Файл: Процессы принятия решений в организации (Основные этапы методов ELECTRE. Индексы согласия и несогласия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При принятии риска на себя основной задачей является изыскание источников необходимых ресурсов для покрытия возможных потерь. В данном случае потери покрываются из любых ресурсов, оставшихся после наступления предпринимательского риска и как следствие — наступление потерь. Если оставшихся ресурсов у фирмы недостаточно, то это может привести к сокращению объемов бизнеса.

Ресурсы, имеющиеся в распоряжении супермаркета «Матрица» для покрытия потери, можно разделить на две группы;

1) ресурсы внутри самого бизнеса;

2) кредитные ресурсы.

Ресурсы внутри самого бизнеса. При возникновении потерь крайне редко бывают повреждены все виды собственности одновременно, поэтому к внутренним ресурсам относятся:

- наличность в кассе, которая не страдает при физическом повреждении зданий и сооружений, принадлежащих предприятию;

- остаточная стоимость поврежденной собственности;

- доход от частичного продолжения как финансовой, так и производственной деятельности;

- дивиденды и процентный доход от доходных инвестиций;

- дополнительные средства, вносимые владельцами бизнеса с целью его поддержания и пр.

- нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчетном периоде, до его распределения может рассматриваться как резерв финансовых ресурсов, направляемых в необходимом случае на ликвидацию негативных последствий отдельных финансовых рисков;

- резервный фонд фирмы, который создается в соответствии с требованиями законодательства и устава предпринимательской фирмы. На его формирование направляется не менее 5% суммы прибыли, полученной фирмой в отчетном периоде.

Кредитные ресурсы. В том случае, если супермаркет «Матрица» не в состоянии покрыть все потери, возникающие в результате воздействия предпринимательских рисков, из внутренних ресурсов, часть из них можно покрыть с использованием кредитных ресурсов.

Однако в данном случае доступность кредитных ресурсов имеет существенные ограничения. И главным из них является перспектива будущей прибыльности фирмы. Доступность кредитных ресурсов во многом зависит от остаточной стоимости бизнеса после возникновения потерь. В финансовых кругах ходит такая шутка: «Для того чтобы получить кредит, необходимо доказать, что ты в нем нуждаешься». Поэтому фирме еще до возникновения потерь необходимо иметь план их преодоления, чтобы убедить кредитные организации в перспективах деятельности фирмы. Другим ограничением в привлечении кредитных ресурсов после возникновения рисков может быть их цена. Использование кредитных ресурсов может ослабить финансовое положение предпринимательской фирмы.


Следующий возможный метод нейтрализации рисков, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности супермаркета «Матрица», — это передача, или трансферт, риска партнерам по отдельным сделкам или хозяйственным операциям путем заключения контрактов. При этом хозяйственным партнером передается та часть предпринимательских рисков фирмы, по которой они имеют больше возможностей нейтрализации их негативных последствий и, как правило, располагают более эффективными способами внутренней страховой защиты. В современной практике управления рисками получили распространение следующие основные направления передачи финансовых рисков.

Передача рисков путем заключения договора факторинга. Предметом передачи в данном случае является кредитный риск предпринимательской фирмы, который в преимущественной его доле передается коммерческому банку или специализированной факторинговой компании, что позволяет фирме в существенной степени нейтрализовать негативные финансовые последствия кредитного риска.

Передача риска путем заключения договора поручительства. В силу договора поручитель обязывается перед кредитором третьего лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично. При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно. Предпринимательская фирма использует поручительства для привлечения заемного капитала и при этом несет ответственность перед поручителем за четкое исполнение договора поручительства. Таким образом, фирма-кредитор передает риск не возврата кредита и связанные с этим потери поручителю.

Существует еще один вид гаранта — это банковская гарантия. Это письменное обязательство кредитной организации, выданное по просьбе другого лица-принципала, уплатить кредитору принципала-бенефициару в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования об ее уплате. За выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение. Банковская гарантия позволяет предпринимательской фирме избежать рисков при заключении сделок с оплатой в будущем или по факту предоставления услуг, оказания работ, отгрузки товаров.

Передача рисков поставщикам сырья и материалов. Предметом передачи в данном случае являются, прежде всего, риски, связанные с порчей или потерей имущества в процессе их транспортировки и осуществления погрузочно-разгрузочных работ. Однако потери, связанные с падением рыночной цены продукции, несет предпринимательская фирма, даже если подобное падение вызвано задержкой в доставке груза.


Передача рисков путем заключения биржевых сделок. Этот метод передачи риска осуществляется путем хеджирования и будет рассмотрен далее как самостоятельный метод нейтрализации рисков.

В целом же передача риска происходит, если в заключенном сторонами контракте существует специфическое положение относительно передачи конкретных (или всех) предпринимательских рисков контрагенту. Сторона, принявшая на себя риск, обычно вторично передает его, заключив договор страхования ответственности.

Наиболее опасные по своим последствиям риски подлежат нейтрализации путем страхования. В принципе это также передача риска. Стороной, принимающей предпринимательские риски, в данном случае выступает страховая компания.

Прибегая к услугам страховой компании, супермаркет «Матрица» должен в первую очередь определить объект страхования, т.е. те виды предпринимательских рисков, по которым она намерена обеспечить страховую защиту. При определении состава страхуемых рисков фирме необходимо учитывать определенные условия, основными из которых являются:

- высокая степень вероятности возникновения риска;

- невозможность полностью возместить финансовые потери по риску за счет собственных финансовых ресурсов;

- приемлемая стоимость страхования риска.

Страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой от неудачных решений, что само по себе очень важно, но также повышает ответственность руководителей предпринимательской фирмы, принуждая их серьезнее относиться к разработке и принятию решений, регулярно проводить превентивные меры защиты в соответствии со страховым контрактом.

Прибегая к страхованию своих финансовых рисков, фирме необходимо выбрать страховую компанию, которая в большей степени соответствует ее потребностям в обеспечении страховой защиты.

Конечно, статус «крупная страховая организация» еще не означает, что она надежная, но это компания, имеющая большой оборот и в связи с этим большой потенциал, например для инвестиционной деятельности, это компания более устойчивая в финансовом отношении, чем страховая компания, имеющая небольшие средства.

Взаимоотношения фирмы со страховой компанией основываются на договоре страхования — соглашения между страхователем и страховщиком, регламентирующего их взаимные права и обязанности по условиям страхования отдельных предпринимательских рисков.

Еще одним методом минимизации или нейтрализации рисков является распределение риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Фирма имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физические лица. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия могут приобретать или обмениваться акциями, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны.


Таким образом, под объединением предпринимательского риска понимается метод снижения риска, при котором он делится между несколькими субъектами экономики. Объединяя усилия в решении проблемы, несколько предпринимательских фирм могут разделить между собой как возможную прибыль, так и убытки от ее реализации. Как правило, поиски партнеров проводятся среди тех фирм, которые располагают дополнительными финансовыми ресурсами, а также информацией о состоянии и особенностях рынка.

Одним из эффективных методов нейтрализации рисков является диверсификация. В качестве основных форм диверсификации предпринимательских рисков фирмой могут быть использованы следующие.

Диверсификация предпринимательской деятельности фирмы, которая предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных видов деятельности, непосредственно не связанных друг с другом. В таком случае, если в результате непредвиденных событий один вид деятельности окажется убыточным, другие будут приносить прибыль.

Диверсификация портфеля ценных бумаг. Данный вид диверсификации позволяет снижать инвестиционные риски, не уменьшая при этом уровень доходности инвестиционного портфеля.

Диверсификация программы реального инвестирования. В области формирования реального инвестиционного портфеля фирме рекомендуется отдавать предпочтение программам реализации нескольких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного крупного инвестиционного проекта.

Диверсификация кредитного портфеля. Направлена на снижение кредитного риска фирмы и предусматривает разнообразие покупателей продукции или услуг предпринимательской фирмы.

Диверсификация поставщиков сырья, материалов и комплектующих. В случае сбоя в поставках предпринимательской фирме не придется искать альтернативных поставщиков, а можно будет увеличить объемы закупок у других поставщиков.

Диверсификация покупателей продукции.

Диверсификация валютной корзины фирмы. Данный вид диверсификации предусматривает выбор нескольких различных видов валют в процессе осуществления фирмой внешнеэкономических операций. В результате предпринимательская фирма имеет возможность минимизировать валютные риски. Существуют еще так называемые упреждающие методы нейтрализации финансовых рисков. Эти методы, как правило, более трудоемки, требуют обширной предварительной аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их применения. К методам компенсации относятся:


- стратегическое планирование деятельности предпринимательской фирмы;

- обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет включаемой в контракты системы штрафных санкций;

- сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с партнерами;

- совершенствование управления оборотными средствами предприятия;

- сбор и анализ дополнительной информации о финансовом рынке;

- прогнозирование тенденций изменения внешней среды и конъюнктуры финансового рынка.

В процессе деятельности у супермаркета «Матрица» возникают взаимоотношения с поставщиками, покупателями, различными финансово-кредитными учреждениями. Следовательно, возможны следующие виды рисков:

Производственный риск связан с выпуском продукции и оказанием услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди наиболее важных причин его возникновения можно назвать:

- возможное снижение предполагаемых объемов производства;

- рост материальных и других затрат;

- уплата повышенных отчислений, налогов;

- перспектива неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;

- отказ покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;

- срыв заключенных соглашений относительно представления займов, инвестиций или кредитов и т.д.

Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем, по следующим причинам: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обязательств, повышение закупочной цены товара, непредвиденное снижение объема закупок, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения.

Финансовый риск возможен в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Он измеряется чаще всего отношением заемных средств к собственным. Например, чем выше отношение заемных средств предприятия к собственным, тем в большей степени оно зависит в своей деятельности от кредиторов, тем больше и финансовый риск, ибо прекращение кредитования или ужесточение условий кредита может повлечь за собой остановку производства из-за отсутствия сырья, материалов и т.д.

В большинстве крупных западных предприятий и фирм имеется специальный менеджер по риску. Обычно он разделяет ответственность за рискованные решения с другими менеджерами, заведующими той или иной сферой деятельности. В частности, вместе с финансовым менеджером он занимается вопросами определения степени риска и оценкой последствий всех видов финансовой деятельности, выбором вида страхования, оценкой риска инвестиций в ценные бумаги и прочее. Многие вопросы менеджер по риску решает вместе с маркетологом, с менеджером, ответственным за кадровую работу, с инженером по технике безопасности.