Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Соотношение между уровнем стресса и удовлетворённостью работой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, гармонично развитая личность учителя, широта его кругозора, уровень знаний методики обучения и, что самое главное, развитие таких качеств характера, которые желательно развивать у учащихся, являются важной предпосылкой для успех и эффективность профессиональной деятельности учителя и, следовательно, высшего образования.

1.4. Способы снижения стресса на работе, методы борьбы с ним у мужчин и у женщин

Не всегда возможно избежать стрессовых ситуаций, но методы определения накопления стресса и преодоления этого стресса могут помочь изменить отношения между самооценкой и стрессом. Высокий уровень стресса может привести к снижению самооценки, но этот эффект может быть сведен к минимуму, если стресс обнаружен рано. Методы релаксации, программы управления временем и другие инструменты для преодоления стресса могут снизить влияние стресса на самооценку.

Стресс, связанный с работой, сегодня является глобальной проблемой. Согласно статистике, стресс затрагивает примерно каждого четвертого работника. Стресс вовлекает не только персонал на руководящие должности, но это проблема каждого на любом уровне. Нынешняя мировая ситуация очень благоприятна для развития такого явления, как стресс. Многие люди теряют свои рабочие места из-за экономического кризиса и долгового кризиса, а многие другие испытывают ежедневные стрессы.

Для компании решение проблемы устранения рисков, связанных со стрессом, является очень выгодным, так как последствия его воздействия приводят только к финансовым потерям из-за невыходов на работу, ошибок, низкой эффективности, несчастных случаев собственных сотрудников, но также и к потере репутации как результат плохих условий труда, в которых работники предприятия должны выполнять свою трудовую деятельность.

Существуют следующие причины стресса[16]:

  • необеспеченность работой - предприятия теряют свои контракты, что приводит к сокращению рабочих мест, вызывая чувство незащищенности и беспокойство среди сотрудников;
  • интенсификация труда - сотрудники обрабатывают все больший объем информации и вынуждены ежедневно справляться с более высокой ежедневной нагрузкой и рабочим давлением;
  • дисбаланс в работе и личной жизни - небезопасная работа, высокая нагрузка и давление на работе может вызвать проблемы, которые сотрудники переносят в свою личную жизнь, что может оказать негативное влияние на благополучие сотрудника.

Основной проблемой в предотвращении стресса, связанного с работой, является незнание самими работниками того, что такое стресс, каковы его симптомы, какие последствия они могут оказать на них, какие последствия могут нести для компании, или какие стрессоры могут возникнуть в процессе работы[17].

Это может быть одной из причин неудачи в решении проблемы предотвращения стресса, и поэтому важно расширить знания сотрудников о стрессе:

  1. выпуская простое, ясное и понятное Руководство для сотрудников, которое будет содержать основную информацию, связанную с стрессом. Руководство, на наш взгляд, должно информировать сотрудников о:
  • основных характеристиках стресса;
  • основных симптомах стресса;
  • возможных последствиях стресса;
  • фундаментальных методах профилактики и подавления стресса, показанные простым и понятным способом.
  1. через экспертные лекции, проводимые экспертами в данной области, что должно побудить сотрудников работать вместе для решения этой проблемы. Такая презентация должна быть разработана интересным способом с использованием видеопрезентации, подготовленной в интересной и целеустремленной форме, в конечном итоге дополненной видео или анимацией, связанной с проблемой.

Кроме того, стоит сказать, что существует множество доказательств того, что мужчины и женщины справляются со стрессом по-разному. Частично это может быть основано на специализированных различиях в биохимии полов. Другой аспект может быть связан с различным поведением воспитания, более распространенным в воспитании девочек. Есть некоторые исследования, предполагающие, что женщины могут иметь преимущество, когда дело доходит до борьбы со стрессом, но другие указывают на тот факт, что женщины могут иметь дело с гораздо большим стрессом, чем мужчины.

С чисто биохимической точки зрения, женщины производят гормон под названием окситоцин в гораздо большем количестве, чем мужчины. Это секретируется в больших количествах непосредственно перед родами и когда женщины кормят грудью детей. Это также присутствует в других случаях и может оказаться дополнительной помощью, когда женщина должна справиться со стрессом. Выделение этого гормона имеет тенденцию создавать чувство спокойствия, и мужчины, вероятно, могли бы извлечь выгоду, если бы они также обладали им. Присутствие этого гормона может объяснить, почему некоторые женщины гораздо лучше справляются с многозадачностью, чем некоторые мужчины.


Женщины чаще обсуждают свой стресс с другими и ищут друзей, чтобы помочь им. Мужчины гораздо реже справляются со стрессом таким образом.

Исследование, проведенное в середине 2000 года в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе Шелли Э. Тейлором, показало, что у женщин может быть эволюционная основа для таких действий. Раньше беременные женщины и те, кто охранял детей, не могли реагировать на стресс бегством. У них был бы более «боевой» ответ на опасность отчасти для защиты детей, и, возможно, им нужно было оставаться спокойнее, когда возникла опасность.

Еще одна причина, по которой женщины могут быть защищены от некоторого стресса, связана с тем, как можно воспитывать девочек. Девочек могут побуждать обсуждать чувства больше, чем мальчиков, что может помочь им избежать ощущения, что стресс является подавляющим. Это может сделать их более способными справляться со стрессом с большей легкостью, чем мужчины.

Мужчины, согласно некоторым исследованиям, испытывают большие трудности со стрессом, но, как правило, скрывают его, и отсутствие разговоров о стрессорах может привести к нежелательному поведению или условиям. Удержание стресса вместо того, чтобы снимать его через общение, может повысить риск сердечных заболеваний.

Существует предположение, что мужчины чаще злоупотребляют алкоголем и наркотиками, чтобы избежать стресса, как часть реакции на бегство.

Это не значит, что женщины справляются со стрессом лучше, чем мужчины все время.

Другое исследование, проведенное Американской психологической ассоциацией, указывает на то, что женщины могут реагировать на дополнительный стресс, который может ощущаться путем нездорового поведения, такого как переедание. Хотя это может быть временным способом справиться со стрессом, он может иметь длительные последствия и создавать больший риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, и поскольку общепризнанно, что женщины чувствуют больше стресса, чем мужчины, они могут не иметь долгосрочного преимущества в управлении стрессом над большинством мужчин.

Одна вещь, которую, безусловно, можно почерпнуть из того, как мужчины и женщины справляются со стрессом – это то, что они могут учиться друг у друга.

Важно понимать, что исследования, оценивающие эту проблему, рассматривают группы населения, а не то, как каждый человек относится к стрессу. Индивидуальный ответ может быть очень разным, и у некоторых мужчин есть отличные механизмы преодоления стресса, в то время как у некоторых женщин нет.


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1

Стресс — это ответ организма на происходящее на уровне психики и физиологии. При изменяющихся обстоятельствах и воздействии неблагоприятных факторов в человеческом организме развивается совокупность адаптационных реакций.

Учитывая специфику психологического стресса, основные формы его проявления и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса, нельзя отнестись с пренебрежением к гендерным особенностям проявления стресса.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГЕНДЕРНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У УЧИТЕЛЕЙ

2.1. Программа исследования

В исследовании приняли участие около 493 учителей (43,8 процента мужчин и 56,2 процента женщин) в государственных начальных (49,7 процента) и средних (50,3 процента) школах, работающих в Москве. Возраст учителей варьировался от 25 до 65 лет (34,7% в возрасте от 41 до 50 лет). Большинство учителей были женаты, и большая часть выборки преподавала от 1 до 10 лет.

Был использован вопросник по конкретным источникам профессионального стресса учителей, который включал 30 утверждений, касающихся конкретных стрессовых ситуаций для учителей.

Учителя определяют уровень стресса, который они испытывают, по шестибалльной шкале типа Лайкерта в диапазоне от 1 «это совсем не стресс» до 6 «это очень стресс» (надежность была рассчитана на уровне 0,92).

Профессиональное выгорание было оценено с помощью методики диагностики профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой). Она состоит из 22 утверждений, в которых респонденты определяют частоту профессионального выгорания по шестибалльной шкале Лайкерта в диапазоне от 0 «никогда» до 6 «каждый день» (надежность была рассчитана на уровне 0,68). Этот инструмент оценивает три аспекта профессионального выгорания:

  • эмоциональное истощение;
  • деперсонализация;
  • снижение личных достижений.

2.2. Результаты исследования


Учителя настоящего исследования сообщили о среднем и высоком уровнях стресса в среднем, набрав от 3 до выше (3 - умеренный стресс, 4 - высокий уровень стресса) по шестибалльной шкале вопросника в большинстве утверждений.

Наиболее высоко оцениваемые источники стресса относятся к проблемам во взаимодействии с учениками, таким как:

  • большое количество учеников в классе;
  • отсутствие интереса со стороны учеников;
  • обращение с учениками с «трудным» характером;
  • медленный прогресс некоторых учеников.

Факторная структура источников профессионального напряжения после выполнения анализа главных компонентов показывают:

  • «проблемы в классе и признание со стороны других» включали вопросы, относящиеся к проблемам дисциплины, времени и усилиям, посвященным ограниченному числу учащихся, отсутствию родительского признания учителей;
  • «взаимодействие со студентами и коллегами» состояло из пунктов, которые касались отсутствия участия в школьных решениях, сложных отношений с коллегами, неадекватной подготовки и постоянной необходимости принятия решений в классе;
  • «рабочая нагрузка» состояла из предметов, которые касались рутинной работы сверх роли учителя, строгой приверженности программе;
  • «успеваемость учащихся» включала в себя пункты, которые касались медленного прогресса и ограниченного интереса учеников, ограниченное время для одного.

Что касается уровня стресса учителей, то были сформированы три группы («высокий», «умеренный» и «низкий») по разным показателям профессионального уровня в соответствии с категоризацией, использованной Маслахом и Джексоном с использованием фактических баллов распределения настоящего исследования.

Женщины-учителя сообщили о более высокой степени стресса по сравнению с мужчинами во всех трех источниках стресса, независимо от их хронологического возраста и типа школы, в которой они преподавали (начальная или средняя).

Несмотря на то, что наиболее высоко оцененные источники стресса отличались для двух полов, результаты показали, что учителя и мужчины, и женщины согласились с тем, что проблемы в классе были наиболее серьезными.

С точки зрения выгорания «эмоциональное истощение» значительно различалось между двумя полами: женщины отмечали более высокие уровни «эмоционального истощения» по сравнению с своим коллегам-мужчинам.

Было установлено, что возраст оказывает существенное влияние на стресс, вызванный отсутствием «государственной поддержки».