Файл: Денежная система России и ее элементы (Зарубежный опыт регулирования статуса центральных банков).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Центральный банк России, его функции и роль в экономике
1.2. Зарубежный опыт регулирования статуса центральных банков
2. РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Особенности денежно-кредитной политики Центрального банка РФ в современных условиях
2.2. Анализ Основных направлений денежно-кредитной политики
Следовательно, Банк России должен внести корректирующие изменения при помощи других инструментов денежно -кредитной политики. Например, актуально снижение ставки отчисления в фонд обязательного резервирования, что позволит увеличить банкам собственные средства за счёт возможного роста процентных доходов, а, следовательно, прибыли. Банки должны восстановить кредитование организаций и тогда процентные доходы от этого будут составлять основную часть их прибыли.
Ключевую роль в решении этой проблемы может сыграть Банк России, который, активно применяя как косвенные, так и прямые инструменты денежно - кредитной политики, будет воздействовать на ключевые показатели банковского сектора.
Необходимо улучшение координации действий Правительства РФ и Банка России в сфере реализации мер экономической политики, индексации тарифов, зарплаты и пенсий, а также в части согласования возможных антикризисных мер. Только совместными усилиями удастся добиться более высоких темпов экономического роста и, в конечном счете, более высокого уровня благосостояния граждан России.
Основная цель денежно-кредитной политики Банка России в настоящее время - поддержание инфляции вблизи уровня 4 %. Для ее достижения с 2015 г. применяют режим таргетирования инфляции при отказе Банка России с января 2018 г. от прямого контроля за курсообразованием на валютном рынке. Основной инструмент денежно-кредитной политики с 2013 г. - изменение ключевой ставки Банка России. Никаких официальных промежуточных целевых ориентиров, помимо прогноза инфляции на ближайшие три года с ежегодным обновлением не применяют[14].
Следует отметить, что проблемам денежно-кредитной политики в последние годы посвящено значительное количество научных публикаций, многие из которых содержат весьма резкую критику действий Банка России.
2.2. Анализ Основных направлений денежно-кредитной политики
Анализ Основных направлений денежно-кредитной политики, докладов Банка России о денежно-кредитной политике позволяет сформулировать следующие основные, по нашему мнению, особенности политики Банка России в 2013-2018 гг.:
- денежно-кредитная политика проводилась на фоне замедления макроэкономической динамики в экономике России, начавшегося под влиянием падения цен на энергоносители на мировом рынке и сохраняющееся до настоящего времени, несмотря на повышение сырьевых цен;
- с 2015 г. Банк России начал проводить денежно-кредитную политику в режиме таргетирования инфляции;
- с 2013 г. Банк России начал использовать ключевую ставку как основной, а с 2015 г. - практически единственный инструмент монетарного регулирования, отказавшись от валютного курса как важнейшего ориентира политики, которым он выступал, по крайней мере, с начала 2000 г. и перейдя к режиму таргетирования инфляции[15];
- на протяжении периода 2013-2018 гг. основные усилия Банка России в области денежно-кредитного регулирования были направлены на подавление инфляции, которая начала расти под воздействием девальвации рубля в 2013-2015 гг., и эта направленность сохраняется;
- Банк России в последние пять лет последовательно абстрагируется от проблем реального сектора экономики, полагая, что 1,5 %-2,0 % экономического роста соответствует потенциально возможному уровню, а «денежно-кредитная политика имеет предел своих возможностей» и «не может увеличить потенциал роста»[16].
В условиях экспорто-ориентированности экономики и того факта, что более половины стоимостного объема российского экспорта формируют сырьевые товары, в том числе нефть, газ и продукты их переработки, ситуация в экономике России существенно зависит от конъюнктуры внешних сырьевых рынков. Поэтому, когда цены на энергоносители с 2012 г. начали снижаться, в России начал падать экспорт, а значит и поступления валютной выручки. В этих условиях на фоне повышения Банком России гибкости режима курсообразования в рамках подготовки перехода к инфляционному таргетированию наблюдалось существенное ослабление курса рубля.
В реальном секторе начали падать инвестиционная активность, темпы роста промышленного производства, стали снижаться реальные располагаемые доходы населения и замедляться рост экономики.
В связи с тем, что с 2013 г. основным инструментом денежно-кредитной политики выступает изменение ключевой ставки Банка России, к которой напрямую привязаны ставки денежного рынка, а также, прямо или косвенно ставки по кредитам и депозитам, Банк России начал поднимать ключевую ставку, особенно резко в 2014 г., для противодействия усилению инфляционных процессов.
Необходимо отметить, что в целом действия Банка России привели к снижению инфляции, которая к концу 2017 г. достигла уровня 2,5 % по показателю индекса потребительских цен, а в октябре 2018 г. она составила 3,5 % к октябрю 2017 г.
Таким образом, если исходить из основной цели Банка России, то денежно-кредитную политику следует признать результативной. Однако эффективность политики Банка России последних лет, по мнению автора, вызывает вопросы.
Следствием процентной политики Банка России стало повышение ставок по кредитам, поскольку в любом кредитном договоре банк оставляет за собой право изменять кредитную ставку при изменении ключевой ставки. Несмотря на то, что в 2015-2018 гг. ставки снижались, следуя за ключевой ставкой Банка России, их уровень в настоящее время превышает норму рентабельности в реальном секторе экономики. Так, по данным Росстата, средняя норма рентабельности нефинансовых предприятий (без субъектов малого и среднего бизнеса) составила в 2017 г. 7,5 %, а ставка по кредитам бизнесу, например, в ПАО Сбербанк по информации, представленной на его официальном интернет-сайте, начинается от 11 % годовых. Отметим, что в России на основе использования кредитных ресурсов сформировано более 50 % оборотных и более 10 % основных средств предприятий. В условиях санкционных ограничений внешних заимствований роль кредита в российской экономике многократно возрастает. Однако политика Банка России и банков, которые к ключевой ставке добавляют возросшие риски кредитования и снизившуюся кредитоспособность заемщиков, приводит, во-первых, к малодоступности кредита, что отражается на динамике кредита экономике и качестве кредитного портфеля банковского сектора. Во-вторых, за счет высоких ставок по кредитам происходит «вымывание» оборотных средств предприятий.
Снижение совокупного спроса, выражается в уменьшении вклада конечного потребления государства и населения в прирост валового внутреннего продукта. Этому способствует также политика «бюджетной консолидации», то есть сокращения бюджетных расходов, которую проводит Министерство финансов России. Рост вклада расходов населения в 2017 г. на фоне падения его реальных располагаемых доходов в течении последних четырех лет, обеспечено исключительно за счет необеспеченного кредитования, резкий рост которого наблюдается с начала 2017 г.
Таким образом, денежно-кредитная политика, решая задачи обеспечения стабильности в части снижения инфляции, никак не способствует стимулированию экономического развития РФ. Такую политику, по мнению автора, признать эффективной нельзя. Тем не менее, исходя из Основных направлений денежно-кредитной политики на ближайшие три года, подходы Банка России останутся в целом неизменными.
В этих условиях целесообразной представляется переориентация денежно-кредитной политики на стимулирование экономического роста на основе реализации следующих мер:
- формирование в рамках системы рефинансирования Банка России отдельного канала предоставления банкам дешевых целевых ресурсов, которые будут использоваться ими в процессе кредитования российских компаний, что будет способствовать повышению доступности инвестиционного источника их развития;
- ужесточение валютной политики, предполагающее введение ограничений по трансграничному движению капитала и возврат к управляемому плавающему курсу рубля. Одновременное таргети-рование Банком России валютного курса и инфляции представляется целесообразным в течение всего периода структурного реформирования российской экономики с целью снижения ее зависимости от экспорта углеводородов.
Таким образом, на современном этапе развития российской экономики в условиях достижения приемлемо низкого уровня инфляции, денежно-кредитная политика Банка России должна приобрести направленность на интенсификацию экономического роста.
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2020-2022 ГОДЫ
Центробанк России опубликовал проект реализации денежно-кредитной политики в 2020-2022 гг., направив его на одобрение правительством и президентом Владимиром Путиным.
Стандартно регулятор дает три прогноза:
- базовый – Центробанк считает его наиболее вероятным с учетом происходящей экономической ситуации;
- позитивный – маловероятный, но возможный сценарий развития событий при благоприятных условиях;
- рисковый – также маловероятный дополнительный сценарий, учитывающий максимально возможные негативные тенденции.
Базовый сценарий
Во первых, стоимость 1 барреля нефти бренда Urals в последующие 3 года будет продолжать снижаться. Если средняя цена природного ресурса в 2019 году составила 63 долл., то в следующем она вряд ли превысит 55 долл. В 2021-2022 гг. ЦБ РФ не ожидает подъема цены нефти выше 50 долл. за 1 баррель. Уровень инфляции, как и в 2019 году, регулятор надеется сохранить на уровне в 4 %. При этом денежная масса в обращении ежегодно будет увеличиваться на 7-12 %. Прогноз по росту валового внутреннего продукта (ВВП) варьируется от 1,5 до 3 % в год. Как и обычно, Центробанк не дает более точные прогнозы по ВВП.
Потребительские расходы, по мнению Банка России, ежегодно будут расти 1,5-2,5 %. Одновременно с этим россияне будут более склонны к накоплению финансовых ресурсов, откладывая на 2,5-4,5 % больше, чем в предыдущих годах. ЦБ РФ ожидает, что к 2020 году уровень потребления также будет расти, поэтому суммарные накопления россиян снизятся, несмотря на увеличение откладываемой суммы. В 2020-2021 гг. граждане будут вести себя более осторожно, крупные покупки будут откладываться до лучших времен.
Уровень экспорта увеличится на 2-3 %, при этом внешняя торговля существенно оживится только к 2022 году. В 2020-2021 гг. ожидается повышение импорта на 3-4 %, но к 2022 году его объемы сократятся за счет выпуска отечественных аналогов.
Кроме того, регулятор ожидает продолжение роста кредитования населения и юридических лиц, но в меньших масштабах, чем в 2018-2019 гг. – по 10-15 % в год вместо 20-22 %.
Позитивный сценарий
Позитивный сценарий в глазах Центробанка выглядит следующим образом: Стоимость 1 барреля отечественной нефти будет стоить в пределах 65-75 долл. Уровень инфляции, как и в базовом сценарии, прогнозируется на уровне 4 %, а количество денежных средств в обороте ежегодно будет расти на 8-13 %. Максимальный прогноз по ВВП – 3 % в год, как и в базовом сценарии. Увеличился лишь минимальный порог: он составит не 1,5 %, а 2 %.
Ожидается рост потребительских расходов на 1,8-2,5 %. На накопления люди будут откладывать на 2,5-5 % больше. Уровень экспорта увеличится на 2,5-3,2 %. Импорт также увеличится на 2,5-4,5 % с постепенным снижением объема зарубежной продукции из-за реализации политики импортозамещения.
Прирост кредитования ожидается на уровне 6-20 % для юридических и физических лиц.
Как видно, позитивный сценарий не сильно отличается от базового. Ключевым критерием отличия стали именно цены на нефть.
Негативный сценарий
Если реализуются негативные тенденции, то Банк России ожидает следующий вид развития экономической ситуации: Стоимость нефти Urals будет варьироваться от 25 до 35 долл. за 1 баррель. ЦБ РФ рассчитывает сдержать инфляцию до 3 % в год при реализации негативных тенденций, но не исключает, что она может подскочить до 8 %.
ВВП будет отрицательным (-1,5-2 %), но регулятор, несмотря на негативные факторы, надеется вывести российскую экономику в плюс на 3,5-4,5 % в год к 2022 году.
Потребительские расходы сократятся на 2 %, но впоследствии восстановятся до +4 % в год. Возможности накопления финансовых средств населения урежутся на 14-15 %, но после восстановятся на +8-9 % в год.
Центробанку придется сократить выпуск новых денежных средств в оборот, прирост объема составит около 2-9 % в год.
Спрос на кредиты также снизится - ежегодный прирост будет составлять 4-13 %.
В среднесрочной перспективе ЦБ РФ продолжает ожидать спад экономического роста в мировом масштабе. Предпосылками к этому выступают новые ужесточения в международной торговле. Из-за этого потребительские настроения в мире будут апатичными, а деловые и инвестиционные отношения не получат должного развития.