Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Соотношение между уровнем стресса и удовлетворённостью работой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нестабильная самооценка отражает хрупкие и уязвимые чувства самоуважения, которые подвержены превратностям внутренне порожденных и извне обеспеченных положительных и отрицательных переживаний. Более того, люди с нестабильной самооценкой сильно вовлечены в эго в свою повседневную деятельность, то есть они ощущают свою самооценку как постоянно «находящуюся на линии». Исследователи изучили ряд последствий этой характеристики. Например:

  • Ежедневные негативные события оказывают более сильное негативное влияние на людей с нестабильностью, чем на стабильную самооценку. Люди с нестабильной самооценкой имеют особенно неблагоприятные реакции на ежедневные проблемы, что отражается в наибольшем увеличении симптомов депрессии.
  • Ежедневные позитивные и негативные события оказывают непосредственное влияние на самочувствие людей с нестабильной, а не стабильной самооценкой.
  • Люди с нестабильной самооценкой имеют более слабое чувство собственного достоинства, чем люди со стабильной самооценкой.

Исследователи обнаружили, что чем больше нестабильность самооценки у людей, тем больше они регулируют свои стремления к цели с точки зрения внешнего давления и избегания вины, и чем меньше с точки зрения личной важности и интереса, тем меньше уверенности в себе в своем самопознании.

Важно отметить, что растущий объем исследований подтверждает полезность проведения различий между людьми с высокой самооценкой на основе того, насколько сильно колеблются их непосредственные чувства самооценки. То есть, люди с нестабильной высокой самооценкой более самоутверждаются, чем их стабильные коллеги с высокой самооценкой.

Например, нестабильные по сравнению со стабильными людьми с высокой самооценкой более склонны к гневу и враждебности и усилению депрессии перед лицом ежедневных хлопот, и они сообщают о повышенных тенденциях к «выравниванию» в ответ на нарушения гипотетического партнера. Кроме того, чем более нестабильны чувства самоуважения у людей с более высокой самооценкой, тем ниже их психологическое здоровье и благополучие.

1.3. Сущность и факторы профессионального выгорания как последствие стресса: особенности протекания у учителей


Феномен выгорания впервые был отмечен учеными в 70-х годах ХХ века. Профессионалы, работающие в системе профессионального взаимодействия «человек-человек» и вовлеченные в сферу коммуникационной деятельности (учителя, врачи, психологи, социальные работники), жаловались на эмоциональное истощение[8].

Более подробный анализ текущей профессиональной деятельности работников позволил заметить процесс постепенной потери интереса к своей профессии, некоторое разочарование и формализм в отношении их обязанностей, более высокий уровень конфликта в коллективе.

Дальнейшие наблюдения исследователей доказали негативные изменения физического состояния, то есть ухудшение самочувствия и симптомы психосоматического расстройства в группах эмоционально истощенных специалистов.

Причина этих изменений, как выяснилось позже, было влияние длительного стресса профессионального характера.

Чтобы указать на психически здоровых специалистов, страдающих от эмоциональных переживаний, потери интереса к профессиональной деятельности, сопровождающихся ухудшением психологического климата в коллективе, американский психиатр Герберт Фрейденбергер представил концепцию «выгорания» в 1974 году.

В то время социальный психолог Маслач описал профессиональное выгорание как феномен эмоционального и физического истощения, вызванный не только профессиональным стрессом, но и интенсивным межличностным общением.

По его мнению, психофизическое истощение — это формирование негативного отношения к работе, снижение самооценки своей компетентности и профессионализма, а также беспорядка в коммуникативной сфере специалиста.

Профессор Сторли Ф. определяет феномен выгорания как состояние истощения человеческого духа при борьбе с обстоятельствами, когда профессиональная деятельность осуществляется механически, без должного эмоционального вклада.

Американский исследователь Чернисс С. описывает профессиональное выгорание как несоответствие между профессиональным спросом и психофизическими ресурсами специалиста. Этот дисбаланс вызывает потерю мотивации к профессии у работника, чувство перенапряжения, стресса, эмоционального стресса, тревоги.

Ученые Эдельвич Дж. И Бродский А. считают профессиональное выгорание процессом прогрессивного разочарования. По их мнению, психофизическое выгорание является следствием потери жизненных целей из-за плохих условий труда.

Российский ученый Орел В.Ю. предлагает учитывать профессиональное выгорание как состояние эмоционального, психического и физического истощения, возникающее в результате интенсивного эмоционального взаимодействия в процессе профессионального социального общения.


Следует отметить, что есть некоторые украинские исследователи: Булатевич Н.М., Зайчикова Т.В., Карамушка Л.М., Максименко С.Д., занимающиеся изучением предпосылок, симптомов, профилактических мер профессионального выгорания среди учителей. В своих научных исследованиях Зайчикова Т.В. объясняет феномен психического и физического выгорания учителей в результате длительного стресса профессионального характера, и она условно делит его коренные причины на три группы: индивидуальные психологические, социально-психологические и социально-экономические.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, синдром выгорания представляет собой физическое, мотивационное или эмоциональное истощение, которое характеризуется ухудшением производительности труда и повышенной подверженностью физическим болезням.

Современные взгляды на структуру и динамику выгорания не дают четкого обобщения. Однако детальный анализ феномена психофизического выгорания доказывает его деструктивную природу и повышает актуальность создания среды для обучения и работы профессионалов, которая бы обеспечивала гармоничное развитие личности, обеспечивала процесс профессионального развития и совершенствовала производительность в целом.

На наш взгляд, профессиональное выгорание – это состояние эмоционального, физического и психического истощения, вызванного чрезмерным и длительным стрессом из-за работы[9].

Это происходит, когда человек чувствует себя подавленным, эмоционально истощенным и неспособным удовлетворить свои требования. По мере того, как стресс продолжается, человек начинает терять интерес и мотивацию, которые побудили взять на себя определенную рабочую задачу.

Кроме того, есть организационно-психологические причины выгорания на работе[10]:

  • высокая рабочая нагрузка;
  • конфликтная роль (неспособность выбрать клиентов, работа с трудными клиентами)
  • работа рассматривается как источник удовлетворения, и поэтому на нее возлагаются более высокие ожидания;
  • отсутствие признания или вознаграждения за хорошую работу;
  • нет четко определенных целей или критериев успеха и т.п.

Кроме того, источник большого личного стресса лежит в нашем восприятии или нашей концепции себя[11].

Низкая самооценка может привести к ряду стрессов, вызывающих проблемы, неспособность адаптироваться, готовность предъявлять к себе чрезмерно высокие требования и отсутствие уверенности в себе. Это также может привести к плохому самовыражению, так что мы можем питать негативные эмоции, такие как гнев, страх, агрессия и беспокойство, а не давать им выход.


Те, у кого высокая самооценка, легко справляются со стрессом, поскольку высокая самооценка и уверенность в своих силах позволяют им развивать позитивное отношение к управлению стрессом и позволяют им справляться со стрессовой ситуацией со спокойствием и ясным мышлением.

Характерные черты выгорания обычно включают физическое и эмоциональное истощение. Все менее известный симптом - неспособность расслабиться и отсутствие способности восстанавливаться после работы.

Симптомы могут быть разделены на разные фазы и различаются между ранней стадией этого состояния и фактическим выгоранием. Когда выгорание установлено, симптомы можно разделить на физические, эмоциональные и поведенческие симптомы.

Ранняя стадия[12]:

  • повышенная приверженность определенным целям;
  • безостановочная работа в период отдыха или восстановления;
  • работа становится главной целью в жизни;
  • чувствовать себя незаменимым и совершенным, таким образом снижая ценность коллег и делая себя непопулярным;
  • гиперактивность;
  • не обращая внимания на собственные нужды;
  • подавление неудач;
  • ограничение социальных контактов в определенных областях;
  • пренебрегая друзьями;
  • хроническая усталость и истощение и т.п.

Фактическое выгорание[13]:

  1. Физические симптомы:
  • изменения в аппетите и / или привычках сна (нарушение сна);
  • частые головные боли;
  • боль в спине и мышечные боли;
  • потеря аппетита;
  • ослабленная иммунная система и т.п.
  1. Эмоциональные симптомы:
  • вялость;
  • боязнь отвержения и конфликтов;
  • (беспорядочные) перепады настроения;
  • циничный и негативный взгляд на жизнь;
  • потеря мотивации;
  • чувство неудачи и неуверенность в себе и т.п.
  1. Поведенческие симптомы:
  • зависимость от Интернета, электронной почты или телефона;
  • изоляция от других;
  • снятие ответственности.

Есть определенные шаги, которые можно предпринять, когда человек начинает замечать ранние признаки выгорания, для повышения стрессоустойчивости.

Самое главное, необходимо дать достаточно времени, чтобы восстановиться и расслабиться (например, спорт, музыка или другие хобби). Суть в том, чтобы отвлечь внимание от областей стресса с помощью умственной или физической активности.

Кроме того, очень важно определить источники стресса на рабочем месте. Необходимо, на наш взгляд, попытаться рассмотреть трудовую жизнь с новой точки зрения и избавиться от нереальных или неуместных идей.


Но, стоит отметить, что ответственность за профессиональное выгорание специалистов часто лежит на самих работниках. Фактически, прежде чем человек займет должность, он или она подвергается профессиональному стрессу.

Профессиональное выгорание является результатом сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, которые связаны не только с профессией, но и с образованием, положением в обществе, семейными отношениями, индивидуальными особенностями человека. Влияние психического и физического выгорания на личность меняет его поведение, чувства, мышление и профессиональную деятельность. Это влияет на функционирование высшего учебного заведения и системы образования в целом.

Учитель, который страдает от симптомов выгорания, не может поддерживать продуктивность своей деятельности на должном уровне.

Кроме того, человек, который уже подвергся профессиональному выгоранию, может стать фактором выгорания коллег и учреждения в целом. Формирование психоэмоциональных симптомов психического и физического выгорания у учителей может привести к своеобразному профессиональному выгоранию всего учебного заведения.

Профессиональное выгорание организации чаще встречается в тех случаях, когда сотрудники не удовлетворены результатами своей профессии, пессимистично оценивают изменения в лучшую сторону в развитии организации.

Факторами, способствующими формированию профессионального выгорания, могут быть конфликты между тактическим и стратегическим управлением, частые организационные и кадровые изменения, высокие требования к работникам, субъективная оценка профессиональной деятельности, неэффективная система мотивации команды, предоставление полномочий тем, кто не отвечает им.

Психофизическое состояние учителя оказывает непосредственное влияние на функционирование образовательного учреждения.

Российский психолог Асмаковец А. подтверждает, что психологическое состояние учителя тесно связано с уровнем эффективности обучения студентов, уровнем конфликтности в отношениях с коллегами, родителями, детьми[14].

Негативное психологическое состояние учителя определяет формирование и закрепление негативных черт профессионально важных качеств характера учителя, обуславливает негативные стратегии самозащиты, высокий уровень идентичности личности.

Сегодня учебный процесс ориентирован на личность. Это приводит к тому, что индивидуальные черты учителя активно взаимодействуют с личными чертами учащихся. Это означает, что эффективность и успешность обучения студентов напрямую зависят от профессионализма и личности учителя[15].