Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Соотношение между уровнем стресса и удовлетворённостью работой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более взрослые учителя получили более высокий балл по этому источнику стресса, и согласно специальным тестам, существенные различия имели место между тремя самыми старшими возрастными группами 31-40, 41-50 и старше 51 года и самой молодой группой (учителя в возрасте до 30 лет).

Тем не менее, в отличие от уровня стресса, более молодые учителя сообщали о более высоких уровнях выгорания по сравнению с их старшими коллегами (значительная разница имела место между самой молодой группой - до 30 лет и самой старой - старше 51 года).

Таким образом, настоящее исследование показывает, что основные источники стресса, испытываемые учителями, связаны с проблемами дисциплины и взаимодействия со студентами и коллегами, в соответствии с документально подтвержденными источниками стресса в международной литературе.

Наиболее часто упоминаемые профессиональные стресс-факторы учителей касаются проблем, с которыми трудно справиться в классе, таких как переполненные классные комнаты, отсутствие у учащихся мотивации, плохие успеваемость и дисциплинарные проблемы учащихся.

Стоит отметить, что об этих конкретных источниках стресса, эндогенных для педагогической профессии, аналогично сообщалось в более ранних исследованиях, проведенных с образцами учителей, работающих в сфере специального образования.

Кроме того, результаты также подтверждают гипотезу о том, что пол влияет на стресс и выгорание, демонстрируя, что учителя-женщины испытывают более высокий уровень профессионального стресса по сравнению с мужчинами, что касается трудностей, с которыми они сталкиваются в классе, и рабочей нагрузки, которая часто переходит на личную.

Эти результаты подтверждаются большинством международных исследований, посвященных гендерным различиям, которые указывают на то, что учителя-женщины сообщают о более высоком уровне стресса и более высокой неудовлетворенности вытекающие из того, что они воспринимают, как неблагоприятные условия в классе и в поведении учащихся, а также взаимодействие между работой и семьей.

В литературе существует общая тенденция, согласно которой женщины испытывают более высокий уровень профессионального стресса в отношении гендерно-специфических стрессоров и по-разному интерпретируют, и решают проблемы, связанные с их рабочей средой.

Более того, женщины в настоящем исследовании продемонстрировали более высокий уровень эмоционального истощения по сравнению со своими коллегами-мужчинами, что, вероятно, говорит о том, что они либо не приобрели, либо не могут использовать подходящие психологические ресурсы, ориентированные на требования профессии.


Высокие уровни эмоционального истощения у женщин также наблюдались в более ранних исследованиях.

Тем не менее, интерпретация этих различий представляет собой сложную задачу, поскольку существует ряд промежуточных факторов, таких как нагрузка, положение в иерархии должностей и наличие социальной поддержки.

Этот возраст влияет на то, как учителя испытывают трудности с работой, подтверждает гипотезу о том, что у молодых и относительно новых в профессии учителей повышен уровень стресса и выгорания.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2

Профессия педагога сопряжена с множеством ситуаций, вызывающих стресс. Работа учителя характеризуется постоянными нервно–эмоциональными нагрузками, психоэмоциональным напряжением. Высокая ответственность, мотивационная и личностная вовлеченность в педагогическую работу, значительное эмоциональное «выкладывание» в общении со школьниками обусловливают стрессогенный характер деятельности учителя.

Кроме того, на основе исследования мы проанализировали, что стресс у учителей-женщин возникает чаще.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день стресс стал привычным состоянием человека, факторы, вызывающие стрессовую ситуацию, окружает нас со всех сторон. Интенсивность жизни за последние десятилетия многократно увеличилась, от человека требуется совершенно другая скорость принятия решений и действий.

Стрессовые ситуации предъявляют повышенные требования к человеку, обусловливают психофизическое, эмоциональное, психологическое, энергетическое и интеллектуальное напряжение человека. Стресс вызывает физиологические и психологические изменения у человека, способен накапливаться и оказывать негативное влияние на его физическое и психическое здоровье.

При рассмотрении стратегий и особенностей поведения в стрессовых ситуациях, необходимо учитывать гендерный аспект, так как реакция на стресс у мужчин и женщин различна.

Согласно исследованиям Б. Г. Ананьева, женщины, в отличие от мужчин, реагируют на саму стрессовую ситуацию, а мужчины расходуют энергию еще до ее наступления. У последних это происходит уже при представлении об экстремальной ситуации, поэтому у мужчин можно выделить готовность к предстоящему стрессу, хотя для некоторых это может заканчиваться крахом, так как энергетически они уже израсходовали себя.

Три гормона, ответственные за разницу симптомов стресса у женщин и мужчин – это окситоцин, адреналин и кортизол. В стрессовых ситуациях адреналин и кортизол повышают уровень сахара в крови и давление, при котором один только кортизол снижает иммунитет.


У женщин в стрессовых условиях адреналин и кортизол устремляются вниз по кровотоку, а окситоцин высвобождается из мозга, чтобы стимулировать расслабляющие и питательные мысли. Однако у мужчин секреция окситоцина намного меньше, чем у женщин, и это означает, что стрессовые симптомы у мужчин более выражены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019)
  2. Арефьева А.В., Фатеева Н.М., Глухих Т.А., Турышева А.А. Адаптация студентов к учебному стрессу // Здоровье и образование в XXI веке. — 2012. — №1. С. 62-68.
  3. Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2007. 24с
  4. Бодров В. А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления / В. А. Бодров // Проблемы психологии и эргономики. — Тверь. — 2018. — № 4. — С. 43–52
  5. Верещагина А. А., Колчанова А. Н. Стресс: причины, следствия, защита // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5.1. — С. 117-119.
  6. Гасюк В. А., Верна В. В. Кадровые технологии борьбы с профессиональным выгоранием // Современные технологии управления персоналом: сб. науч. тр. Преподавателей, аспирантов, соискателей, магистрантов и студентов. Симферополь: Аэтерна, 2016. С.159–162.
  7. Еникеева А. М., Баймуратов Т. Р., Насретдинова Л. М., Хусаенова А. А. Стресс в профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2018. — №27. — С. 136-137.
  8. Карбузова В. А., Шамилова Н. В. Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 451-454.
  9. Кибанов, А.Я., Коновалова, В.Г., Белова, О. Л. Управление персоналом: теория и практика. Управление конфликтами и стрессами. Учебно-практическое пособие / под ред. А. Я. Кибанова. — М.: Проспект, 2014. — 111 с.
  10. Княжковская Т. О. Психологическое сопровождение старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1750-1753.
  11. Кузнецов А. С. Признаки стресса в поведении человека // Молодой ученый. — 2019. — №51. — С. 462-464.
  12. Логинова А. В. Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1408-1410.
  13. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведения и саморегуляция человека в условиях стресса. — СПб.: Сентябрь, 2001. — 260 с.
  14. Патрахина Т. Н., Павлова А. В. Стресс-менеджмент: сущность понятия и процесса // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 480-484.
  15. Равочкин Н. Н., Клещеногов А. С. Стресс: эмоциональная составляющая // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1374-1376.
  16. Сандомирский М. Е. Как справиться со стрессом / М. Е. Сандомирский. — Воронеж: НПО МОДЕК, 2015. — 176 с.
  17. Тимошина Ю. В. Причины и последствия стресса сотрудников в современных компаниях // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 272-274.
  18. Шемякина О. О. Анализ причин стресса и методы его профилактики / О. О. Шемякина // Психология и право. — 2017. — № 2. — С. 5–7.
  19. Щетинина Н. А. Профессиональное выгорание специалиста: причины, последствия, пути решения // Молодой ученый. — 2019. — №9. — С. 178-181
  20. Ядрова Н. В. Основные направления работы психолога по профилактике профессиональных стрессов у педагогов // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 517-520.
  21. Клевцова Н. А. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалиста. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-v-professionalnoy-deyatelnosti-spetsialista (дата обращения: 23.01.2020)
  22. Королева Е. Г. Синдром эмоционального выгорания. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya (дата обращения: 23.01.2020)

  1. Кузнецов А. С. Признаки стресса в поведении человека // Молодой ученый. — 2019. — №51. — С. 462-464

  2. Логинова А. В. Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1408-1410.

  3. Кузнецов А. С. Признаки стресса в поведении человека // Молодой ученый. — 2019. — №51. — С. 462

  4. Бодров В. А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления / В. А. Бодров // Проблемы психологии и эргономики. — Тверь. — 2018. — № 4. — С. 46

  5. Равочкин Н. Н., Клещеногов А. С. Стресс: эмоциональная составляющая // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1374

  6. Тимошина Ю. В. Причины и последствия стресса сотрудников в современных компаниях // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 272

  7. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведения и саморегуляция человека в условиях стресса. — СПб.: Сентябрь, 2001. — с.54

  8. Щетинина Н. А. Профессиональное выгорание специалиста: причины, последствия, пути решения // Молодой ученый. — 2019. — №9. — С. 178

  9. Клевцова Н. А. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалиста. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-v-professionalnoy-deyatelnosti-spetsialista (дата обращения: 23.01.2020)

  10. Королева Е. Г. Синдром эмоционального выгорания. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya (дата обращения: 23.01.2020)

  11. Еникеева А. М., Баймуратов Т. Р., Насретдинова Л. М., Хусаенова А. А. Стресс в профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2018. — №27. — С. 136

  12. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведения и саморегуляция человека в условиях стресса. — СПб.: Сентябрь, 2001. — с.54

  13. Там же. с.57

  14. Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2007. 24с

  15. Логинова А. В. Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1408

  16. Верещагина А. А., Колчанова А. Н. Стресс: причины, следствия, защита // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5.1. — С. 117

  17. Шемякина О. О. Анализ причин стресса и методы его профилактики / О. О. Шемякина // Психология и право. — 2017. — № 2. — С. 5