Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
1.1 Становление и развитие правовой политики в Российской Федерации
1.2 Связь Российской правовой системы с романо-германской правовой семьей
2 СРАВНЕНИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ С ПРАВОВЫМИ СИСТЕМАМИ СТРАН ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
2.2 Влияние «коммунистического права» на российскую правовую систему
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования выражается в повышенном интересе к проблеме соотношения и сравнения российской правовой системы с правовыми системами стран постсоветского пространства. В особенности, актуальна проблема влияния социалистической правовой системы на российскую правовую систему, и правовые системы государств, образовавшихся на постсоциалистическом пространстве.
Проблематика тенденции данного развития довольно неоднозначно воспринимается как в отечественной, так и зарубежной правовой литературе. Следует отметить, что большинство публикаций на данную тему концентрируется на недостатках, касающихся еще советской правовой системы, которые в последствии перешли в не только в Российскую правовую систему, но и в правовые системы постсоветского пространства. Что немаловажно, множество работ также акцентируется на отрицательных тенденциях, свойственных «переходному периоду» развития правовой системы России. Проблематика состоит в том, что вместе с уходом в историческое прошлое социалистического или иного государства, не уйдет правовое сознание народа, которое формировалось в социалистической среде, правовые теории и доктрины которого были построены опираясь на марксистские идеи, а также правовая культура, правовые традиции, и все то, что является важнейшим компонент любой правовой системы и, соответственно, правовой семьи.
Актуальность работы заключается в том, что с целью исчезновения из общественного сознания принципов и начал социалистической идеологии, которые сложились в течение большого количества лет, потребуется смена множества поколений бывшего социалистического, а ныне постсоциалистического общества.
Целью исследования данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов формы правления в прошлом и настоящем.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить становление и развитие правовой политики в Российской Федерации;
- рассмотреть связь Российской правовой системы с романо-германской правовой семьей;
- исследовать характерные черты, сохранившиеся от социалистической правовой семьи, в правовых системах России и стран Постсоветского пространства;
- исследовать влияние «коммунистического права» на российскую правовую систему.
Объектом данного исследования выступают правовые системы России и стран постсоциалистического пространства, а также социалистическая правовая семья и «семья коммунистического права»
Предметом данной курсовой работы являются научные разработки, доктринальные положения и исследование правовой политики в теории государства и права.
Методологической основой исследования является общефилософские категории (сущность и явление, форма и содержание, структура и элемент, причина и следствие), а также система общефилософских, общенаучных и специальных методов, которые были использованы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
1.1 Становление и развитие правовой политики в Российской Федерации
Начать следует с определения правовой системы. Итак, правовая система - это сложное, систематизированное, порядочное явление, которое передает все правовое устройство общества, полноту правовой действительности, систему юридических средств, при помощи которых власть оказывает правовое воздействие на поведение людей. Правовая система общества, в свою очередь, - это определенная историческая система юридической практики, права и идеологии, которая господствует в отдельном государстве[1].
Зарождение и формирование правовой системы России проходили в общем порядке, который присущ развитию любой национальной правовой системы, однако в каждом из этих процессов были свои нюансы и особенности.
Российское, а точнее - «русское» право есть достаточно оригинальное явление на правовой карте мира и несет в себе многолетнюю историю.
При анализе отечественной юридической литературы, в правовой системе субъект права, до определенного времени, никак не выделялся, что вполне логично: личность не была так важна, была подчиненной, занимала второстепенное место в российской и советской действительности, и именно поэтому субъект права «возникал» только при изучении отдельных объектов правового регулирования, в частности при анализе правового отношения[2].
Однако, в более новой теории государства и права, сложившейся в наше время, личность в качестве субъекта права, выходит на первый план во всей правовой реальности и представляет собой отправной пункт и основание научных исследований[3].
Это подкрепляется и этимологией слова «субъект», которое в переводе с латинского есть ничто иное, как «лежащий внизу, находящийся в основе, в основании всей социальной жизни».
Ученые теоретики, придерживающиеся позитивистского правопонимания отмечают, что субъект становится носителем прав и обязанностей, а также участником правовых отношений, только в силу правовых норм. А именно, только когда они закреплены в позитивном, писаном праве.
В том случае, если государство не предоставит субъекту соответствующие правовые свойства, он не будет субъектом права и его правовой статус будет приравниваться к статусу раба[4].
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Итак, защита прав и свобод человека и гражданина - главная функция государства. В то же время непосредственным носителем суверенитета, а также источником государственной власти является многонациональный народ, а в конечном счете человек и гражданин, объединенные в крупную социальную общность - российский народ, составляющий население Российской Федерации.
Можно сделать вывод, что из основания и центра правовой системы возникает государственность в целом. Указанные выше факты характерны в первую очередь для правового государства, в котором право выступает первичным, основным фактором во взаимоотношении с государственностью[5].
На сегодняшний день, стратегическими целями эволюции и развития российской политической системы, а также государственности выступают:
1. Формирование такого государственно-правового механизма, который будет действительно нацелен на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией Российской Федерации положения о правах человека как высшей ценности.
2. Выработка системы положительного, настоящего воздействия человека на государство при помощи институтов гражданского общества. Обе задачи глобальные и долговременные. Однако, от их разрешения будет зависеть то, насколько очевидно, насколько возможно и реально рассматриваемые здесь положение и вопрос о субъекте как центре и основе российской правовой системы. На данный момент, это - идеальный исход, к которому должно стремиться наше политико-правового развитие.
Один из важнейших элементов правовой системы - правовое сознание, которое не может существовать в отрыве от субъекта правовой системы и рассматривается отдельно только в случае теоретического анализа. Правосознание чаще всего определяется, как «совокупность идей, чувств и представлений о праве, действующем и желаемом, о действиях органов и лиц в области право-регулирования».
Это весьма формалистическое толкование, слабо формулирующее исследуемый феномен.
Наиболее содержательное определение правосознанию дает Алексеев С.С.- «Правосознание ни что иное, как комплекс эмоциональных, чувственных, мысленных и идеализированных образов, при помощи которых человек усваивает и оценивает важнейшие общественные отношения в области прав и обязанностей»[6].
Следует уточнить, что правовым общественное сознание становится только вследствие того, что в нем сформировываются идеи о юридической общеобязательности в качестве основы жизнедеятельности и порядка, противостоящей произволу, беззаконию и хаосу, предусматривающие наказания за правонарушения, реальном равенстве граждан и справедливости, защите личности, а также ее собственности от посягательств и самоуправства других субъектов, в том числе государства, идеи о легитимном судебном разбирательстве конфликтов и другие.
Однако, российской правовой культуре, формировавшейся после распада СССР, не доставало нужного количества времени для того, чтобы в ней естественным путем зародились исключительно собственные правовые формы и отношения. Именно поэтому, наравне с последними существовали и применялись заимствованные - шведские, византийские, литовские.
Как утверждала Беседина В.А., - «Россия оставалась в наибольшей степени открытой чужому историческому опыту, но, в случае если у правовых форм отсутствует крепкая основа в общественном понимании, если они не формируются из него, а лишь навязываются извне государством, такие правовые формы с легкостью отвергаются данным общественным пониманием и психологией, которые, в свою очередь, предпочитают иные, более понятные и хорошо знакомые им формы регуляции общественных отношений: моральные, патриархально-семейные, традиционно-бытовые, религиозные и иные»[7].
Итак, правовое сознание образуется в индивидуализирующейся культуре, когда человек развиваясь, начинает осознавать себя, свою уникальность, свою собственную сущность.
Именно поэтому, личное самосознание и личное достоинство - крайне важные и необходимые предпосылки зарождения, развития и устройства правового сознания и правовой культуры в целом.
Так, в случае их отсутствия или недостаточной силы, а также авторитарной государственности и ряду других обстоятельств приведут к формированию правового нигилизма - системы идей, представлений и мнений, которые отрицательно оценивают роль права в жизни общества.
Перейдем к следующему компоненту правовой системы - правовой деятельности, складывающейся из правотворческой деятельности органов государственной власти, из правоприменительной деятельности правоохранительных и иных органов государства и из деятельности по реализации права всеми перечисленными органами, а также иными субъектами и организациями российской правовой системы.
Следует начать с правотворческой деятельности. Через данную деятельность, отражающую главные социально-экономические, культурные и иные потребности общества, в нормативно-правовую систему вливаются юридические «директивы» - нормы, модели поведения деятельности людей, органов и организаций российского общества.
Стоит указать на то, что самая важная задача, которую следует разрешить в ходе правотворческой деятельности при развитии правовой системы в Российской Федерации - это формирование обновленной, даже практически полностью новой, нормативно-правовой системы, которая будет через свою призму отражать и развивать происходящие в обществе изменения фундаментальных начал жизнедеятельности, таких как[8]:
- Переход от «монопольного» подчинения экономики государству к экономике, где наиболее значимую роль будут играть частная предпринимательская деятельность и малый бизнес.
- Переход от всеобщей имущественной стандартизации в «нищете», за невысоким процентным исключением, к формированию крепкого, стабильного среднего класса, созданию надлежащего, удовлетворяющего потребности человека уровня материального благосостояния.
- Переход от политики, которая навязывается народу узконаправленной группой руководства к политике.
- Переход от национальной политики с имперским характером, к политике, которая основывается на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Для претворения этих задач в действительность, правотворческая деятельность должна отвечать ряду некоторых требований. Во-первых, данная деятельность должна быть законодательно урегулирована так, чтобы образовался работающий механизм по распознанию, учету и координации интересов всех групп и слоев российского общества, а также по созданию юридически совершенных нормативно-правовых актов. Особое внимание федеральным законодателем должен быть уделено системному, кодификационному правотворчеству, результатом которого станут обновленные, крупные блоки правовых норм, регулирующие комплексно области и виды общественных отношений.