Файл: Понятие и классификация функций государства (Факторы, влияющие на содержание функций государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В юридической науке государство представляет собой сложный для исследования объект по причине многосторонности его проявлений. Российская Федерация формируется и развивается как демократическое правовое социальное государство, и наше общество претерпевает изменения во всех сферах жизнедеятельности человека.

Государство осуществляет политику определенными средствами и обладает определенными функциями.

С понятием функции государство связаны такие важнейшие аспекты
как политико-государственный режим, правовая система общества, становление государственности, социальная сфера и национальная безопасность.

Посредством реализации функций государство воздействует на различные сферы общественной жизнедеятельности.

Проанализировав функции современного российского государства, можно прийти к пониманию проблем эффективного управления и реформирования происходящих процессов в обществе. Но для уяснения сущности государства, его социального назначения, задач и целей необходимо осмыслить категорию «функции государства», единого понимания которой в науке не достигнуто.

Актуальность исследования функций российского государства обусловлена несколькими моментами:

- во-первых, данный вопрос относится к числу основополагающих и дискуссионных (так как связан с сущностью государства);

- во-вторых, потому что он обладает теоретическим и практическим значением;

- в-третьих, потому что исследование данной темы дает возможность достаточно точно определить характер деятельности государства, выбор развития его приоритетов на современном этапе.

Значимость данного вопроса в современное время переоценить сложно.

Теоретические проблемы, связанные с различными аспектами функций государства, традиционно выступают объектом научных исследований. Это вызвано, во-первых, тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение, следовательно, их анализ служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. В курсовой работе, помимо прочего, рассматривается проблема отсутствия единого подхода к пониманию такой категории как «функции государства».

Цель работы – исследование понятия и классификации функций государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить понятие и природу функций государства;

2. Охарактеризовать факторы, влияющие на содержание функций государства;


3.Исследовать классификацию функций государства;

4. Рассмотреть внутренние функции государства;

5. Проанализировать внешние функции государства.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе исследованы понятие и сущность функций государства. Во второй главе охарактеризованы внутренние и внешние функции государства.

Для написания курсовой работы применялись исследования таких авторов, как Альбов А.П., Болгов В.А., Братановский С.Н., Бухтерева М.А., Вершило Н.Д., Власова Т.В., Гаврилова Ю.А., Гаско А.В., Глебов А.П., Гнатенко А.И., Головистикова А.Н., Грачев Н.И., Гринько А.А., Дембицкий А.А., Добрынин Е.Ю., Жимиров В.Н., Ильясова З.М., Камалова Г.Т., Лапшина О.С., Марченко Ю.В., Матузов Н.И., Минасян А.А., Мишина Н.Н., Назаров И.В., Петрив А.А., Рубаник В.Е., Семенова В.В., Туманов С.Н., Фаворская К.Ю., Юрочкин М.А. и др.

1.Понятие и сущность функций государства

1.1.Понятие и природа функций государства

Государство создано для того, чтобы постоянно, непрерывно и эффективно действовать в социальной среде. И, соответственно, понятие «функции» применительно к государству по существу означает, прежде всего, его действие, функционирование.

Понятие «функция» фактически нельзя назвать собственно юридическим, либо политическим понятием[1]. «Теорией государства и права» данное понятие заимствовано из прочих наук для того, чтобы в ходе применения наполнить его своим смыслом[2].

Если провести историческую аналогию и конкретно применительно к использованию юридического понятия «функции государства», то отметим, что Г. Еллинек в работе «Общее учение о государстве» (1900 г.) представил понятие «функции государства». Г. Еллинек рассмотрел материальные функции, как основные направления государственной деятельности, а также формальные - функции определенных групп государственных органов[3]. Таким образом, речь в данном случае о функциях государства как механизме воздействия на общественные отношения.

Каждая функция обладает объектом воздействия и содержанием. Объектами, которые представляют собой один из критериев разграничения функций, здесь являются какие-то конкретные сферы общественных отношений (например, оборона, экономика, культура и т.д.)[4].


Содержание функций свидетельствует о том, какие управленческие действия и в какой области оно принимает, какие решения принимает государство и его органы, какие конкретные вопросы решаются государственными органами[5].

Изучение функций государства направлено на познание главного, определяющего в его содержании, выявление его социального смысла, а кроме того способствует определению его структуры (способов, закономерностей организации элементов государства как сложной социальной системы).

Исследование функций влечет более глубокое изучение процесса возникновения, развития, смены, разрушения, появление государств различных типов, видов, форм у разных народов, т.е. процесса формирования и эволюции государственности, а помимо прочего способствует уяснению связей государства с многими этнокультурными, идеологическими, духовными и иными факторами, воздействующими на его деятельность[6].

Функции государства можно определить, как главные социально значимые направления деятельности государства на каком-то определенном историческом этапе развития общества.

Следует отметить, что в процессе функционирования государство оказывает целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи[7].

Государство выполняет определенные функции благодаря проводимым реформам, различным преобразованиям и посредством правового регулирования общественных отношений, а кроме того, воздействует на состояние общественных процессов и способствует активному их осуществлению и изменению направленности.

Государство, как социальный институт, живет, действует, изменяется, развивается и, тем самым, выполняет социальное предназначение[8].

Осуществление отдельных функций государством может, как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние[9].

По мнению Л.А Морозовой, к существенным признакам функций государства относятся:

- особые формы реализации функций государства (правовые и организационные), обусловленные применением свойственных им методов управления (в т.ч. властно-принудительных);

- устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни общества;

- непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в функционировании государства;


- направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе[10].

Совокупность отмеченных признаков позволяет утверждать о наличии у того или иного государства соответствующих функций.

Функции отражаются на объеме и характере деятельности государства в процессе обеспечения гармоничной жизнедеятельности. Невыполнение какой-либо функции государством может вызвать негативные последствия. В то же время функции государства должны соответствовать объективным потребностям общества[11].

Понятие функций государства широко использовалось в рамках марксистко-ленинского подхода к государству (в рамках классовой сущности). В отечественной правовой литературе проблеме функций государства стали уделять пристальное внимание после выступления И. Сталина на XVIII съезде ВКП (б), где было отмечено, что функции характеризуют деятельность государства применительно к задачам, стоящим перед ним на различных этапах его развития[12].

Классовая сущность государства связана с его ролью как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства, поддержки национально-освободительных движений. При этом сущность государства тесно увязывалась с понятием социалистической собственности, господством рабочего класса, наличием правящей коммунистической партии и т.д.

На современном этапе развития российского государства сохраняется функциональный подход к его деятельности, но с рядом уточнений, которые касаются прежде всего факта расширения и углубления понимания социального назначения государства[13]. Лишь реализация подходов к социальной сущности государства будет способствовать обеспечению его существования, благополучия, а порой и его выживание[14].

Таким образом, функции государства представляют собой основные направления деятельности, вытекающие из его классовой сущности и социального назначения.

1.2. Факторы, влияющие на содержание функций государства

На содержание функций государства оказывают влияние различные факторы:

1. Классовая и социальная сущность государства. Взаимосвязь функций государства с его сущностью и социальным назначением говорит о наличии в содержании функций любого государства классового и общесоциального начал. Государство выступает в качестве политической организации
правящего класса или группы общества. Государство обслуживает в первую
очередь интересы данных групп и классов и одновременно осуществляет организованное насилие в отношении своих классовых противников[15].


Так, своеобразными являются функции государства во времена революционных потрясений, иных радикальных социальных перемен.

Характеристика функций государства лишь с классовых позиций влечет искаженность представления о выполнении государством «общих дел». Например, считалось, что в обществе, разделенном на классы и противостоящие друг другу группы, у государства не может быть надклассовых общесоциальных функций[16]. Между тем, данное общество представляет собой единый социальный коллектив, государственную общность, где сосуществуют и сотрудничают правящие и управляемые[17].

Изменение сущности государства неизменно отражается на содержании его деятельности, так как функции наиболее «чутки» к сущностным изменениям. Это наглядно проявляется в функциях современного российского государства, многие из которых претерпели значительную модификацию по сравнению с предыдущими периодами его развития. Вместе с тем появление некоторых новых функций у государства не всегда жестко предопределено его новой сущностной характеристикой.

Следует отметить, что в целом формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в процессе исторического развития, и поставленных целей в развитии государства[18].

Реализация данных задач и целей зависит от следующих аспектов:

- реальных условий (в т.ч. потребностей и интересов населения);

- экономических возможностей государства;

- нравственного и культурного уровня общества;

- профессионализма государственного аппарата.[19]

В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а, следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое значение приобретает экономическая функция; на других – в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политических функций государственной власти[20].

Каждая функция государства характеризуется определенным содержанием, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни.

Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным, оно изменяется под влиянием различных факторов. Поэтому государство, будучи механизмом управления обществом, осуществляет общесоциальную деятельность, в которой заинтересованы все классы и группы населения, все общество[21].