Файл: Понятие и классификация функций государства (Факторы, влияющие на содержание функций государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем, в каждой функции можно выделить ряд подфункций, в которых идут процессы количественных и качественных накоплений по реализации важных для общества задач и целей.

В отличие от самостоятельных функций, выражающих сущность и социальное назначение государства, подфункции воплощают что-то особенное в рамках конкретного направления деятельности и в воздействии на общественные отношения[44].

Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности на внутренние и внешние.

Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают особенности его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении[45].

Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга.

Современному государству присущи такие внутренние функции, как социальная, политическая, экологическая, экономическая; налогообложения и финансового контроля, охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка[46].

К внешним функциям можно отнести следующие функции, как, оборона страны, обеспечение интеграции в мировую экономику, поддержание мирового порядка, сотрудничество с прочими государствами в различных видах отношений, в т.ч., в решении глобальных проблем современности[47].

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Функции государства – это основные направления его деятельности, вытекающие из его классовой сущности и социального назначения.

Функции государства как направления его деятельности государства могут быть классифицированы по различным основаниям и их виды могут трансформироваться в зависимости от целей и задач, возникающих и формулируемых обществом перед государством.

Характеристика внешних и внутренних функций позволяет раскрыть содержание государства на современном этапе развития.

2.Внутренние и внешние функции государства

2.1 Внутренние функции государства

Рассмотрим внутренние функции.


Политическая функция. Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что все функции государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в том числе обеспечение народовластия[48].

Кроме формирования органов государства и участия в решении государственных вопросов, население страны должно иметь возможность контролировать функционирование государственной власти и реализацию принятых решений[49]. Это предполагает:

- обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими;

- реализацию волеизъявления народа в форме правотворчества и иных государственных решениях;

- создание условий для самоорганизации и самоуправления народа для формирования демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные прерогативы в управлении собственными делами;

- официальное представительство общества, поскольку функция обеспечения народовластия означает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества и ответственность перед ним;

- защиту конституционного строя, реализуемую специальными органами, а также непосредственно народом путем реализации права на противодействие любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя[50].

Функция государства в политической сфере нацелена на создание жизнеспособного демократического общества. Вместе с тем, одних демократических институтов мало для осуществления подлинного народного правления, так как демократические институты могут быть использованы и в антидемократических целях. Вместе с тем, есть опасность установления тирании большинства, возможной в любой системе демократии. И здесь велика роль государства, которое, выполняя политическую функцию, призвано исходить из разнообразия интересов в обществе, выступать в роли арбитра при конфликте интересов, не допускать нарушений прав человека, интересов меньшинства во имя общего блага[51].

Деятельность государства в политической сфере сложна, многогранна и является ключевой, так как создает условия для эффективного выполнения прочих функций. Эта функция создает в обществе своеобразный климат, позволяющий благоприятно развиваться иным основным направлениям деятельности государства[52].


Экономическая функция государства зависит от того, осуществляется она в условиях распределительной или рыночной экономики.

В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределение ресурсов, а также устанавливает строго централизованную систему управления экономикой[53].

В условиях рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе саморегулирования, дополненного целенаправленного регулирования со стороны государства. В данных условиях государство «сбросило» с себя часть обязанностей в экономической сфере.

Вмешательство государства в экономику происходит посредством выработки экономической политики в масштабе общества, а также управления предприятиями и организациями, находящимися в государственной собственности[54]. Также государство устанавливает правовые основы рынка и ценовой политики[55] и регулирует внешнеэкономические отношения[56].

Мировой опыт свидетельствует о том, что в рыночных отношениях недостаточно лишь элементов саморегулирования, а необходимо сочетание саморегулирующихся и регулируемых средств и рычагов. В качестве эффективного метода регулирования экономических отношений в странах с развитой рыночной экономикой применяется планирование[57].

Опыт зарубежных стран показывает, что рынок совместим с планированием процесса экономического развития, и практически невозможен без определения целей, механизмов их осуществления, без расчета, прогноза результатов. А это невозможно без планирования[58]. Но характер и содержание планирования в условиях рыночных отношений обладает особенностями.

Планирование при рыночной экономике жестким не является и основано на использовании экономических методов, а также носит рекомендательный характер в отношении частных собственников и частных производителей. Планирование сочетает взаимные интересы общества, государства, отдельных товаропроизводителей[59].

При характеристике экономической функции государства следует отметить, что рынок постоянно меняется, поэтому масштабы и методы его регулирования также мешаются, в противном случае подобное регулирование теряет свою эффективность.


Социальная функция государства многообразна по содержанию и по объему деятельности. Ее содержание определяется задачами государства в социальной сфере и провозглашением многих государств в качестве социальных[60].

Главным назначением рассматриваемой функции является обеспечение общественного благополучия, т. е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении этого благополучия.

Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке: безработных, инвалидов, пожилых, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к данной категории могут добавляться беженцы и вынужденные переселенцы.

В социальной функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало государства: снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства[61].

Каждый человек обладает правом на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния как самого человека, так и его семьи[62]. Социальная поддержка государством малообеспеченных граждан приобретает особую значимость. Государство обязано принимать необходимые меры социальной защиты людей от негативных последствий инфляции.

Еще одним важным компонентом социальной функции является обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля за безопасностью условий труда и соответствием их требованиям гигиены, социального обеспечения и страхования[63]. Все названные проблемы предопределяются действием рыночных регуляторов.

Рыночная экономика делает необходимыми, с одной стороны, отмену права каждого на получение рабочего места (права на труд), а с другой – формирование системы страхования от безработицы, подготовки и переподготовки кадров в связи с технологическими изменениями производства, обеспечение государством занятости трудоспособного населения[64]. Но достижение полной занятости – идеальная цель, к достижению которой стремятся многие государства, объявившие себя социальными, однако ни одно из них данной цели не достигло. Более того, отмечается рост безработицы[65].


В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере[66]. Надлежащее выполнение государством социальной функции во многом зависит от материальных возможностей общества, от наличия определенной материальной базы[67].

Экологическая функция тесно примыкает к социальной функции, поскольку обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны.

В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики государства приобретает самостоятельное и весьма важное значение.

Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований, вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства[68].

Государство в лице своих компетентных органов:

- устанавливает правовой режим природопользования;

- определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды;

- принимает меры при экстремальных экологических ситуациях.

Право на безопасную (благоприятную) окружающую среду составляет одно из естественных фундаментальных прав человека[69].

В ст. 42 Конституции РФ, например, указано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением[70]. И гражданин государства может требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения данного права[71].

Государственные гарантии права человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять:

– государственный контроль соблюдения природоохранительного законодательства;

– принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению, ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф;

– планирование и нормирование качества окружающей среды;

– государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий.