Файл: Процессы принятия решений в организации (Основные этапы методов ELECTRE. Индексы согласия и несогласия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее распространенным типом оборудования являются горки пристенные, а также холодильное оборудование (приложение). Обязательным условием является наличие хорошего освещения в торговом зале, чтобы покупатели могли хорошо разглядеть товар и цену на него. Основными требованиями, предъявляемыми к оборудованию, являются безопасность и исправность. Холодильные камеры должны поддерживать определенную температуру, что контролируется администратором и продавцами. В случае неисправности или сбоев в работе оборудования вызывается мастер, который устраняет неполадки.

Узел расчета с покупателями находится на выходе из супермаркета. Расчетный узел состоит из 3-х кассовых кабин. Кассовые кабины – рабочее место кассира. Так как супермаркет «Матрица» является супермаркетом самообслуживания, кассовая кабина имеет стол для выкладки покупателями отобранных товаров.

Кроме торговых помещений в супермаркете имеются: помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже (приемочные, фасовочные, помещения для подготовки товаров к продаже); подсобные помещения, которые включают в себя помещения для хранения тары и инвентаря, упаковочные материалы; административные и бытовые помещения (кабинет главного кассира, операторская, столовая, туалет) (приложение). Также контролируется чистота и порядок пешеходной зоны, находящейся непосредственно перед входом в супермаркет.

Объем товарооборота зависит от количества товара, находящегося в торговом зале и удовлетворяющего потребности покупателей. Необходимо отметить и то, что реализация некоторых видов товаров зависит от времени года, так называемые сезонные колебания. Например, летом продается большое количество прохладительных напитков (пиво и безалкогольные напитки). Также для многих сортов фруктов и овощей характерны свои сроки созревания, соответственно и месяцы их продажи.

Сумма средней покупки на сегодняшний день составляет 200 рублей. Объем товарооборота в среднем составляет 100 тысяч рублей в день, но она варьируется в зависимости от праздников. Очень большое влияние на продажу товаров оказывают различные акции, проводимые в супермаркете для большинства товаров в течение 3-5 дней для каждого.

Приемка товаров в супермаркете «Матрица» является важной составной частью технологического процесса. Она осуществляется товароведом-оператором и грузчиками супермаркета.

Товары в супермаркете «Матрица» принимаются по количеству и качеству. В основном, товар по количеству принимается сразу, тут же. При доставке товара без тары, в открытой и в поврежденной таре приемка производится сразу же в момент доставки товаров в супермаркет. Если товар доставлен в исправной таре, кроме проверки массы брутто, количества тарных мест, наличия маркировки, товаровед контролирует тару и проверяет массу нетто и количества единиц в каждом месте.


Приемка товаров по количеству производится путем сопоставления данных сопроводительных и транспортных документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, спецификаций, упаковочных ярлыков) с фактическим наличием товаров.

При обнаружении в процессе приемки недостачи в супермаркете «Матрица» товаровед-оператор останавливает дальнейшую приемку, а поступившую партию товара хранит отдельно от имеющихся в супермаркете материальных ценностей, обеспечивая их полную сохранность. О выявлении недостачи сообщается поставщику по телефону. Указываются наименование товара, номер товарно-транспортной накладной, характер недостачи, состояние пломб, а также количество недостающего товара.

Одновременно с приемкой товаров по количеству товар принимается также и по качеству. Товары, поступившие в исправной таре, в супермаркете принимаются по качеству и комплектности сразу же, вместе с приемкой по количеству.

Приемка по качеству в супермаркете осуществляется также товароведом-оператором в соответствии с требованиями стандартов, технических условий, договоров, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество (сертификаты соответствия, удостоверения о качестве, ветеринарные свидетельства и т. д.). Не принимаются товары с истекшим сроком годности, хранения (реализации); товары, подлежащие обязательной сертификации, государственной гигиенической регламентации и регистрации, но не прошедшие ее в установленном порядке.

При обнаружении несоответствия качества требованиям нормативных и сопроводительных документов товаровед приостанавливает приемку и обеспечивает условия хранения, предотвращающие ухудшение качества. Некачественный товар изолируется от имеющихся в супермаркете однородных товаров. Товаровед супермаркета также уведомляет поставщика в те же сроки и в том же порядке, что и при выявлении количественного расхождения.

Скрытые производственные дефекты, обнаруженные продавцами супермаркета позже, (например, некачественные продукты, производственный брак и т.д.) актируются.

При получении нового товара, товаровед-оператор после его приемки заводит новые штрих-коды в базу. После приёмки, на товары делаются ценники в операторской, затем необходимое количество товара выносится в торговый зал, остальное хранится на складах. Такие товары как колбасы, сыры и некоторые другие, перед тем, как вынести в торговый зал уносят на фасовку, затем выкладывают.

Принятый по количеству и качеству товар грузчиками супермаркета перемещается в зоны хранения для создания необходимого размера товарных запасов. Процесс хранения включает следующие операции: размещение товаров на хранение; укладка в местах хранения; создание соответствующих режимов хранения; наблюдение и поддержание условий хранения.


В супермаркете отведено достаточное количество помещений для хранения товаров.

Перед тем, как отправить товары на хранение, продавцам супермаркета необходимо принять решение, отправить ли товар на склад или сразу в торговый зал супермаркета. Сразу в торговый зал супермаркета отправляются скоропортящиеся товары, алкогольные напитки и другие наименования товаров, на которые высокий спрос и которые в данный момент отсутствуют в продаже (т. е. ранее были раскуплены). Таким образом, товары хранятся как в специальных помещениях, так и непосредственно в торговом зале.

В организации хранения принимают участие грузчики, продавцы, зав. товарными секциями. Контролирует данный процесс директор супермаркета.

Как уже было отмечено, принятые товары помещают в специально приспособленные для хранения помещения. Товары, внутри данных помещений (холодильников и складов), группируются по признаку однородности режима хранения, определяемому физико-химическими и биологическими свойствами товаров. Внутри таких групп товары размещаются по ассортиментному признаку.

За каждой товарной группой в холодильниках и складах супермаркета закрепляются постоянные места хранения (площадки, стеллажи, полки). Адресность хранения обеспечивает оперативное управление товарными запасами супермаркета и соблюдение очередности продажи с учетом времени хранения товаров в супермаркете и установленных сроков реализации.

Технология хранения в супермаркете предполагает использование оптимальных способов укладки товаров с позиции эффективного использования отведенных площадей и торгово-технологического оборудования. При определении способа укладки работники супермаркета учитывают основные факторы: упаковка и вид тары; количество товаров, подлежащих хранению.

Директор супермаркете «Матрица» контролирует соблюдение своими подчиненными режима хранения товаров, который характеризуется определенными требованиями к температуре, влажности воздуха и санитарно-гигиеническим условиям.

Таким образом, торгово-технологический процесс в области хранения товаров организован удовлетворительно: соблюдаются требования нормативных документов по хранению товаров, не допускается их порча, организован процесс управления запасами.

В торговый зал супермаркета товары поступают полностью подготовленными к продаже. Подготовка товаров к продаже в супермаркете включает ряд операций по доведению товаров до полной готовности для продажи покупателям.


К основным подготовительным операциям для всех товаров относят:

  • распаковку;
  • сортировку;
  • проверку правильности маркировки;
  • придание товарного вида, перемещение в торговый зал, к местам размещения товаров.

Распаковка — это освобождение товаров от внешней транспортной тары, оберточных и перевязочных материалов. В супермаркете происходит силами продавцов и грузчиков на этапе выгрузки товаров и отправки их на хранение.

Сортировка предусматривает группировку товаров по ассортиментным признакам; также происходит на этапе отправки на хранение.

Маркировка включает прикрепление к товарам ярлыков с указанием наименования товара, его артикула, сорта, цены. Данная операция производится для товаров, фасуемых в супермаркете, с помощью специальных весов.

Пополнение торгового зала супермаркета товарами со складских помещений производится ежедневно в начале рабочего дня и тогда, когда в этом есть необходимость (заканчивается товар). Эти функции выполняют: зав. секцией, продавцы, грузчики.

В торговом зале продавцы при необходимости консультируют покупателей, помогают при выборе того или иного товара. Если покупатель обращается к сотруднику супермаркета, тот должен ответить по возможности на все его вопросы, помочь в выборе товара, показать место товара в отделе. Приятная манера общения с покупателями и помощь при выборе положительным образом сказывается на репутации супермаркета. Если покупатель не доволен товаром, за который уже расплатился, супермаркет обязан заменить товар на аналогичный или вернуть деньги за покупку.

Итак, из анализа торговой деятельности супермаркета «Матрица» можно сделать вывод, что магазин уверено закрепился в городе, конкурентоспособен, имеет закрепившуюся клиентуру, приносит стабильную доходность. Основными рисковыми компонентами в деятельности супермаркета являются особенности спроса покупателей, честность продавцов, надежность поставщиков. Далее рассмотрим пути минимизации рисков супермаркета используя метод РИПСА.

3.2 Применение метода РИПСА для уменьшения коммерческих рисков супермаркета «Матрица» и способы их уменьшения

После выявления рисков, с которыми может столкнуться супермаркет «Матрица» в процессе осуществления предпринимательской деятельности, после определения факторов, оказывающих влияние на уровень риска, и после проведения оценки рисков, а также выявления связанных с ними потенциальных потерь, перед предприятием стоит задача разработки программы минимизации выявленных рисков, т.е. специалист по риску должен принять решение о выборе наиболее приемлемых механизмов нейтрализации предпринимательских рисков.


Супермаркет «Матрица» в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности может отказаться от совершения финансовых операций или от вида деятельности, связанных с высоким уровнем риска, т.е. уклониться от риска. Данное направление нейтрализации рисков является наиболее простым и радикальным. Оно позволяет полностью избежать потенциальных потерь, связанных с предпринимательскими рисками, но с другой стороны, не позволяет и получить прибыли, связанные с рискованной деятельностью. Кроме этого, в отдельных случаях уклонение от риска может быть просто невозможным, а избежание одного вида риска может привести к возникновению других. Поэтому, как правило, данный способ применим лишь в отношении очень серьезных и крупных рисков.

Решение об отказе от определенных предпринимательских рисков может быть принято как на предварительной стадии принятия решения, так и позднее, путем отказа от дальнейшего осуществления деятельности, в том случае, если риск оказался выше предполагаемого. Однако большинство решений об избежании риска принимается на предварительной стадии принятия решения, так как отказ от продолжения деятельности часто влечет значительные финансовые и иные потери для фирмы, а иногда затруднителен в связи с контрактными обязательствами супермаркета «Матрица».

Так директору супермаркета «Матрица» поступила оферта от ООО СПК «Дружба» на поставку овощей местного производства, в прайсе была указана выгодная ценовая политика данного предприятия, данное предприятие хорошо зарекомендовало себя на рынке сбыта. Но у супермаркет уже был заключен договор на поставку продукции с иным поставщиком, и расторжение контракта было чревато судебным разбирательством, потерями финансов на судебные издержки. Естественно в данной ситуации наиболее правильна тактика уклонения от предпринимательских рисков.

Применение такого метода нейтрализации финансовых рисков, как уклонение от риска, эффективно при выполнении определенных условий:

1) отказ от одного вида предпринимательского риска влечет за собой возникновение других видов рисков более высокого или однозначного уровня;

2) уровень риска намного выше уровня возможной доходности предпринимательской сделки или деятельности в целом;

3) финансовые потери по данному виду риска предпринимательская фирма не имеет возможности возместить за счет собственных финансовых средств, так как эти потери слишком высоки.

Естественно, что не от всех видов предпринимательских рисков супермаркет «Матрица» может уклониться, большую часть из них она «принимает на себя», т.е. сознательно идет на риск и занимается бизнесом до тех пор, пока убытки от последствий наступивших рисков не приведут к невосполнимым потерям. Некоторые риски принимаются, так как несут в себе потенциал возможной прибыли, другие принимаются в силу своей неизбежности.