г. Уфа расположено более двадцати супермаркетов данной сети, в г. Ишимбай, в с. Октябрьское, в г. Туймазы – один супермаркет, в г. Стерлитамак и Салават – по три супермаркета сети.
Рассмотрим общую характеристику супермаркета «Матрица», находящуюся по адресу 453261, Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Ленина 27\10.
Деятельность предприятия связана с продажей продуктов питания и промтоваров (парфюмерия и косметика, бытовая химия, хозяйственные и бытовые товары).
Режим работы супермаркета с 9-23 часов без выходных и без перерыва на обед.
Супермаркет расположен вблизи жилых застроек, пешеходная доступность супермаркета высокая.
Общая площадь помещения составляет 700 м2, из них площадь торгового зала 400 м2 . Коэффициент использования торгового зала составляет 57 % общей площади, а не торговой – 43 %. (К=400/700=0,57). На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания супермаркета используется эффективно.
Розничное предприятие полностью автоматизировано.
Для осуществления расчетов наличными и безналичными платежами в супермаркете имеется касса и специальное оборудование для супермаркетов самообслуживания (компьютер, монитор, клавиатура, сканер штрих-кода и др.)
В супермаркете «Матрица» проводятся коммерческая работа, состоящая из этапов:
- изучение и прогнозирование покупательского спроса на реализуемые в супермаркете товары;
- формирование оптимального ассортимента товаров в супермаркете;
- рекламно-информационная деятельность
- выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;
- организация оказания торговых услуг покупателям.
В качестве основных носителей фирменного стиля супермаркета «Матрица» выступают: вывеска над входом в супермаркет; элементы помещения торгового зала (стены, колонны и перегородки); различные виды витрин и стеллажей, указатели и вывески в помещении супермаркета; ценники, костюмы персонала
Путем рационального сочетания фирменных элементов супермаркету «Матрица» придан свой стиль, хорошо запоминающийся покупателями.
Для размещения товаров в торговом зале супермаркета используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное оборудование. В коллективе признают важность рационально расположить товары на торговом оборудовании, т. е. эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров.
В супермаркете «Матрица» производится продажа товаров путем самообслуживания.
Продажа товаров на основе самообслуживания - один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность супермаркетов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками супермаркета. Оплата за отобранные товары осуществляется в узлах расчета, обслуживаемых контроллерами-кассирами. При самообслуживании изменяются технологическая планировка торгового зала и других помещений супермаркета, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников супермаркета.
Товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продают в супермаркетах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания.
В супермаркетах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций.
Процесс продажи в супермаркете «Матрица» состоит из следующих основных операций:
- встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;
- получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;
- самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;
- подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;
- оплата купленных товаров;
- упаковка приобретенных товаров и укладка их в пакет покупателя;
- возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.
Перечень этих операций может быть расширен при продаже технически сложных товаров, когда требуется помощь продавца-консультанта.
Продажа товаров — завершающая стадия торгово-технологического процесса в супермаркете. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.
Численность работников составляет 23 человека, рассмотрим соотношение численности персонала по категориям функционального разделения труда:
- управленческий персонал (генеральный директор, бухгалтер, ст. продавец, товаровед, администратор торгового зала) – 5 чел.;
- основной (торгово-оперативный) персонал (работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале – продавцы, кассиры, грузчики) – 16 чел.;
- вспомогательный персонал – уборщицы – 2 чел.
Основные обязанности работников:
- соблюдать дисциплину труда: вовремя приходить на работу, соблюдать установленную продолжительность рабочего времени, использовать эффективно рабочее время, своевременно и точно исполнять распоряжения руководства;
- обладать высокой профессиональной подготовленностью, хорошо знать порученное дело, точно и своевременно исполнять служебные обязанности в соответствии с должностными инструкциями;
- беречь собственность работодателя (оборудование, технические средства и иное имущество);
- не распространять сведения, полученные в силу служебного положения, определённые специальными документами общества, как коммерческая тайна, распространение которых может нанести вред обществу и его работникам;
- строго соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарной и пожарной безопасности.
Круг обязанностей, который выполняет каждый работник по своей должности, определяется должностными инструкциями. В супермаркете имеются должностные инструкции на весь персонал. Основные функции работников данного супермаркета заключаются в следующем:
1. Директор супермаркета организует полностью работу супермаркета, производит анализ торговой деятельности, разрабатывает и внедряет мероприятия по улучшению организации торговли, принимает меры к укомплектованию кадрами супермаркета, обеспечивает безопасные условия труда, осуществляет контроль за работой супермаркета.
2. Администратор торгового зала организует работу персонала в торговом зале, проверяет наличие товара в торговом зале, участвует в их выкладке и маркировке, осуществляет контроль качеством товара, консультирует покупателей о свойствах товара, разрешает конфликтные ситуации, учувствует в проведении выставок-продаж.
3. Товаровед должен знать ассортимент всех продуктов и их свойства, анализирует состояние и тенденции спроса на товары, принимает участие в приёмке товаров по количеству и качеству, принимает участие в заключение договоров, рассматривает заявления, предложения покупателей, предоставляет своевременно установленную отчётность, ведет документацию, занимается информационно-рекламной деятельностью. То есть товаровед находится почти наравне с директором супермаркета и имеет достаточное количество обязанностей и должен знать большое количество различной документации.
Данная линейно-функциональная структура очень подходит для супермаркета. Ведь все сотрудники должны подчиняться выше стоящим органам.
К торговой площади супермаркета относится торговый зал. Торговый зал—часть торговой площади, на которой осуществляется продажа товаров. Торговый зал подразделяется на площади: под торговое оборудование; для выкладки товаров; под узлы расчетов; для покупателей. Планировка торгового зала в супермаркете «Матрица» — смешанная, так как в нее входят сочетание линейной и выставочной планировки. Покупательский поток управляется с помощью расположенных отделов в торговом зале, т.е. товары, пользующиеся спросом каждый день, расположены в глубине торгового зала, чтобы покупатели через весь торговый зал могли сделать несколько импульсных покупок (приложение). В супермаркете «Матрица» торговый зал является основным помещением: в нём размещают максимально возможное количество товаров, обеспечивая полную загруженность полок оборудования, используя элементы горизонтальной и вертикальной выкладки. Торговая мебель, применяемая в супермаркете «Матрица», обеспечивает не только сохранность товаров, но их демонстрацию. Кроме того, она удобна для использования за счёт небольшой высоты; имеет ровную поверхность, что способствует лёгкому её очищению от загрязнений.