Файл: Современные политические режимы ( Понятие и сущность политического государственного режима ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
Происходит ликвидация социальных и этнических групп, вызывающих опасения для власти на этом пути, проводятся систематические чистки, разрываются социальные и семейные связи, происходит введение трудовых книжек, развивается система прописок и общество начинает служить великой идее.
В качестве примера рассмотрим Германия, одержавшее поражение в Первой мировой войне, после подписания Версальского договора, обязана была выплачивать большую контрибуцию. В совокупности с обязательствами по демилитаризации это поставило страну перед выбором: либо остаться второстепенной страной Европы, либо попытаться вырваться.
Все происходящее поспособствовала приходу к власти нацисткой партии. Основные требования нацистов стали: прекращение выплат по репарациям, возрождение и поддержание национальной экономики, восстановление поруганной чести страны, организация свободного рынка и борьба с коммунизмом, чистка национальной культуры от инородцев, исключение евреев из общественной жизни, корректировка границ и воссоздание стабильного германского рейха [26][20, с. 69] .
Похожая ситуация происходила и в России.
С приходом тоталитарного режима правящие круги общества открыто используют различные методы принуждения и насилия, резко подавляя любые попытки сменить установившийся порядок власти. Происходит деятельность и вмешательство во все сферы общественной деятельности государства, а так же регулирование силовых структур – армии, полиции, органов безопасности. Происходит создание специализированных органов, главной целью и задачей которых является выявление неблагоугодных граждан, врагов народа, а так же проводится их немедленная ликвидация.[27] [3, с. 217] .
В экономической сфере хотя и господствует монопольный контроль со стороны государства, но это не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического принуждения[28][3, с. 215] .
Самым реакционным является фашистский политический режим. Это открытая террористическая диктатура реакционных сил, отрицающая всякую демократию и законность. Для фашизма характерны крайний шовинизм и расизм, развязывание захватнических войн для порабощения «низших» наций и народов. Очень часто в литературных источниках происходи приравнивание тоталитаризма и фашизма. Действительно, между ними очень много похожего, но и существует важное принципиальное различие: в отличие от фашизма тоталитарный режим не ставит перед собой задачи порабощение или уничтожение другой власти, хотя может проводиться политика по получению контроля над определенным народом, которые являются неугодными для правящих классов, при этом основной целью тоталитарного режима это не является [29][16, с. 117] .
2.2 Авторитарный режим
Авторитарный режим признается одним из наиболее распространенных в истории политических режимов. Авторитаризм (от лат. autoritas – решение, власть, влияние) по своим характерным чертам занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитарным режимом его роднят такие черты, как не ограниченный законодательством характер властвования, автократичность. С демократией авторитарный режим объединяет наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
Авторитарный режим имеет ряд отличий от тоталитаризма. А именно авторитаризм осуществляет жесткое контролирование исключительно политической жизни общества, только здесь отсутствует единая четкая идеология и происходит ограничение прав и свобод населения. При этом допускаются демократические элементы. Ограниченные цензами, позволяющими правящей элите жестко контролировать свои властные полномочия[30] [7, с. 162] .
Рассмотрим черты присущие авторитарной политической системе:
1. Неограниченная власть в руках одного лица или правящей группы.
2. Фиктивная многопартийная система, отсутствие конкурентоспособной оппозиции. Существование партий носит декоративный характер.
3. Контролируемые выборы в органы государственного управления.
4. Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
5. Существование неполитических структур: союзы промышленников и предпринимателей, профсоюзов, спортивных организаций и всего остального, что находится вне политики.
6. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
7. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во внеполитические сферы и, прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления [31][3, с. 216] .
Указанные черты авторитаризма свидетельствуют о некотором сходстве с тоталитарным режимом. Однако самое существенное различие между ними состоит в характере отношений власти с обществом и отдельным индивидом. При авторитаризме эти отношения дифференцированы и опираются на «ограниченный плюрализм», тоталитаризм же вообще отвергает всякий плюрализм и разнообразие социальных интересов, причем тоталитаризм стремится ликвидировать не только социальный, но и идеологический плюрализм, инакомыслие. Авторитаризм не оспаривает право на автономное самовыражение различных групп общества [32][14, с. 169] .
Причины появления авторитаризма могут быть различными: природная – харизма, то есть очевидный талант и притягательность политического лидера, признанные обществом; рациональные – состояние войны, общественный кризис, которые постоянно требуют концентрации власти в одних руках. Конечно же, это не все причины появления авторитарного режима, но именно вышеперечисленные являются главными.
В условиях авторитарной власти правительство остается вне реального контроля и влияния ни со стороны закона, ни со стороны общества. При этом вероятность массового нарушения прав и свобод человека, несоблюдение правовых норм многократно увеличивается.
Существование партий, выборов и некоторых других элементов демократического устройства служит для придания демократического имиджа в глазах населения и международной общественности. Деятельность оппозиции, представляющая угрозу существующему строю, сразу же жестко пресекается.
Многими исследователями отмечается связь политического государственного режима с экономической сферой жизни общества, так как уровень развития и состояние экономики во всем государстве определяет и тип политического режима страны.
В слаборазвитых в экономическом отношении государствах невозможно достичь реальной демократии – этим государствам почти всегда соответствует та или иная форма недемократического режима [33][9,с 131] .
В странах со слабо развитой экономикой «мягкие» авторитарные режимы (когда граждане ограничены в политических правах, как правило, не допускается политическая оппозиция, но государство воздерживается от применения насилия и террористических методов по отношению к населению) показали свою ценность и жизнеспособность. В условиях определенного ограничения демократических прав и свобод эффективнее происходит государственное управление, быстрее развивается экономическая и социальная сферы жизни общества. В подтверждение сказанного можно привести в пример страны Латинской Америки. Во второй половине XX в. Там существовали явно недемократические методы осуществления власти, однако именно в этот период Аргентина, Бразилия, Чили и другие латиноамериканские государства существенно улучшили свое экономическое положение и сейчас они являются ключевыми развивающимися странами.
Воздействие авторитаризма на ход социального развития далеко неоднозначно и имеет ряд достоинств, которые ярко проявляются в экстремальных для государства ситуациях. Несомненно, авторитарная власть обладает высокой способностью обеспечить общественный порядок и в случае необходимости сконцентрировать усилия и ресурсы на решении таких назревших проблем, как, например, осуществление ускоренной экономической модернизации. С одной стороны это происходит эффективно и при определенном невмешательстве во внеполитические сферы жизни общества, с другой отсутствие у граждан возможностей для выражения своих интересов есть одно из самых уязвимых положений авторитарных режимов[34][3, с. 217] .
В правдивости данной мысли можно убедиться, изучив опыт Южной Кореи, Тайваня и других «новых индустриальных стран», где после двух-трех десятилетий стремительного экономического развития потенциал авторитарного управления исчерпывается и, по-видимому, наступает пора демократических реформ. Резкий взлет в образовании и культуре, рост численности среднего класса и его политического сознания, растущий поток информации и новых идей, усиление контактов с развитыми демократическими странами – все это стимулирует демократические преобразования и развивающемся мире.
2.3 Демократический режим
Демократия - (от древнегреческого demos - народ и crutos - власть) - народовластие – форма устройства государства, предполагающая равноправие всех членов в управления и принятия в ней решений по большинству, является идеальной моделью государственного устройства, предполагает свободу, равенство, уважение достоинства человека, солидарность и т.д., наличие социального и политического движение за народовластие. С момента зарождения демократия связана с государством, а, следовательно, с принуждением. В лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.
Понятие демократия применим только к тому государству, чья законодательная власть принадлежит коллегиальному органу, избранный народом. Так же если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.[35][8, с. 367]
Предоставление гражданам прав и свобод демократическим государством предполагает не только закрепление формального равенства правовых возможностей, но и обеспечение их социально-экономических гарантий на конституционном уровне. В результате чего предоставленные права и свободы приобретают реальный, а не фиктивный характер.
Политический режим демократии – это режим, при котором народ тем или иным способом принимает непосредственное участие в выборе решений и контроле над их выполнением. При этом закон защищает народ от произвола власти, а власть – от произвола народа [36][7, с. 164] .
Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.
Характерные черты демократического режима:
1. Наличие Конституции, отвечающей интересам и требованиям народа, принятой всенародным голосованием.
2. Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их, а также осуществлять контроль над их государственной деятельностью.
3. Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.
4. Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.
5. Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государственных органах[37][15, с. 100] .
6. Правовое государство, понимаемое как высшая власть закона.
7. Равноправность граждан с точки зрения их политических, экономических, социокультурных, экологических, и иных прав и свобод.