Файл: Понятие и классификация функций государства (Факторы, влияющие на содержание функций государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К таким сферам деятельности относятся, например, такие, как национальная безопасность, борьба со стихийными бедствиями и экологическими катастрофами, поддержание общественного порядка, борьба с преступностью, использование государственно-правовых средств для разрешения межнациональных конфликтов и др.

Общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общих интересов. Чем больший удельный вес общесоциального начала в функциях государства, тем выше его роль как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей[22].

Престиж государства, политической власти, их поддержка народом непосредственно зависят от демократического содержания его функций, умения и желания считаться и учитывать в своей деятельности многообразные интересы различных групп внутри государства, а также от возможности опираться на общечеловеческие ценности[23].

Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее естественные неотъемлемые права и свободы, осуществляющее террор против собственного народа или отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может считаться цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с прочими государствами[24].

Приверженность нашего государства гуманистическим и демократическим принципам закреплена в Конституции РФ: там указаны общепризнанные мировым сообществом права и свободы человека, включая право на жизнь, уважение и защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища, беспрепятственное выражение убеждений, свободу передвижения, мысли и слова и т.д.

2. Ha содержание функций государства воздействуют национальные отношения, что особенно характерно для многонациональных государств.

В мононациональных государствах функции государства также имеют определенное национальное содержание, что связано с сохранением и развитием национальной культуры, национальных традиций, самобытности и т.д. Несмотря на то, что сейчас практически отсутствуют мононациональные государства, национальная принадлежность выступает цементирующей основой общества[25].

Национальное единство укрепляет государство, т.к. политическая общность дополняется этнокультурными узами. В обществе политическая дифференциация зачастую сглаживается национальными интересами.


В настоящее время межнациональные конфликты стали происходить чаще, чем классовые: происходит борьба за территории, суверенитет, возможность свободного этнокультурного развития, размежевание и воссоединение, расстановку национальных кадров и т.п.[26]

Ситуация, кроме того, усугубляется в многонациональном государстве, где возникает проблема регулирования отношений между различными нациями и народами. В развитии российской государственности национальный фактор всегда занимал важное место и сохраняет свое значение до сих пор.

Любое государство, особенно многонациональное, для предотвращения распада общности народов, проживающих на его территории, должно выявлять и согласовывать национальные интересы, учитывать национальный фактор в своей политике, в том числе при принятии государственных решений, своевременно выявлять источники обострения напряженности в национальных отношениях, использовать государственно-правовые механизмы для разрешения демократическим путем национальных противоречий[27].

3. Среди факторов, воздействующих на функции государства, большое влияние оказывает научно-технический прогресс.

С одной стороны, государство должно способствовать развитию фундаментальной науки, разработке открытий и изобретений, а с другой – законодательно ограничивать негативные последствия от использования научных достижений. Например, совершенствование медицинских технологий, значительные достижения медицинской науки в области трансплантации человеческих тканей и органов, в репродуктивной области и т.д. выдвигают на первый план многие нравственные и правовые проблемы. Следовательно, государство должно защищать людей от незаконных посягательств на их жизнь, физическую неприкосновенность и одновременно установить ответственность медицинских учреждений и их работников за врачебную ошибку, разглашение врачебной тайны, неправильное использование методов лечения, за злоупотребление доверием пациентов и т.п.[28]

4. Функции государства зависят от экологического фактора. Каждое государство обязано обеспечивать защиту прав человека на жизнь в благоприятной экологической среде. При этом экология в условиях научно-технического прогресса приобретает по существу планетарное значение, поскольку речь идет о выживании человечества и цивилизации в целом[29].

5. Ha функции государства воздействуют процессы информатизации общества, создание общепланетарного информационного пространства. Развитие указанных процессов происходит из-за потребностей формирования свободного общества, участия широкой общественности в управлении делами государства, необходимости контроля за управляющими, законным правом граждан знать, что конкретно делается в мире, государстве, протестовать против незаконных, несправедливых решений[30].


Демократическое государство призвано обеспечивать возможности для реализации свободы информации и равную ее доступность каждому. Ограничения данной свободы допустимы лишь соображениями национальной безопасности, неприкосновенности частной жизни, тайны следственных действий, коммерческой тайны.

6. На характер и содержание функций государства влияет международная обстановка и международные отношения.

Россия является частью мирового сообщества, она находится в очень жесткой, высококонкурентной международной системе, которая переживает период экономических проблем. В подобной ситуации любые форсированные меры могут быть использованы против России. Попытки разогнать экономический рост могут обернуться финансовыми атаками международных финансовых структур (такими, как, например, МВФ и др.), а попытки политической либерализации могут быть использованы для обострения внутриполитической ситуации[31].

В целом, в последние десятилетия можно отметить увеличение влияния международных организаций, международных норм и принципов, а также межгосударственных отношений на внутреннюю жизнь всех государств мира.

Вместе с тем, можно отметить достижение высокого уровня интеграционных процессов, что обусловлено большой взаимосвязью и взаимозависимостью различных государств. На мировой арене происходит формирование нового соотношения сил: одни государства утрачивают положение сверхдержав, а прочие – становятся передовыми. Все это влияет на содержание деятельности государств как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.

1.3.Классификация функций государства

Выполняемые государством функции весьма разнообразны по содержанию и сфере проявления[32]. В юридической науке предложено немало оснований их классификации.

Основаниями для классификации избираются:

а) объекты воздействия и сферы государственной деятельности, ее территориальный масштаб;

б) способы государственного воздействия на общественные отношения;

в) содержание функций, продолжительность (сроки) их осуществления;

г) правовые формы, в которые они облекаются, и др.[33]

К числу основных критериев можно отнести классификацию функций государства по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей.


Соответственно этому функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные). Данная классификация показывает механизм реализации государственной власти. Каждая из них осуществляется, как правило, совокупностью государственных органов, принадлежащих к одной из ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной[34].

По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Первые выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на многих стадиях его существования, вторые – обусловлены особенностями общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения подобной особенности утрачивают свое значение[35].

Несмотря на то, что такое деление, по мнению многих ученых, весьма условно, так как критерий такого разграничения четко не определен, данная классификация функций государства сформулированное еще в 70-е годы Н.В. Черноголовкиным. сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне[36].

Каждая функция государства объективно необходима для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Указанные направления становятся для государства наиболее важными[37].

Поэтому полагаем необходимым скорректировать эту классификацию функций государства и представить ее как приоритетные и неприоритетные (относительно существующего этапа развития) функции государства.

Как отмечает М.Н. Марченко, «у современного государства…нет и не может быть лишь одной, единственной основной (главной) функции»[38].

Охрана интересов человека и его прав скорее является целью государства. Но если даже считать таковую цель полноправной функцией, то ее осуществление невозможно без осуществления всех иных функций государства, что само по себе ставит под вопрос главенство и автономность рассматриваемой функции.

Классификация функций государства приводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве - это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве - это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации - это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств[39].


Интересной представляется классификация функций государства Д.А. Хвана, который их дифференцирует на правовые и неправовые функции или формы в зависимости от разных исторических и культурных типов государств. Так, по мнению ученого, для правовых государств - государств западного типа - принципиально важна правовая форма, а правовые функции выступают как основные.

Напротив, для политизированных государств - государств восточного типа - более характерны неправовые формы. Политизированные государства более динамичны, ситуативны, но при этом произвольны в плане решения указанных задач[40].

Развивая свою классификацию функций государства, Д.А. Хван говорит не просто о правовых и неправовых функциях государства, а об их системах. В указанных системах он выделяет системообразующие и производные функции. Так, для системы правовых функций государства, по его мнению, системообразующими являются правоустанавливающая, право-воспроизводящая, правообеспечительная функции, а производными правовыми функциями государства выступают правозащитная, правоохранительная, правосудная, законотворческая, регламентирующая функции и функция самоограничения[41].

В системе неправовых функций государства системообразующей выступает организационно-политическая функция. Производные неправовые функции государства многообразны, но наиболее существенные из них - идеологическая, экономическая, экологическая, финансовая функция государства и др.

Функции государства можно также различать по значимости и соответственно этому выделять главные и производные (вспомогательные).

К главным следует отнести функции, имеющие приоритетное значение на конкретном этапе развития общества (экономическая, социальная, экологическая функции). К их числу относятся: природные условия, обеспечение жизни, здоровья человека, нормальной среды его обитания; социально-культурные условия; экономические условия, обеспечение необходимого уровня жизни, условий труда, его оплаты, условий быта и т.п.; политические условия[42].

Производными можно считать функции сопутствующего, вспомогательного или обслуживающего характера. Такой можно считать функцию налогообложения и финансового контроля, которая характеризуется вспомогательной природой по отношению к экономической, социальной функциям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка[43].