Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Соотношение между уровнем стресса и удовлетворённостью работой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловлена тем, что воздействие стрессовых ситуаций является одним из наиболее распространенных человеческих переживаний. Эти типы ситуаций могут варьироваться от неожиданных бедствий (например, тяжелой утраты, стихийного бедствия или болезни) до повседневных ежедневных неприятностей.

Однако независимо от степени их тяжести стрессоры могут вызывать физиологические и поведенческие расстройства, начиная от психических расстройств и заканчивая дисфункцией иммунной системы.

Особый интерес сегодня, с кадровой точки зрения (подбор и расстановка кадров), представляют гендерные аспекты профессионального стресса. Оптимальная расстановка кадров непосредственно сказывается на эффективности работы организации в целом, поэтому учёт гендерных различий, в данном случае, является аспектом актуальным.

Целью данной работы является анализ гендерных различий проявлений профессионального стресса.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие, сущность и симптомы стресса у мужчин и у женщин;
  • изучить соотношение между уровнем стресса и удовлетворённостью работой;
  • проанализировать сущность и факторы профессионального выгорания как последствие стресса: особенности протекания у учителей;
  • выделить способы снижения стресса на работе, методы борьбы с ним у мужчин и у женщин;
  • провести исследование проявления гендерного стресса у учителей.

Объектом работы является стресс.

Предмет исследования – особенности протекания стресса.

Методы исследования: сбор, анализ и синтез информации.

Гипотеза исследования состоит в том, что пол влияет на стресс и профессиональное выгорание, демонстрируя, что учителя-женщины испытывают более высокий уровень профессионального стресса по сравнению с мужчинами.

Теоретическим и практическим вопросам стресса посвящены работы многих известных российских ученых, среди них Кузнецов А. С.[1], Логинова А. В.[2] и т.п.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его содержание и результаты, основные обобщения и выводы способствуют более глубокому пониманию особенностей протекания стресса.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРЕССА

1.1. Понятие, сущность и симптомы стресса у мужчин и у женщин

Стресс определяется как любой фактор, действующий как внутри, так и снаружи, который затрудняет адаптацию к окружающей среде и побуждает человека к усилиям по поддержанию равновесия между собой и внешней средой[3].

У стресса есть много определений, но большинство из известных выделяют стресс как любой фактор, который угрожает здоровью человека или оказывает неблагоприятное влияние на функционирование организма.

Стоит сказать, что стресс – это естественное событие, которое все люди испытывают в своей жизни. Нарушения в физиологическом и психологическом здоровье часто обусловлены высоким уровнем стресса.

По мнению психологов, которые сосредоточили свое исследование на взаимосвязи между полом и реакцией на стресс, способы физического и психологического переживания стресса могут различаться в зависимости от пола.

В 1972 году было проведено исследование, в котором участвовало равное количество мужчин и женщин. Они были подвергнуты не стрессовой ситуации, а затем были переведены в стрессовые обстоятельства.

Результаты исследования показали, что как у мужчин, так и у женщин наблюдалось повышение уровня адреналина, однако уровень адреналина у мужчин был намного выше по сравнению с женщинами. Из-за этого физиологический стресс у женщин был ниже по сравнению с мужчинами.

Результаты могут быть по следующим причинам:

1. Мужчины и женщины отличаются биологически с точки зрения гормонов.

2. Мужчины обычно более агрессивны в физическом плане, чем женщины.

У мужчин, подверженных сильному стрессу, часто проявляются следующие симптомы[4]:

  • усталость и истощение: как правило, все утомленные мужчины страдают от сильной физической и психологической усталости. Недостаток выносливости, потеря энергии и чувство слабости захватывают разум и тело, и поэтому человек не может сосредоточиться на повседневной работе;
  • плохая память: большинство мужчин испытывают нехватку памяти в чрезмерно напряженных условиях. Они могут забыть простые вещи и в конечном итоге пропустить встречи и другие важные факты. Если это становится хроническим, возможно, нужна медицинская помощь;
  • ненормальный характер сна: в таких случаях человек может спать долгие часы или его сон будет значительно снижен, и последний более вероятно. В некоторых острых случаях это приводит к бессоннице;
  • физические симптомы: общие симптомы физического стресса у мужчин включают учащенное сердцебиение, боль в груди, высокое кровяное давление, повышенное потоотделение, головные боли, ожирение, запоры, расстройство желудка, снижение полового влечения или импотенцию и склонность к злоупотреблению наркотиками или алкоголем.

Женщины страдают от стресса и тревоги чаще, чем мужчины. Это может быть чувство незащищенности, изменение отношений, чрезмерная нагрузка или личные проблемы - все это приводит к следующим симптомам стресса у женщин:

  • женщины испытывают частые головные боли как частый эффект стресса. Точно так же спазмы желудка и боли в спине также проявляются как симптомы стресса;
  • расстройства пищеварения часто встречаются у женщин. Потеря аппетита и неправильные привычки питания могут привести к язве желудка;
  • бессонница или затрудненный сон могут возникнуть из-за стресса. Бессонница в течение нескольких дней может привести к сильной раздражительности, недостаточной концентрации внимания, усталости и головным болям;
  • одышка или затрудненное дыхание во сне являются другими симптомами стресса у женщин.

1.2. Соотношение между уровнем стресса и удовлетворённостью работой

Соотношение между уровнем стресса и удовлетворённостью работой взаимосвязано. Стресс – это эмоциональная, физическая реакция, возникающая из-за ситуации, человека или окружающей среды, а удовлетворенность работой — это конечное состояние чувства, которое испытывается после того, как задача выполнена.

Недовольство работой может привести к выгоранию, что приводит к трем видам результатов, таким как:

  • эмоциональное истощение,
  • деперсонализация,
  • снижение личных достижений.

Отношения между самооценкой и стрессом сложны, так как эти два фактора действуют и влияют друг на друга.

Низкая самооценка может привести к психологическим последствиям, которые делают человека более уязвимым к стрессовым ситуациям. Постоянно высокий уровень стресса со временем может постепенно разрушить даже здоровое чувство собственного достоинства. Однако высокая самооценка может обеспечить защиту от стрессовых эпизодов, а среда с низким уровнем стресса может оказаться полезной для людей с более низкой самооценкой.

Самоуважение – это уровень уважения, к которому относится человек к себе. Человек со здоровой, высокой самооценкой имеет в целом позитивное, но реалистичное представление о себе, включая понимание его достоинств и недостатков, с принятием обоих. Самоуважение, как правило, строится в детстве, но может быть улучшено или подорвано в дальнейшей жизни.


Стресс относится к ощущениям давления и беспокойства. Причины стресса широко варьируются, но эти чувства часто коррелируют с реальными обязанностями и проблемами и обычно более выражены у людей, которые несут бремя ответственности[5].

Восприятие человеком своей ситуации так же важно, как и фактические факты этой ситуации. Один человек может рассматривать новое рабочее задание как прекрасную возможность, в то время как другой видит это как ужасное бремя.

Люди с более высокой самооценкой более склонны делать положительные оценки своих собственных способностей и, таким образом, более склонны предвидеть успех в новых начинаниях. Ожидание успеха, в свою очередь, делает мысль о запуске новых проектов менее напряженной.

Однако это же взаимодействие между самооценкой и стрессом является более разрушительным для людей с низкой самооценкой. Такие люди, как правило, чувствуют себя беспомощными и неспособными. Эти чувства делают любую задачу более сложной и даже непреодолимой могут оказаться даже обычные проблемы.

Отсутствие уверенности в себе является одним из распространенных последствий самооценки ниже среднего. Это может привести к порочному кругу, в котором низкая самооценка заставляет человека принимать больше работы, чем он или она может выдержать. Это, в свою очередь, вызывает повышенный стресс. В таких случаях чувство собственного достоинства и стресс могут образовывать цикл обратной связи. Обучение надлежащему самоутверждению может помочь уменьшить стресс в таких ситуациях и тем самым помочь в восстановлении самооценки.

Природа низкой самооценки.

Значительные исследования и теория показывают, что люди с низкой самооценкой, как правило, недовольны и недовольны собой. Тем не менее, некоторые исследователи предполагают, что люди с низким уровнем самооценки вместо того, чтобы испытывать сильную неприязнь к себе, являются неопределенными и сбитыми с толку людьми, чьи чувства к себе преимущественно нейтральны[6].

Более того, другие исследования показали, что люди с низкой самооценкой обладали самооценкой, которой не хватало внутренней согласованности и временной стабильности, что они придерживались с небольшой уверенностью (то есть, с низкой ясностью самооценки концепции).

Еще одно исследование показало, что у людей с низким уровнем самооценки было множество благоприятных суждений о себе, что казалось несовместимым с идеей о том, что убеждение в том, что человек не обладает искупительными качествами, является основной характеристикой низкой самооценки[7].


Представление о том, что люди с низкой самооценкой обладают нейтральными чувствами, кажется, противоречит давним результатам, связывающим низкую самооценку с депрессией и склонностями к самоубийству, особенно среди детей и подростков. Кроме того, это кажется несовместимым с клиническими наблюдениями, которые изображают терапевтические установки как сильно связанные с проблемами плохой самооценки и негативных самооценок.

Одна возможность состоит в том, что только небольшой процент людей в общем населении действительно имеет низкую самооценку. Вторая возможность состоит в том, что давление, чтобы представить себя в позитивном свете, смягчает людей, дающих крайне негативные ответы на меру самоуважения. Иными словами, проблемы с самопрезентацией могут умерить негативность публичных ответов людей с низким уровнем самооценки, но не их фактическое личное чувство собственного достоинства. Для оценки обоснованности этих объяснений необходимы дополнительные исследования.

Природа высокой самооценки.

Значительная теория и исследования по самооценке показывают, что высокая самооценка дает людям много преимуществ и что она связана со многими положительными психологическими результатами. Однако все чаще становится ясно, что высокая самооценка также имеет «темную» сторону, поскольку иногда она связана с неадаптивными последствиями, такими как повышенное агрессивное поведение. Поэтому чрезвычайно важно определить, когда высокая самооценка связана с позитивным психологическим функционированием и результатами, а когда нет. Одним из важнейших факторов является степень, в которой высокая самооценка является хрупкой или безопасной. Люди с хрупкой высокой самооценкой, похоже, готовы пойти на все, чтобы сохранить, поддержать и усилить свои позитивные, но уязвимые чувства самоуважения.

Недавняя теория и доказательства предлагают несколько способов различить безопасную и хрупкую высокую самооценку, которые используют теоретические различия между различными видами самооценки. Важно отметить, что существующие исследования показывают, что эти конструкции ведут себя параллельно во всех исследованиях, что позволяет предположить, что они используют более широкую конструкцию, отражающую хрупкую и безопасную самооценку.

Стабильная и нестабильная самооценка.

Один из способов разграничить безопасную и хрупкую высокую самооценку заключается в том, насколько текущие чувства собственного достоинства человека колеблются во времени и ситуациях. Эти кратковременные колебания непосредственного, основанного на контексте чувства самоуважения отражают степень неустойчивости чувства собственного достоинства; чем больше величина колебаний, тем нестабильнее чувство собственного достоинства. Стабильность самооценки концептуализируется в отличие от уровня самооценки, который отражает позитивность типичных или общих ощущений самооценки.