Файл: Денежная система России и ее элементы (Зарубежный опыт регулирования статуса центральных банков).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Центральный банк России, его функции и роль в экономике
1.2. Зарубежный опыт регулирования статуса центральных банков
2. РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Особенности денежно-кредитной политики Центрального банка РФ в современных условиях
2.2. Анализ Основных направлений денежно-кредитной политики
1.2. Зарубежный опыт регулирования статуса центральных банков
Современное государственное развитие характеризуется примечательной тенденцией конститунационализации национальных центральных банков.
Необходимо указать, что в конституциях многих стран вообще не содержится упоминаний о центральных банках, примерами таких государств служат: Дания, Нидерланды, Италия, Греция, Бельгия, Япония, Франция, США и др. Стоит обратить внимание на Конституции Бразилии и Венесуэлы, в них не упоминается о центральном банке страны, но в Конституции Бразилии сказано, что компетенция Союза включает чеканку монеты, выпуск денежных знаков, а также учреждение эмиссионных банков. В Конституции Венесуэлы отмечается, что банки и банковские учреждения относятся к компетенции национальной власти.[4] Таким образом, функции центральных банков закрепляются за общегосударственным уровнем власти.
Несмотря на вышеприведенные исключения, одной из базовых основ правового статуса центральных банков являются конституционные нормы.
Специальные законы о центральных банках наиболее детально определяют их правовое положение. Как правило они посвящены кредитной деятельности и валютным операциям. В данной связи, естественно, важнейшим источником правового регулирования выступают непосредственно законы о центральных банках. Таковыми устанавливаются цели и задачи центральных банков, их основополагающие полномочия, начала взаимодействия с публичными властными структурами, порядок формирования и полномочия руководящих органов банка. Как правило в таких законах доминирующее положение норм посвящены банкам второго уровня, а центральные банки могут упоминаться лишь по поводу конкретных полномочий в отношении иных банков.
В международной практике как правило регулирование статуса центрального банка осуществляется с помощью нормативных актов высокой юридической силы - конституциях и законах.
Анализируя конституционные установления в соответствующих актах федеративных и унитарных государств, возможно сделать некоторые выводы и отметить тенденции.
Сравнивая Конституцию РФ с другими актами учредительного характера, отмечается в первой недостаточное количество норм, которые регулировали бы организацию и деятельность Центрального банка РФ. Конституции Литовской и Польской Республик содержат нормы, закрепляющие не только отдельные функции национального банка и его независимость, но также присутствуют нормы, определяющие высший орган управления национального банка, порядок формирования и срок пребывания высших должностных лиц.
Анализируя опыт правового регулирования деятельности центральных банков зарубежных стран, стоит обратить внимание на несколько подходов в определении целей деятельности центральных банков.
В первую группу входят страны, которые закрепляют так называемую «узкую» цель деятельности центрального банка. К примеру, в Конституции
Чешской республики говориться о том, что целью деятельности национального Чешского банка является обеспечение стабильности валюты.[5]
Во вторую группу государств входят те, в которых цель деятельности центрального банка указана достаточно широко. Примером служит Конституция Швейцарской Конфедерации, где закреплено, что Швейцарский национальный банк как независимый банк проводит денежную и валютную политику, которая служит общему интересу страны; он управляется при участии и под надзором Союза.[6][7]
В учредительных актах федеративных государств прослеживаются следующие тенденции по поводу закрепления положений о центральном банке.
В Основном законе Германии предусмотрено создание в качестве федерального банка валютного и эмиссионного банка. Также есть указание на возможность передачи в рамках Европейского Союза Европейскому Центральному банку задачи и полномочия федерального банка.
Основной закон говорит, что Германия обладает исключительной законодательной компетенцией в отношении валюты, денежного обращения и чеканки монет.
Конституция Швеции говорит, что центральным банком является Риксбанк Швеции. Центральный банк подчиняется парламенту Швеции - Риксдагу. Риксбанк отвечает за денежную политику государства. Отметим, что Риксбанк в решениях вопросов, подотчетных ему, а именно вопросов в сфере денежной политики, имеет полную независимость, другими словами ни одна из структур не имеет право указывать ему. Риксбанк наделен исключительным правом печати банкнот и выпуска монет. Отдельные законы, связанные с Риксбанком содержат в себе положения о денежной политике и платежной системе.
Конституция Мексиканских Соединенных Штатов устанавливает, что выпуск денежных знаков и чеканка монеты производятся единым банковским учреждением, контролируемым Федеральным Правительством, и стоит отметить, что данная деятельность относится к одному из допускаемых видов монополии.[8]
Что же касается Швейцарии, там Швейцарский национальный банк является независимым центральным банком, данное утверждение закреплено Конституцией Швейцарской конфедерацией. Швейцарский национальный банк наделен правом проведения денежной политики, которая должна служить интересам всего государства.
Только конфедерация наделена исключительным правом чеканки монет и эмиссии денег. Также отмечается, что в кантоны направляется чистая прибыль в размере не менее двух третей от прибыли Швейцарского национального банка. Из всего вышесказанного стоит отметить, что конституции федеративных государств в различной степени, но все-таки затрагивают непосредственно или опосредованно вопросы регулирования статусов центральных банков.
Проводя сравнительный анализ, отметим, что в целом конституционно-правовой статус Центрального банка РФ схож со статусами центральных банков в зарубежных странах.
Но при этом существует ряд отличий, которые присущи для федеративных государств. В учредительных актах таких стран правовые установки о центральном банке конкретизируются в статьях, согласно которым создание центральных банков, определение их правового статуса, компетенция в вопросах денежной эмиссии, относят к введению федерального центра.
В унитарных государствах складывается такая ситуация.
В Португалии Конституцией признается национальным банком - Банк Португалии. Реализация его целей и функций построена в соответствии с международными нормами, которые обязательны для португальского государства.
Конституция Венгрии устанавливает, что в число задач Венгерского национального банка входя: выпуск законных платежных средств, защита ценностной устойчивости национального платежного средства, регулирование денежного оборота.[9]
В данной статье также говориться, что Президент назначает председателя Венгерского национального банка на срок в шесть лет. Председатель Венгерского национального банка обязан отчитываться о своей деятельности перед Г осударственным собранием, то есть парламентом.
Польский национальный банк наделен Конституцией Польши исключительным правом эмиссии денег и исполнением денежной политики. Также он несет ответственность за стоимость национальной валюты. Главными органами Польского национального банка согласно Конституции являются председатель национального банка, Совет денежной политики и правление банка.[10] Конституции множества государств в подробной мере регламентируют основы статуса центральных банков как главного компонента финансовой системы государства.
Делая вывод, следует сказать следующее:
Конституции различных государств в основном регулируют вопросы закрепления роли центральных банков в финансовой системе государства как базового компонента и обеспечивают устойчивость национальной валюты. Установление основы взаимодействия центральных банков с другими публично-властными структурами, результатом такого взаимодействия должно стать гарантия самостоятельности национальных банков. Определение процедуры назначения руководителей центральных банков. Включение отсылочной нормы, которая определяет статус центральных банков специальным законом, это необходимо для устойчивости от изменений со стороны государства.
2. РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Особенности денежно-кредитной политики Центрального банка РФ в современных условиях
На современном этапе развития российской экономики, в условиях продолжающейся её трансформации и становления денежного рынка ключевую роль играет эффективная деятельность, как Центрального банка, так и всей банковской системы в целом, которая обеспечивает финансовыми ресурсами крупные и средние организации, а также малый бизнес, составляющий основу любой развитой рыночной экономики.
Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мер, воздействующих на денежное обращение и состояние кредита в целях достижения неинфляционного экономического роста и полной занятости». Она является важным и действенным инструментом воздействия на экономику страны, не нарушающим суверенитета большей части субъектов системы бизнеса.
Денежно -кредитная политика - очень мощный, а одновременно с этим и опасный инструмент. С ее помощью можно как выйти из кризиса, так и усугубить сложившиеся в экономике негативные тенденции. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно - кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты[11].
В качестве проводника денежно -кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Он располагает набором средств, которые называются инструментами денежно -кредитной политики. Эти инструменты в основном воздействуют на количество денег, главным образом в виде банковских депозитов, либо на процентные ставки.
Деятельность Центрального банка не ограничивается только применением косвенных инструментов регулирования денежно -кредитной системы. Путём прямого регулирования Банк России воздействует на количество кредитно - финансовых институтов и как следствие на уровень конкуренции в финансовом секторе[12].
Стоит отметить и тот факт, что на данном этапе Банк России ведет политику оздоровления и централизации всей банковской системы - отзывая лицензии у кредитных организаций, проводящих высоко рискованную политику, которая может нарушить стабильность банковского сектора и подорвать доверие населения и бизнеса к финансовой системе государства.
Проблемы в экономике и банковском секторе на сегодняшний день не преодолены. Выявленные негативные тенденции указывают на возможность возникновение системного кризиса в банковской сфере, обусловленного сокращением ресурсной базы банков, что так же сокращает возможности кредитования банками предприятий нефинансового сектора экономики.
Можно констатировать, что в банковском секторе России в период с 2014 по 2016 годы наблюдался прирост практически по всем показателям. Отрицательная динамика, в этот период, видна только по показателю предоставления кредитов физическим лицам, что, по нашему мнению, связано с падением реальных доходов населения. Развитию кредитования населения в России в условиях кризиса был нанесён сильнейший удар. Финансовая нестабильность приводит к увеличению числа непогашенных кредитов. В условиях сокращения рабочих мест и урезания зарплат многие граждане просто потеряли возможность платить по кредитам. Новые процентные ставки делают проблематичным совершение регулярных выплат. Это приводит к потере доходов и, как следствие, к уменьшению финансирования, сокращению скорости оборота денежных средств.
Сокращение объёмов сбережений населения является ещё одним фактором, влияющим на уменьшение банковских (кредитных) ресурсов. Провозглашённое ЦБ РФ поэтапное снижение ключевой ставки в рамках политики кредитной экспансии с одной стороны будет способствовать удешевлению кредитов для коммерческих организаций и населения, а с другой стороны это приведёт к снижению доходности депозитов и не сделает вложения в них более привлекательным.
В рамках освещения сценариев макроэкономического развития и денежно - кредитной политики в 2018-2020 годах, регулятор, формируя прогноз на ближайшие три года, полагает, что набор и характер действия фундаментальных факторов, оказывающих влияние на ситуацию в российской экономике и динамику цен, значимо не изменятся. При этом отметим, что темпы экономического роста в России на трехлетнем горизонте, по оценке Банка России, не превысят 1,5-2%[13].
В условиях высокой нестабильности Банк России должен быть готов к любому возможному варианту развития событий. Имея в своем распоряжении весь необходимый набор инструментов, он обязан принимать решения гибко и оперативно, исходя из задачи снижения инфляции, не допуская при этом чрезмерного охлаждения экономики и сохраняя финансовую стабильность. Одновременно с этим для ускорения адаптации российской экономики к новым внешним условиям усилий одного Банка России недостаточно.