Файл: Понятие и классификация функций государства (Факторы, влияющие на содержание функций государства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
– привлекать к ответственности виновных в нарушении экологического законодательства[72].
Важной функцией государства является налогообложение и финансовый контроль.
Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной политики. Налоги предназначены для покрытия расходов на содержание государственного аппарата, перераспределения доходов среди различных групп и слоев населения, для обеспечения перспективного экономического, культурного и иного развития страны[73].
Рыночные отношения способны эффективно развиваться лишь при устойчивости налоговой системы, поэтому функция налогообложения рассматривается как реализация соответствующих властных полномочий государства.
В то же время рыночная экономика диктует необходимость рассматривать данную функцию как особенные обязательственные отношения между государством и плательщиками налогов[74]. И хотя этот вид отношений носит ярко выраженный «вертикальный» характер, тем не менее демократизация деятельности государства предполагает внедрение в сферу налогообложения механизмов юридической, в том числе судебной, зашиты прав и законных интересов налогоплательщиков.
Другой частью рассматриваемой функции является финансовый контроль. Он выступает как один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны[75]. В эту систему включаются государственные финансы, рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.
Задачи финансового контроля: проверка соблюдения, правил финансовых операций и финансовых обязательств перед государством; контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др.[76]
Государство располагает множеством субъектов финансового контроля, например, Счетная палата РФ, ЦБ РФ, Минфин РФ, ФНС РФ и др. В этом контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации[77].
В юридической литературе функцию налогообложения и финансового контроля нередко трактуют не как самостоятельную, а в качестве вспомогательной и во многом обслуживающей по отношению к прочим функциям. Конечно, нельзя отрицать эту природу данной функции.
Однако на переходных этапах развития общества в период его реформирования, которое сопровождается становлением новых рыночных структур и механизмов, функция налогообложения и финансового контроля приобретает особое значение и может быть выделена в качестве самостоятельной[78]. Она отличается от прочих функций своеобразием сферы применения, формами и методами осуществления: проведение проверок, ревизий, установление нормативов деятельности субъектов мерами воздействия и др.
Значение функции налогообложения и финансового контроля зависит от той роли, которую стремится играть государство в экономике, а также от того, принимает ли оно на себя в полном объеме социальную функцию. Государство, провозглашающее себя как правовое и социальное, должно проводить строгий финансовый контроль во всех сферах с целью максимальной защиты интересов общества, государства, личности[79].
Приоритетной является функция защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка. Обеспечение прав человека – главный критерий демократичности государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с иными государствами и со всем мировым сообществом.
В современных условиях происходит интернационализация проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание международной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека[80].
Во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; а также обязаны сотрудничать друг с другом в данной сфере.
Многие государства (в том числе и Россия) возвели в ранг конституционного принцип признания прав и свобод человека, а также их защиты и соблюдения.
Однако обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и реальной практикой[81].
Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка осуществляется системой правоохранительных органов, среди которых важная роль принадлежит органам правосудия, внутренних дел, государственной безопасности и др.
2.2. Внешние функции государства
Рассмотрим внешние функции государства.
Интеграция в мировое сообщество ряда постсоциалистических государств существенно изменила их внешнюю политику и побудила к признанию гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях. В частности, провозглашается, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры имеют приоритет и перед внутригосударственным законом[82].
Реализация функции интеграции в мировую экономику стала возможной с ослаблением напряженности в отношениях между государствами. Эта функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в том числе производственные, научно-технические, торговые, валютные, кредитные, транспортные и др.[83]
Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении
мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами.
Интеграция базируется на ряде принципов, главными из которых являются:
1) принцип суверенитета государств над их природными ресурсами, каждое государство свободно в распоряжении ими;
2) свободы выбора форм интеграционных связей;
3) равенства и взаимовыгодного сотрудничества, исключение дискриминационных мер (Совет Европы в отношении России, ООН в отношении Ирака)[84].
Указанные принципы предполагают систему государственно-правовой защиты права собственности и иностранных инвестиций. В частности, иностранные инвестиции и собственность должны быть защищены от национализации и экспроприации. Мировая практика исходит из того, что национализация допустима лишь на одинаковых для всех условиях и с установлением равных гарантий, а также способов разрешения возникающих конфликтов[85]. Это означает:
1) что национализация не должна носить дискриминационного характера; осуществляться лишь на основе закона;
2) собственнику должна быть компенсирована потеря имущества;
3) компенсирована возможность оспаривания акта о национализации в судебном порядке[86].
Функция обороны основывается в настоящее время в большинстве демократических государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Из этого вытекает, что вооруженные силы государству нужны лишь для реализации задач:
а) защиты независимости и территориальной целостности государства;
б) выполнения международных обязательств.
Это позволяет значительно сократить военные расходы государства, осуществить в больших объемах конверсию оборонной промышленности.
Вместе с тем, защитить себя в одиночку в современных условиях практически невозможно. Поэтому мировое сообщество создало в рамках ООН систему коллективной безопасности государств, т.е. такую организацию совместных мероприятий, которая исключала бы возможность возникновения войн. Эта система основана на принципах неприменения силы, мирного разрешения споров, равной безопасности государств, подавления актов агрессии и др.[87]
Функция поддержания мирового порядка охватывает:
- во-первых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения. Оздоровление международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достижение реального разоружения и запрещения ядерных испытаний;
- во-вторых, обеспечение сотрудничества государств в сфере борьбы с организованной преступностью, в т.ч. - с контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом;
- в-третьих, участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов. Это обусловлено тем, что подобные конфликты сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства[88].
Функция сотрудничества с иными государствами в различных
сферах, в том числе в решении глобальных проблем, появилась в постконфронтационный период отношений между государствами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного реагирования.
К числу глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают территориальные пределы одного государства[89].
Объединение международных усилий здесь происходит в двух главных направлениях: ограничение вредных воздействий на окружающую среду; рациональное использование природных ресурсов.
Подобное сотрудничество позволяет предупреждать промышленные аварии, обеспечивать готовность к чрезвычайным ситуациям и раннее оповещение о них, снижать серьезные последствия катастроф[90].
Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиненного токсичными выбросами промышленного производства, утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами, угрозы так называемого парникового эффекта и др.
Большие проблемы связаны с освоением космического пространства, планет и небесных тел; удалением космического мусора, появление которого вызвано многочисленными запусками космических объектов[91].
Расширение человеческого вмешательства в природную систему нередко приводит к исчезновению некоторых видов животных и растений. Таким образом, под угрозой находится генофонд планеты.
Всеобщая озабоченность в сохранении сырьевых и энергетических
ресурсов как общечеловеческого достояния привела к международно-правовой договоренности о согласовании национальной политики отдельных государств в области энергетики, ископаемого топлива, невозобновляемых природных ресурсов[92].
Эффективность межгосударственного сотрудничества зависит от обмена научной информацией, проведения совместных исследований, разработки научных прогнозов относительно неблагоприятных изменений глобального климата и природных ресурсов, от распространения опыта и методики осуществления контроля за правонарушениями в сфере окружающей среды, от применения рыночных механизмов для предотвращения: ущерба природе (налоговых льгот, кредитов, системы штрафов и др.), от согласования национальной политики отдельных государств в экологической сфере, от механизма взаимодействия государств в чрезвычайной экологической обстановке[93].
Таким образом, сотрудничество государств обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.
Однако на международной арене наблюдаются как сотрудничество, так и соперничество государств, которое определяется уровнем их конкурентоспособности. Следовательно, констатируя возросшие возможности для сотрудничества между государствами в различных сферах, нельзя в то же время отрицать и взаимоисключающих интересов, противоречивую сложность современного мира[94].
Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии: